Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ЛЬТМАН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 68-69

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Коровин

ВЕ́ЛЬТМАН Алек­сандр Фо­мич [8(20).7.1800, С.-Пе­тер­бург – 11(23).1.1870, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель, ис­то­рик, чл.-корр. Пе­терб. АН (1854). Отец – вы­хо­дец из Шве­ции, при­няв­ший пра­во­сла­вие. Учил­ся в ча­ст­ных пан­сио­нах и в Бла­город­ном пан­сио­не при Моск. ун-те. В 1816 по­сту­пил в Моск. уч-ще ко­лонно­во­жа­тых. Ув­лёк­шись ма­те­ма­ти­кой, на­пи­сал учеб­ник «На­чаль­ные ос­но­ва­ния ариф­ме­ти­ки» (1817). Во­ен. служ­бу в ка­че­ст­ве то­по­гра­фа про­хо­дил в Бес­сара­бии (1818–31), где по­зна­ко­мил­ся с чле­на­ми Юж. об-ва де­каб­ри­стов и с А. С. Пуш­ки­ным (ос­та­вил о нём ме­муа­ры, а так­же изо­бра­зил его в рас­ска­зе «Илья Ла­рин», 1847, и в по­вес­ти «Не дом, а иг­ру­шеч­ка!», 1850). В 1828–29 при­ни­мал уча­стие в рус.-тур. вой­не. В 1831 вы­шел в от­став­ку, по­се­лил­ся в Мо­ск­ве. С 1842 по­мощ­ник ди­рек­то­ра, с 1852 ди­рек­тор Ору­жей­ной па­ла­ты.

А. Ф. Вельтман. Литография Р. Крейгера. Конец 1850-х гг.

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1825 в ж. «Сын оте­че­ст­ва» (от­рыв­ки из по­эмы «Бег­лец», пол­но­стью опубл. в 1831). В 1831 опуб­ли­ко­ва­ны по­эма «Му­ром­ские ле­са», за­тем по­весть «Стран­ник» (ч. 1–3, 1831–32), в ко­то­рой со­бы­тия ре­аль­но­го пу­те­ше­ст­вия ав­то­ра иро­нич­но пе­ре­пле­те­ны с во­об­ра­жае­мым стран­ст­во­ва­ни­ем по гео­гра­фич. кар­те. Ро­ман «MMMCDXLVIII год. Ру­ко­пись Мар­ты­на-За­де­ка» (1833) – ино­ска­за­тель­ное изо­бра­же­ние совр. об­ще­ст­ва (дей­ст­вие про­ис­хо­дит в вы­мыш­лен­ном гос-ве Бос­фо­ра­нии). Со­еди­не­ни­ем ре­аль­но­го и фан­та­сти­че­ско­го от­ме­че­ны ро­ма­ны на ис­то­рические те­мы, но с по­лу­ска­зоч­ны­ми сю­же­та­ми: «Ко­щей Бес­смерт­ный. Бы­ли­на ста­ро­го вре­ме­ни» (1833), «Лу­на­тик. Слу­чай» (1834), «Све­то­сла­вич, вра­жий пи­то­мец. Ди­во вре­мён крас­но­го солн­ца Вла­ди­ми­ра» (1835), «Пред­ки Ка­ли­ме­ро­са. Алек­сандр Фи­лип­по­вич Ма­ке­дон­ский» (1836), «Вир­ги­ния, или По­езд­ка в Рос­сию» (1837), «Ге­не­рал Ка­ло­ме­рос» (1840). Ро­ман «Серд­це и дум­ка» (1838), в ко­то­ром про­вин­ци­аль­ный быт кон­тра­сти­ру­ет со ска­зоч­но-ро­ман­тич. фан­та­сти­кой, был вы­со­ко оце­нён мо­ло­дым Ф. М. Дос­то­ев­ским. По­след­ние 25 лет В. ра­бо­тал над ро­ман­ным цик­лом «При­клю­че­ния, по­черп­ну­тые из мо­ря жи­тей­ско­го» («Са­ло­мея», 1846–47; «Чу­до­дей», полн. изд. – 1856; «Вос­пи­тан­ни­ца Са­ра», 1862; «Сча­стье-не­сча­стье», 1863; «По­след­ний в ро­де и без­род­ный» – не из­дан).

