Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕНЕВИ́ТИНОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 104-105

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Коровин
Д. В. Веневитинов. Портрет работы неизвестного художника. 1820-е гг. Всероссийский музей А. С. Пушкина (С.-Петербург).

ВЕНЕВИ́ТИНОВ Дмит­рий Вла­ди­ми­ро­вич [14(26).9.1805, Мо­ск­ва – 15(27).3.1827, С.-Пе­тер­бург; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рус. по­эт, кри­тик. Дво­ря­нин (по ма­те­ри – чет­ве­ро­юрод­ный брат А. С. Пуш­ки­на). По­лу­чил хо­ро­шее до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. В 1822–23 по­се­щал в ка­че­ст­ве воль­но­слу­ша­те­ля лек­ции в Мо­с­ков­ском уни­вер­ситете. Сдав эк­за­ме­ны на ат­те­стат (1823), по­сту­пил на служ­бу в Мо­с­ков­ский ар­хив Мин-ва иностр. дел. Стал ор­га­ни­за­то­ром круж­ка лю­бо­муд­ров (1823–25; со­б­ра­ния про­дол­жа­лись и по­сле офи­ци­аль­ного рос­пус­ка круж­ка). В 1826 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, слу­жил в Мин-ве иностр. дел.

Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти как кри­тик в 1825 («Раз­бор ста­тьи о "Ев­ге­нии Оне­ги­не"»), как по­эт – в 1827 (сти­хо­тво­рения «Лю­би­мый цвет», «Три ро­зы»). Сре­ди ран­них про­из­ве­де­ний – дру­же­ские по­сла­ния, про­ни­зан­ные ха­рак­тер­ны­ми для по­эзии 1820-х гг. мо­ти­ва­ми про­слав­ле­ния сво­бо­ды и ра­до­сти, «за­ня­тий сла­до­ст­ных и мир­ных»; по­эма «Песнь Коль­мы» (1824) по об­раз­цу «Поэм Ос­сиа­на» Дж. Мак­фер­со­на; по­эма из рус. ста­ри­ны «Ев­прак­сия» (со­хра­ни­лись от­рыв­ки; опубл. в 1829). Ин­ди­ви­ду­аль­ный по­этич. стиль В., в ко­то­ром тра­диц. об­ра­зы сен­ти­мен­таль­но-ро­ман­тич. эле­гии об­ре­ли от­вле­чён­ный фи­лос. смысл, окон­ча­тель­но сло­жил­ся к 1825 (со­не­ты «К те­бе, о чис­тый Дух, ис­точ­ник вдох­но­ве­нья», «Спо­кой­но дни мои цве­ли в до­ли­не жиз­ни»), зна­ме­но­вав со­бой воз­ник­но­ве­ние фи­лос. по­эзии рус. ро­ман­тиз­ма. Цен­траль­ная те­ма его ли­ри­ки – судь­ба вдох­но­вен­но­го по­эта, вы­со­ко воз­не­сён­но­го над тол­пой, над по­шло­стью и про­зой по­все­днев­но­сти. Раз­мыш­ле­ния о во­пло­ще­нии в ху­дож­ни­ке глу­бин­ных сил че­ло­ве­че­ской при­ро­ды пе­ре­да­ны и в пе­ре­во­де-пе­ре­ло­же­нии фраг­мен­тов из «Фау­ста» И. В. Гё­те. Ос­ваи­вая тру­ды Ф. Шел­лин­га, В. соз­дал не­сколь­ко ори­ги­наль­ных фи­лос. со­чи­не­ний в про­зе [«Пись­мо к гра­фи­не N. N.» (опубл. в 1831), «Вто­рое пись­мо о фи­ло­со­фии» (опубл. в 1914), «Не­сколь­ко мыс­лей в план жур­на­ла» (1826, опубл. в 1831) – про­грам­ма ж. «Мо­с­ков­ский вест­ник», и др.]. Воз­зре­ния В. на сущ­ность ис­кус­ст­ва и на­зна­че­ние ху­дож­ни­ка, сфор­ми­ро­вав­шие­ся в зна­чит. сте­пе­ни под влия­ни­ем И. В. Гё­те, на­шли от­ра­же­ние в его кри­тич. стать­ях и за­мет­ках. В по­след­ние го­ды жиз­ни В. пи­сал, но не окон­чил ро­ман «Вла­ди­мир Па­рен­ский». Ран­няя смерть по­да­вав­ше­го боль­шие на­де­ж­ды В. спо­соб­ст­во­ва­ла соз­да­нию ле­ген­ды о ге­ни­аль­ном юно­ше-пев­це, став­шей, как и по­эзия В., зна­чи­мым фак­том ис­то­рии рус. куль­ту­ры.

Соч.: Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний. Л., 1960; Сти­хо­тво­ре­ния. По­эмы. Дра­мы. М., 1976; Сти­хо­тво­ре­ния. Про­за. М., 1980.

Лит.: Wytrzens G. D. V. Venevitinov als Dich­ter der russischen Romantik. Graz; Köln, 1962; Bonamour J. D. V. Venevitinov, l’homme et l’œuvre. P., 1966; Ве­не­ви­ти­нов Г. Н. Не­ко­то­рые про­бле­мы ран­не­го рус­ско­го ро­ман­тиз­ма. (Фи­ло­соф­ские и эс­те­ти­че­ские взгля­ды Д. В. Ве­не­ви­ти­но­ва). М., 1972; Тар­та­ков­ская Л. ДВе­не­ви­ти­нов. (Лич­ность. Ми­ро­воз­зре­ние. Твор­че­ст­во). Таш., 1974.

Вернуться к началу