Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЛО́ДИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 662

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Монисова

ВОЛО́ДИН (наст. фам. Лиф­шиц) Алек­сандр Мои­сее­вич (10.2.1919, Минск – 17.12.2001, С.-Пе­тер­бург), рус. дра­ма­тург, сце­на­рист, про­за­ик, по­эт. Окон­чил сце­нар­ный ф-т ВГИКа (1949). Пер­вая кни­га – «Рас­ска­зы» (1954); к про­зе (ав­то­био­гра­фич. за­мет­ки, аб­сур­ди­ст­ские мо­но­ло­ги и др.) об­ра­щал­ся на про­тя­же­нии все­го творч. пу­ти: «Оп­ти­ми­сти­че­ские за­пис­ки» (1967), «За­пис­ки не­трез­во­го че­ло­ве­ка» (1991), «За­пис­ки за­ком­плек­со­ван­но­го» (1992), «По­пыт­ка по­кая­ния» (1998) и др. Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чил как ав­тор пьес и сце­на­ри­ев, мно­гие из ко­то­рых ста­ли клас­си­кой рос. те­ат­ра и ки­но. Об­ра­ща­ясь к обы­ден­ной жиз­ни не­при­мет­ных лю­дей, не­ред­ко иду­щих на ком­про­мис­сы, па­сую­щих пе­ред же­сто­ко­стью ми­ра, В. про­сле­жи­ва­ет спо­соб­ность че­ло­ве­ка к внутр. раз­ви­тию, от­ка­зу от лож­ных идеа­лов, вы­бо­ру са­мо­сто­ят. пу­ти. В си­туа­ци­ях совр. жиз­ни В. на­хо­дил про­яв­ле­ние вне­вре­мен­ных нрав­ст­вен­ных за­ко­нов и цен­но­стей, от­сю­да тя­го­те­ние его дра­ма­тур­гии к прит­че­во­сти. В. – мас­тер ли­рич. дра­мы («Фаб­рич­ная дев­чон­ка», 1956, пост. в 1957; «Пять ве­че­ров», созд. и пост. в 1959, фильм Н. С. Ми­хал­ко­ва, 1979; «Стар­шая се­ст­ра», 1961, пост. в 1962, фильм Г. Г. На­тан­со­на, 1967; «Зво­нят, от­крой­те дверь», 1965, фильм А. Н. Мит­ты, 1966; «Доч­ки-ма­те­ри», 1974, фильм С. А. Ге­ра­си­мо­ва, 1975, и др.) с пси­хо­ло­гич. под­тек­стом, пре­об­ла­да­ни­ем внутр. кон­флик­та, зна­чит. сте­пе­нью ав­тор­ско­го при­сут­ст­вия в тек­сте (раз­вёр­ну­тые ре­мар­ки, по­этич. фраг­мен­ты). Ра­бо­тал так­же в жан­ре гро­те­ск­ной ко­ме­дии («На­зна­че­ние», 1963, пост. в 1966), тра­ги­ко­мич. ан­ти­уто­пии («Ка­ст­руч­ча», 1968, пост. в 1988); ис­поль­зо­вал ска­зоч­ные мо­де­ли (сце­на­рии «Про­ис­ше­ст­вие, ко­то­ро­го ни­кто не за­ме­тил», 1967, фильм 1968 в по­ста­нов­ке В.; «За­га­доч­ный ин­дус», созд. и пост. в 1966); соз­да­вал сце­нические прит­чи на ис­то­рич. и совр. ма­те­риа­ле («Вы­ху­холь», 1966, пост. в 1984; «Яще­ри­ца», 1969, пост. в 1984; «Две стре­лы», 1967, пост. в 1980, фильм А. И. Су­ри­ко­вой, 1989; «Мать Ии­су­са», 1970, пост. в 1988; «Дуль­си­нея То­бос­ская», 1969, пост. в 1975, фильм С. С. Дру­жи­ни­ной, 1980; «С лю­би­мы­ми не рас­ста­вай­тесь», созд. и пост. в 1972, фильм П. О. Ар­се­но­ва, 1980). Сплав ко­ме­дии и дра­мы, за­тра­гиваю­щей эк­зи­стен­ци­аль­ные те­мы ви­ны, от­вет­ст­вен­но­сти, смыс­ла жиз­ни, – в сцена­рии «Осен­ний ма­ра­фон» (1979, фильм Г. Н. Да­не­лии, 1979; Гос. пр. РСФСР, 1981).

Соч.: Для те­ат­ра и ки­но. М., 1967; Осен­ний ма­ра­фон: Пье­сы, сце­на­рии, про­за. М., 2005.

Лит.: Ла­ни­на Т. В. А. Во­ло­дин: Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. Л., 1989; Рас­са­дин Ст. Стыд­но быть не­сча­ст­ли­вым, или Не­по­нят­ный Во­ло­дин // Те­ат­раль­ная жизнь. 1989. № 1; О Во­ло­ди­не. Пер­вые вос­по­ми­на­ния. СПб., 2004–2006. Кн. 1–2.

Вернуться к началу