Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ЦЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 230-231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ВЕ́ЦЕЛЬ (Wezel) Ио­ганн Карл (31.10. 1747, Зон­дерс­хау­зен – 28.1.1819, там же), нем. пи­са­тель. Сын по­ва­ра. Изу­чал в Лейп­ци­ге тео­ло­гию, юрис­пру­ден­цию, фи­ло­ло­гию, фи­ло­со­фию. В. – один из круп­ней­ших мас­те­ров са­ти­рич. ро­мана эпо­хи Про­све­ще­ния. Опи­ра­ясь на тра­ди­цию шван­ка, при­бе­гая к гро­те­ско­вой об­раз­но­сти, приё­мам фар­са и бур­леска, В. в ро­ма­нах «Жиз­не­опи­са­ние То­биа­са Кнау­та-муд­ре­ца» («Leben­sge­schichte Tobias Knauts, des Weisen») и «Бель­фе­гор, или Са­мая прав­ди­вая ис­то­рия на све­те» («Belphegor, oder die wahr­scheinlichste Geschichte unter der Sonne», оба 1776) – пародиях на био­гра­фич. ро­ман и на ро­ман вос­пи­та­ния, соз­да­ёт ко­мич. об­раз фи­ло­соф­ст­вую­ще­го ме­ща­ни­на и че­рез опи­са­ния его стран­ст­вий и при­клю­че­ний рас­кры­ва­ет со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­мы сво­его вре­ме­ни. В ро­ма­не «Виль­гель­ми­на Аренд, или Опас­ность чув­ст­ви­тель­но­сти» («Wilhelmine Arend, oder die Gefahren der Empfindsamkeit», 1782) по­ка­за­на не­со­стоя­тель­ность сен­ти­мен­та­ли­ст­ских идеа­лов, их кру­ше­ние в столк­но­ве­нии с ре­аль­но­стью. Ро­ман о Ро­бин­зо­не Кру­зо («Robinson Kru­soe», 1779, в рус. пер. – «Но­вый Ро­бин­зон Кру­зе, или По­хо­ж­де­ния глав­но­го Анг­лий­ско­го мо­ре­ход­ца», 1781) – пе­ре­ра­бот­ка и про­дол­же­ние ро­ма­на Д. Де­фо, ост­рая по­ли­тич. са­ти­ра на дес­по­тизм.

Соч.: Gesamtausgabe: In 8 Bde. Heidelberg, 1997–2001–. Bd 3, 7–.

Лит.: Jansen W. Das Groteske in der deutschen Literatur der Spätaufklärung: Ein Versuch über das Erzählwerk J. C. Wezels. Bonn, 1980.

Вернуться к началу