ЕВРИПИ́Д
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВРИПИ́Д (Εὐριπίδης) (ок. 484 до н. э., о. Саламин – 406 до н. э., Пелла), др.-греч. драматург. Родился в зажиточной афинской семье. Е., по некоторым сведениям, уже в 18 лет начал писать трагедии, но в состязании трагич. поэтов впервые принял участие только в 455, когда была поставлена его первая пьеса «Пелиады» («Πελιάδες»), и смог занять 3-е место. В 441 Е. одержал свою первую победу. Всего он становился победителем в таких состязаниях 4 раза, 5-я победа была присуждена ему посмертно. Хотя вся жизнь Е. была посвящена лит. деятельности, однажды он вошёл в состав посольства, отправленного в г. Сиракузы на Сицилии. Был начитанным человеком, владел первой значит. частной библиотекой; находился под сильным влиянием софистов (Протагора, Антифонта), Анаксагора и др. философов 5 в. После 408 Е. по приглашению макед. царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу, где и умер.
Е. написал cв. 90 произведений; сохранились 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп» и множество драматич. фрагментов, доказывающих огромную популярность трагедий Е. в эпоху эллинизма. Лучшие, по оценке древних, драмы Е. до нас не дошли; из уцелевших только «Ипполит» получил первую награду на состязаниях поэтов. С уверенностью можно датировать лишь 8 трагедий: «Алкестида» («Ἄλϰηστις», 438), «Медея» («Μῄδεια», 431), «Ипполит» («‘Ιππόλυτος », 428), «Троянки» («Τρώαδες», 415), «Елена» («‘Ελένη», 412), «Орест» («’Ορέστης », 408), а также «Вакханки» («Βάϰχαι », 406) и «Ифигения в Авлиде» («’Ιφιγένεια ἡ ἐν Αὐλίδι », 406), поставленные в 405 посмертно. Прочие датируются по косвенным свидетельствам: «Гераклиды» («‘Ηραϰλεῖδαι », 430), «Андромаха» («’Ανδρομάχη », 425–423), «Гекуба» («‘Εϰάβη», 424), «Просительницы» («‘Ιϰέτιδες », 422–420), «Геракл» («‘Ηραϰλῆς», рубеж 420-х гг.), «Ифигения в Тавриде» («’Ιφιγένεια ἡ ἐν Ταύροις », 414), «Электра» («’Ηλέϰτρα », 413), «Ион» («Ἴων», 412–408), «Финикиянки» («Φοίνισσαι », 411–409). Дошедшая под именем Е. трагедия «Рес» («‘Ρῆσος») написана поэтом более позднего времени.
Благодаря характерному сплаву интеллектуализма и тончайшей драматургич. техники Е. уже в античности был признан «философом на сцене». Е. подверг изменению тип трагедии, сложившийся в творчестве его старших современников Эсхила и Софокла. Используя традиц. мифологич. сюжеты, он находил трактовки, позволявшие выразить глубочайший трагизм человеческих судеб (Аристотель в «Поэтике», XIII, назвал Е. «трагичнейшим из поэтов»), проникнуть в душу героев, раскрыть темы, волновавшие афинское общество его времени: участь человека и влияние на неё богов; верность, дружба, ложное и истинное благородство; судьба женщин, рабов, побеждённых; защита слабых и обездоленных. Сохраняя присущий античной трагедии высокий пафос, Е. сумел изобразить тончайшие детали жизненных коллизий и переживаний героев; он был первым драматургом, создававшим сложные и многогранные характеры. Новаторство Е. не осталось незамеченным современниками; согласно свидетельству Аристотеля, Софокл утверждал, что сам он «представляет людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они в действительности» («Поэтика», XXV). В то же время консервативные круги Афин неприязненно отнеслись к новаторству Е. и его свободе в обращении с традиц. формами и сюжетами, обвиняя драматурга в безнравственности. Выразителем этой позиции стал Аристофан, давший в «Лягушках» карикатурный образ Еврипида.
В основе трагедий Е. обычно лежит конфликт чувства и разума; при этом палитра сюжетов, мотивов и характеров у Е. разнообразна. Трагич. судьбы семей изображаются в «Алкестиде» (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обречённого на смерть мужа), «Ипполите» (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). В трагедиях, основу которых составили события троянского цикла, наряду с отражением ужасов войны и страданий побеждённых («Гекуба», «Троянки») показана противоречивость человеческой души («Елена», «Ифигения в Авлиде»). Е. первым в античной драматургии раскрыл возможности любви как сильнейшей страсти, полностью захватывающей человека («Ипполит»). Нововведением Е. стало изображение сильных и ярких женских характеров («Медея»). Не схематичны в его трагедиях и образы рабов: проявляемые рабами чувства заставляют зрителей сопереживать им.
Большинство трагедий Е. открывается прологом, произносящимся одним из персонажей или божеством; в нём повествуется о предпосылках трагедии, которые коренятся в прошлом героев. Пролог у Е. самостоятелен, действие трагедии начинается только после его окончания. Е. часто использует сценический прием деус экс махина, являющийся пережитком старинных ритуальных действ. Диалоги героев построены по правилам риторики, особенно в сценах «агонов» (словесных состязаний). Противостояние героев в спорах подчёркивалось использованием приёма стихомифии, т. е. обмена участников «агона» стихами. Е. увеличил объём монодий (сольного пения актёров), значительно уменьшив роль хора в развитии действия. В основу некоторых поздних трагедий Е. положена интрига, которая заменяет традиц. миф («Ион»); в них усиливаются бытовые, комич., приключенч. элементы. Е. широко использовал бытовую лексику, приближая язык трагедий к разговорному нар. языку.
Творчество Е. оказало огромное влияние на формирование аттической комедии, римской трагедии, в частности на Сенеку, а через него на всю европ. драматургию. К наследию Е. обращались франц. классицисты П. Корнель («Медея») и Ж. Расин («Федра», «Андромаха», «Ифигения в Авлиде»); нем. поэты И. В. Гёте («Ифигения в Тавриде») и Ф. Шиллер («Мессинская невеста»), позднее – Г. фон Гофмансталь, Г. Гауптман, Ж. П. Сартр, Х. Мюллер. Сюжеты трагедий Е. широко представлены в оперной классике (Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Л. Керубини).