Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖОЙС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв

ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (Джеймс Ав­гу­стин Ало­изи­ус) (2.2.1882, Рат­гар, при­го­род Дуб­ли­на – 13.1.1941, Цю­рих), ирл. пи­са­тель. Пи­сал на англ. яз. Ро­дил­ся в се­мье обед­нев­ше­го на­ло­го­во­го слу­жа­ще­го. По­сле учё­бы в ие­зу­ит­ских кол­лед­жах (Клон­го­ус-Вуд, 1888–92; Бел­ве­дер, 1893–97) раз­оча­ро­вал­ся в ка­то­ли­циз­ме; окон­чил Дуб­лин­ский уни­вер­си­тет­ский кол­ледж (1902), где изу­чал англ., франц., итал. ли­те­ра­ту­ры. По­сле по­се­ще­ния Па­ри­жа (1903–04) пре­по­да­вал англ. яз., слу­жил в бан­ке в Ри­ме. В 1912 по­след­ний раз по­се­тил Ир­лан­дию. 1-ю ми­ро­вую вой­ну про­вёл в Цю­ри­хе. В 1920–1940 жил в Па­ри­же, об­щал­ся с Э. Па­ун­дом, Э. Хе­мин­гуэ­ем, В. Лар­бо, а так­же с С. Бек­ке­том, ко­то­рый в 1935–37 был его сек­ре­та­рём. Д. с дет­ст­ва пи­сал сти­хи и про­зу; в сту­денч. го­ды на­хо­дил­ся под влия­ни­ем Г. Иб­се­на, Г. Га­упт­ма­на, У. Б. Йейт­са, Г. Д’Аннунцио. Как на­чи­наю­щий ав­тор Д. был под­дер­жан дея­те­ля­ми Ир­ланд­ско­го воз­ро­ж­де­ния, хо­тя и от­вер­гал их идею нац. искусства.

Портрет Дж. Джойса работы Ж. Э. Бланка. 1935. Частное собрание.

