Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́НИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 347-348

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Козьменко

БУ́НИН Иван Алек­сее­вич [10(22).10.1870, Во­ро­неж – 8.11.1953, Па­риж], рус. пи­са­тель. Из древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да. Дет­ст­во и от­ро­че­ст­во про­вёл в не­боль­ших по­ме­сть­ях Ор­лов­ской губ., где жи­ла его всё бо­лее ра­зо­ряв­шая­ся се­мья (от­сю­да – дос­ко­наль­ное зна­ние реа­лий мел­ко­по­ме­ст­ной и кре­сть­ян­ской жиз­ни). Учил­ся в Елец­кой гим­на­зии (1881–86), об­ра­зо­ва­ние про­дол­жил до­ма, под рук. стар­ше­го бра­та. Пер­вая пуб­ли­ка­ция – стих. «Над мо­ги­лой Над­со­на» (газ. «Ро­ди­на», 22.2.1887). Ус­пеш­но де­бю­ти­ро­вав как по­эт (уже в 1888 его сти­хи пе­ча­та­лись в по­пу­ляр­ных «Книж­ках "Не­де­ли"»), Б. был при­гла­шён к со­труд­ни­че­ст­ву в газ. «Ор­лов­ский вест­ник» (осень 1889), в ка­че­ст­ве при­ло­же­ния к ко­то­рой в 1891 вы­шла его пер­вая кн. «Сти­хо­тво­ре­ния 1887–1891 гг.». С 1895 жил ис­клю­чи­тель­но лит. тру­дом. Из­вест­ность при­нес­ли про­за­ич. сб. «"На край све­та" и дру­гие рас­ска­зы» (1897), сб. сти­хо­тво­ре­ний «Под от­кры­тым не­бом» (1898), а так­же от­ме­чен­ные в 1903 Пуш­кин­ской пр. Пе­терб. АН пе­ре­вод по­эмы Г. Лонг­фел­ло «Песнь о Гай­а­ва­те» (1896) и по­этич. сб. «Лис­то­пад» (1901). Осе­нью 1909 Б. при­су­ж­де­на вто­рая Пуш­кин­ская пр.

В рас­ска­зах 1900-х гг. на­ча­ли вы­яв­лять­ся ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти бу­нин­ско­го ху­дож. ви­де­ния, свя­зан­но­го с реа­ли­стич. тра­ди­ци­ей (И. С. Тур­ге­нев, Л. Н. Тол­стой, А. П. Че­хов), но од­но­вре­мен­но во мно­гом сбли­жаю­ще­го­ся с мо­дер­ни­ст­ски­ми вея­ния­ми эпо­хи: не­уст­ра­ни­мый тра­гизм, вы­зван­ный осоз­на­ни­ем брен­но­сти че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, ут­верж­де­ние ме­та­фи­зич. при­ро­ды со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий и при­ори­те­та «ро­до­во­го», на­цио­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го над со­ци­аль­но-клас­со­вым (общ­ность «сла­вян­ской ду­ши» у му­жи­ков и дво­рян в его про­из­ве­де­ни­ях, по­свя­щён­ных рус. де­рев­не и про­вин­ции), прин­ци­пи­аль­ной ир­ра­цио­наль­но­сти лич­но­сти; свое­об­раз­ный па­нэ­сте­тизм. Вме­сте с тем Б. был яро­ст­ным по­ри­ца­те­лем край­но­стей мо­дер­ни­ст­ско­го иск-ва (речь на юби­лее газ. «Рус­ские ве­до­мо­сти», 1913; «Вос­по­ми­на­ния», 1950). Чер­ты «мо­дер­но­сти» (как вы­ра­жал­ся позд­нее сам Б.) уси­ли­ва­ют­ся в его про­из­ве­де­ни­ях 1910-х гг. Ши­ро­кий об­ществ. ре­зо­нанс твор­че­ст­во Б. по­лу­чи­ло по­сле вы­хо­да по­вес­тей «Де­рев­ня» (1910), «Су­хо­дол» (1911), «пу­те­вых по­эм» – ли­рич. рас­ска­зов 1907–11 (со­б­ра­ны в цик­ле «Храм солн­ца», 1915, пе­ре­из­дан с до­пол­не­ния­ми под назв. «Тень пти­цы» в 1931), ове­ян­ных ми­фо­ло­ги­ей Вет­хо­го За­ве­та, му­сульм. пре­да­ний, а так­же рас­ска­зов «Гос­по­дин из Сан-Фран­ци­ско», «Бра­тья», «Сны Чан­га» и др. В по­пыт­ке рас­крыть бы­тий­ные пра­ос­но­вы жиз­ни Б. сбли­жа­ет­ся с «нео­реа­ли­сти­че­ски­ми» тен­ден­ция­ми в про­зе (С. Н. Сер­ге­ев-Цен­ский, А. Н. Тол­стой, М. М. При­швин и др.). Его по­эзия зре­ло­го пе­рио­да не­ред­ко ока­зы­ва­ет­ся со­звуч­ной по­ис­кам рус. пост­сим­во­ли­стов (ак­меи­стов, ран­не­го В. Ф. Хо­да­се­ви­ча и др.) с их «не­оклас­си­ци­ст­ски­ми» и «пар­нас­ски­ми» уст­рем­ле­ния­ми.