Ха­рак­тер­ные чер­ты не­боль­шо­го по объ­ё­му сти­хотв. на­сле­дия В. – во­вле­чён­ность сло­ва в иг­ру смыс­ла­ми и от­тен­ка­ми зна­че­ний, иро­ния, дух буф­фона­ды и мас­ка­ра­да, про­явив­ший­ся и в ли­рич. фраг­мен­тах, и в круп­ных про­из­ве­де­ни­ях (дра­мы «Ко­лумб», 1842, «Вол­шеб­ная ночь», 1844, – пе­ре­дел­ка шек­спи­ров­ско­го «Сна в лет­нюю ночь»; сти­хотв. сказ­ка «Зла­той и Бе­ла», 1850, и др.). Про­за В. слов­но бы чре­ва­та сти­хотв. фор­мой (в «Стран­ник», по­ми­мо сти­хов, вклю­че­на на­пи­сан­ная рит­мич. про­зой по­эма «Эс­кан­дер»); её эмо­цио­наль­ный син­так­сис иг­но­ри­ру­ет стро­гие пра­ви­ла грам­ма­ти­ки. Стре­мясь к ох­ва­ту всех сто­рон жиз­ни, В. соз­дал свой при­хот­ли­во-хао­тич­ный, «ос­ко­лоч­ный», пё­ст­рый стиль; по­ве­ст­во­ва­ние пе­ре­би­ва­ет­ся не­ожи­дан­ны­ми встав­ка­ми и не­мо­ти­ви­ро­ван­ны­ми вкра­п­ле­ния­ми.

В. вёл мно­го­об­раз­ную на­уч. дея­тель­ность, за­ни­мал­ся ис­то­ри­ей, ар­хео­ло­ги­ей, пе­да­го­ги­кой, эт­но­гра­фи­ей и др. Сре­ди его ис­то­рич. со­чи­не­ний – «На­чер­та­ние древ­ней ис­то­рии Бес­са­ра­бии» (1828), «О Гос­по­ди­не Нов­го­ро­де Ве­ли­ком» (1834), «Ва­ря­ги» (1840). В ра­бо­те «Ин­до-Гер­ма­ны, или Сай­ва­не» (1856) В. скло­нял­ся к панс­ла­ви­ст­ским иде­ям (сбли­зил­ся со сла­вя­но­фи­ла­ми из «мо­ло­дой ре­дак­ции» ж. «Мо­ск­ви­тя­нин»). Ис­то­рии и фольк­ло­ру сла­вян он по­свя­тил кни­ги «Дос­то­па­мят­но­сти Мо­с­ков­ско­го Крем­ля» (1843), «Мо­с­ков­ская Ору­жей­ная па­ла­та» (1844), «Ат­ти­ла и Русь IV и V в.» (1858), «Ма­ги и Ми­дий­ские Ка­га­ны XIII-го сто­ле­тия» (1860), ис­то­рич. сти­хотв. пье­су «Ра­ти­бор Хол­мо­град­ский» (1841), ро­ман «Рай­на, ко­ро­лев­на Бол­гар­ская» (1843), по­эму «Тро­ян и Ан­ге­ли­ца. По­весть, рас­ска­зан­ная свет­лой ден­ни­цей яс­но­му ме­ся­цу» (1846).

Лит.: Манн Ю. В. К про­бле­ме ро­ман­ти­че­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния // Изв. АН СССР. Сер. ли­те­ра­ту­ры и язы­ка. 1981. № 3; Meyer H. Ro­man­tische Orientierung: Wandermodelle der ro­man­tischen Bewegung (Rußland): Kjuchel’beker – Puškin – Vel’tman. Münch., 1995; Чер­нов А. В. Из ис­то­рии рус­ской бел­лет­ри­сти­ки (А. Ф. Вельт­ман-ро­ма­нист, 30–60-е гг. XIX в.). Че­ре­по­вец, 1996.

Вернуться к началу