Пер­вая пуб­ли­ка­ция Д. – ст. «Но­вая дра­ма Иб­се­на» («Ibsen’s new drama», 1900). Ран­няя по­эзия во­шла в сб. «Ка­мер­ная му­зы­ка» («Chamber music», 1907), од­но из сти­хо­тво­ре­ний ко­то­ро­го Э. Па­унд вклю­чил в пер­вую ан­то­ло­гию има­жиз­ма (1914). Но­вел­лы Д. на те­му гор. по­все­днев­но­сти со­ста­ви­ли кн. «Дуб­лин­цы» («Dubliners», 1905, опубл. в 1914, рус. пер. 1927), дол­го не пе­ча­тав­шую­ся из-за не­обыч­но­сти ком­по­зи­ции и сти­ли­сти­ки (фраг­мен­тар­ность, про­явив­шая­ся в пунк­тир­но очер­чен­ном об­ра­зе го­ро­да; син­тез на­ту­ра­ли­стич. по­ве­ст­во­ва­ния с рит­ми­зо­ван­ной про­зой, сим­во­ли­ст­ски­ми «оза­ре­ния­ми»). Ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Порт­рет ху­дож­ни­ка в юно­сти» [«A por­t­rait of the artist as a young man», ок. 1906, жур­наль­ная пуб­ли­ка­ция, 1914–15, книж­ная пуб­ли­ка­ция, 1916, рус. пер. 1976; уце­лев­шие гла­вы 1-го ва­ри­ан­та, имев­ше­го назв. «Сти­вен ге­рой» («Ste­phen hero»), опубл. в 1944] – о ста­нов­ле­нии пи­са­те­ля, жерт­вах (се­мья, на­ция, ка­то­лич. ве­ра), при­не­сён­ных им ра­ди пре­дель­ной сво­бо­ды твор­че­ст­ва. Гл. про­из­ве­де­ние Д. – ро­ман «Улисс» («Ulysses»; на­чат в 1900-е гг., пе­ча­тал­ся в США в аван­гар­ди­ст­ском ж. «Little Review» в 1918–20, из­д. при­ос­та­нов­ле­но цен­зу­рой; пол­но­стью опубл. в Па­ри­же в 1922; пуб­ли­ка­ция фраг­мен­тов в СССР, 1935–36; рус. пер. 1989; перераб. в 1993). Один день из жиз­ни Дуб­ли­на (16.6.1904 – да­та встре­чи Д. с бу­ду­щей же­ной) пред­ста­ёт в ро­ма­не как мат­ри­ца ев­роп. куль­ту­ры: он дан че­рез по­ток соз­на­ния пер­со­на­жей, в ко­то­ром на ос­но­ве по­этич. ас­со­циа­ций, лейт­мо­тив­ной тех­ни­ки, «ки­но­мон­та­жа» со­че­та­ют­ся де­та­ли бы­та, фи­зио­ло­гич. под­роб­но­сти, сны, фраг­мен­ты улич­ной ре­чи, за­го­лов­ки га­зет, и др. Биб­лей­ские и ли­те­ра­тур­ные (Го­мер, Ф. Раб­ле, У. Шек­спир и др.) ал­лю­зии, па­ро­дий­ное ото­бра­же­ние вы­со­ко­го и тра­ги­че­ско­го в низ­ком и ко­ми­че­ском по­зво­ля­ют Д. пред­ста­вить трёх осн. ге­ро­ев ро­ма­на как ар­хе­ти­пи­ч. фи­гу­ры от­ца, ма­те­ри и сы­на, а Дуб­лин – как го­род «со­вр. апо­ка­лип­си­са». С 1924 Д. пе­ча­тал фраг­мен­ты экс­пе­рим. бес­сю­жет­но­го ро­ма­на «По­мин­ки по Фин­не­га­ну» [букв. – «Про­бу­ж­де­ние Фин­не­га­на» («Finnegan’s Wa­ke», 1939)], где Д., ис­поль­зуя слож­ные язы­ко­вые ка­лам­бу­ры (на ма­те­риа­ле древ­них и но­вых язы­ков), трак­ту­ет сны «про­сто­го че­ло­ве­ка» и чле­нов его се­мьи как ото­бра­же­ние ми­фов о смер­ти, вос­кре­се­нии, ин­кар­на­ции, идей кру­го­во­ро­та ис­то­рии, все­мир­ной ме­та­мор­фо­зы.

По­эти­ка Д., в ко­то­рой но­ва­тор­ски обыг­ры­ва­ет­ся кон­фликт соз­на­тель­но­го и бес­соз­на­тель­но­го, реа­ли­зу­ют­ся воз­мож­но­сти ме­то­да «сво­бод­ных ас­со­циа­ций», ми­фо­по­эти­ки, эпа­таж­но­го па­ро­ди­ро­ва­ния са­краль­но­го про­фан­ным, ока­за­ла силь­ное влия­ние на мо­дер­ни­ст­скую и по­стмо­дер­ни­ст­скую литературу (У. Фолк­нер, С. Бек­кет, Х. Л. Бор­хес, В. В. На­бо­ков и др.), а так­же на ки­не­ма­то­граф (С. М. Эй­зен­штейн, Л. Бунь­юэль и др.).

Соч.: Letters. L.; N. Y., 1957–1966. Vol. 1–3; Собр. соч. М., 1993–1994. Т. 1–3; Сти­хо­тво­ре­ния. М., 2003.

Лит.: Groden M. «Ulysses» in progress. Prin­ce­ton, 1977; Ellmann R. J. Joyce. N. Y.; Oxf., 1982; Хо­ру­жий С. С. «Улисс» в рус­ском зер­ка­ле. М., 1994; Mahaffey V. Reauthoriz­ing Joyce. 2nd ed. Gainesville, 1995; Tindall W. Y. A reader’s guide to «Finnegan’s wake». Syra­cuse, 1996; Кор­ну­элл Н. Джойс и Рос­сия. СПб., 1998; Rabaté J.-M. J. Joyce and the politics of egoism. Camb., 2001; The Cam­bridge companion to J. Joyce. 2nd ed. Camb., 2004; Эко У. По­эти­ка Джой­са. СПб., 2006.

Вернуться к началу