Ок­тябрь 1917 Б. вос­при­нял как тра­ге­дию рос. на­цио­наль­ной куль­ту­ры и крах тра­диц. ци­ви­ли­за­ции; с 1920 жил в эмиг­ра­ции. Впе­чат­ле­ния от ре­во­лю­ции на­шли от­ра­же­ние в цик­ле ста­тей «Ока­ян­ные дни» (пуб­ли­ко­ва­лись в пе­рио­ди­ке с 1925, впер­вые со­б­ра­ны в 1935). Не­из­мен­но от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к боль­ше­ви­кам и сов. пра­ви­тель­ст­ву – да­же в кон­це жиз­ни, ко­гда от­вер­гае­мые Б. ми­ни­маль­ные ком­про­мис­сы мог­ли су­ще­ст­вен­но об­лег­чить его тя­жё­лое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние.

В 1928–39 час­тя­ми пуб­ли­ко­вал­ся ро­ман «Жизнь Ар­сень­е­ва» (пол­но­стью в 1952), ко­то­рый стал но­вым эта­пом в раз­ви­тии рус. пси­хо­ло­гич. про­зы. Уни­вер­саль­ная роль па­мя­ти сбли­жа­ет его с ро­ма­на­ми М. Пру­ста, од­на­ко у Б. «уте­рян­ное вре­мя» вос­соз­да­ёт­ся по­сред­ст­вом не ра­цио­наль­но-ана­ли­ти­че­ско­го, а ин­туи­тив­но-ме­та­фи­зич. по­сти­же­ния за­га­док под­соз­на­ния, а че­рез них – са­мо­го фе­но­ме­на бы­тия. По­ка­за­тель­но от­ри­ца­ние ав­то­ром ав­то­био­гра­фич­но­сти (в об­ще­при­ня­том смыс­ле) это­го ро­ма­на, по­стро­ен­но­го на ма­те­риа­ле собств. жиз­ни.

Сво­им вер­шин­ным дос­ти­же­ни­ем сам Б. счи­тал кн. «Тём­ные ал­леи» (1943; 2-е, до­пол­нен­ное изд., 1946) – рас­ска­зы о люб­ви, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны не­обы­чай­ная сжа­тость сю­же­та, вир­ту­оз­ная при­хот­ли­вость ком­по­зи­ции, ост­ро­та в ото­бра­же­нии на­пря­жён­ных ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний ге­ро­ев.

От­вер­гая воз­мож­ность по­стичь тай­ны бы­тия по­сред­ст­вом ка­кой-ли­бо кон­крет­ной ре­лиг. или фи­лос. док­три­ны, Б. в сво­ём твор­че­ст­ве явил не­кий ми­ро­воз­зренч. син­тез: он рас­ши­рил го­ри­зон­ты ми­ро­чув­ст­во­ва­ния пу­тём об­ра­ще­ния к буд­диз­му (осо­бен­но яв­ст­вен­но в кн. «Ос­во­бо­ж­де­ние Тол­сто­го», 1937), дао­сиз­му и др. вос­точ­ным уче­ни­ям. Ор­га­ни­че­ски уко­ре­нён­ный в тра­диц. рус. куль­ту­ре Б. од­но­вре­мен­но су­мел при­вне­сти в неё ряд идей­но-эс­те­тич. но­ва­ций, не­осоз­нан­но сбли­жа­ясь с «фи­ло­со­фи­ей жиз­ни» А. Берг­со­на, фе­но­ме­но­ло­ги­ей Э. Гус­сер­ля, эк­зи­стен­циа­лиз­мом. Но­бе­лев­ская пр. (1933).

Соч.: Собр. соч.: В 8 т. М., 1993–2000; Пуб­ли­ци­сти­ка 1918–1953 гг. М., 2000; Пись­ма 1885–1904 гг. М., 2003.

Лит.: Ус­та­ми Бу­ни­ных: Днев­ни­ки Ива­на Алек­сее­ви­ча и Ве­ры Ни­ко­ла­ев­ны и дру­гие ар­хив­ные ма­те­риа­лы: В 3 т. Fr./M., 1977–1982; Woodward J. B. I. Bunin: a study of his fiction. Chapel Hill, 1980; Connolly J. W. Ivan Bunin. Boston, [1982]; Му­ром­це­ва-Бу­ни­на В. Н. Жизнь Бу­ни­на, 1870–1906. Бе­се­ды с па­мя­тью. М., 1989; Маль­цев Ю. В. И. Бу­нин. М., 1994; И. А. Бу­нин: pro et contra: Лич­ность и твор­че­ст­во И. Бу­ни­на в оцен­ке рус­ских и за­ру­беж­ных мыс­ли­те­лей и ис­сле­до­ва­те­лей: Ан­то­ло­гия. СПб., 2001; С двух бе­ре­гов: Рус­ская ли­те­ра­ту­ра XX в. в Рос­сии и за ру­бе­жом. М., 2002; Ба­бо­ре­ко А. К. Бу­нин: Жиз­не­опи­са­ние. М., 2004; И. А. Бу­нин: Но­вые ма­те­риа­лы. М., 2004. Вып. 1; Сли­виц­кая О. В. «По­вы­шен­ное чув­ст­во жиз­ни»: Мир И. Бу­ни­на. М., 2004.

Вернуться к началу