Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕХТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 201

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова
Б. Брехт.

БРЕХТ (Brecht) Бер­тольт (10.2.1898, Аугс­бург – 14.8.1956, Бер­лин), нем. дра­ма­тург, поэт, тео­ре­тик те­ат­ра. Ро­дил­ся в се­мье ком­мер­сан­та. Изу­чал ме­ди­ци­ну и ес­теств. нау­ки в Мюн­хен­ском ун-те (1917–21). В 1918 слу­жил са­ни­та­ром в во­ен. гос­пи­та­ле. В 1924 пе­ре­ехал в Бер­лин, где сбли­зил­ся с дра­ма­тур­га­ми и режис­сё­ра­ми А. Брон­не­ном, А. Дё­бли­ном, Э. Пис­ка­то­ром, М. Рейн­хард­том; со­труд­ни­чал с «Не­мец­ким те­ат­ром». С кон. 1920-х  гг. уча­ст­ник ком­му­ни­стич. дви­же­ния. В 1933 был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Гер­ма­нию, жил в Швей­ца­рии, Да­нии, Шве­ции и др. стра­нах Ев­ро­пы, в 1941–47 – в США. В 1949 вер­нул­ся в Вост. Бер­лин.

С 1914 Б. пуб­ли­ко­вал в пе­рио­ди­ке сти­хи, те­ат­раль­ные ре­цен­зии. Ран­ние пье­сы Б., на­пи­сан­ные под влия­ни­ем А. Стринд­бер­га, Ф. Ве­де­кин­да, – «Ва­ал» («Baal», 1918, опубл. и пост. в 1923), «Ба­ра­ба­ны в но­чи» («Trommeln in der Nacht», 1919, пост. в 1922), «В джунг­лях го­ро­дов» («Im Dickicht der Städte», пост. в 1923, опубл. в 1927) – от­ме­че­ны чер­та­ми экс­прес­сио­низ­ма и в то же вре­мя па­ро­ди­ру­ют его аб­ст­ракт­ность и идеа­лизм; в них ощу­тим по­сле­во­ен­ный дух анар­хи­ст­ской сво­бо­ды. Наи­бо­лее из­вест­ной пье­сой Б. 1920-х гг. ста­ла «Трёх­гро­шо­вая опе­ра» («Die Drei­gro­schenoper», 1928, муз. К. Вай­ля; рус. пер. 1930), в ко­то­рой от­ра­зи­лась со­ци­аль­ная си­туа­ция Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки в предд­ве­рии эко­но­мич. и по­ли­тич. кри­зи­са: Б. по­ка­зы­ва­ет из­нан­ку «зо­ло­тых два­дца­тых» и рес­пек­та­бель­но­го бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва (жа­ж­да на­жи­вы, связь с кри­ми­наль­ным ми­ром, уза­ко­нен­ность раз­вра­та). В од­но­акт­ных пье­сах Б. ру­бе­жа 1920–30-х гг. в ду­хе аги­тац. те­ат­ра вы­ра­жа­лись идеи марксиз­ма и оп­рав­ды­ва­лось на­си­лие в ре­во­люц. борь­бе про­тив уг­не­та­те­лей: «Ме­ро­прия­тие» («Die Maßnahme», пост. в 1930, опубл. в 1938), «Свя­тая Ио­ан­на ско­то­бо­ен» («Die heilige Johanna der Schlacht­höfe», пост. в 1932; рус. пер. 1934), «Мать» («Die Mutter», пост. в 1932; рус. пер. 1934) по ро­ма­ну М. Горь­ко­го.

В го­ды эмиг­ра­ции Б. соз­дал наи­бо­лее зна­чи­тель­ные ост­ро­со­ци­аль­ные пье­сы: «Круг­ло­го­ло­вые и ост­ро­го­ло­вые» («Die Rundköpfe und die Spitzköpfe», 1932–1934, пост. в 1936; рус. пер. 1936), где ра­зо­бла­ча­ет­ся гит­ле­ров­ская ра­со­вая тео­рия; «Страх и ни­ще­та в Треть­ей им­пе­рии» («Furcht und Elend des Dritten Reiches», пост. в 1938; рус. пер. 1941, пол­ный рус. пер. 1956), в ко­то­рой пе­ре­да­ны гне­ту­щая ат­мо­сфе­ра фа­ши­ст­ско­го про­из­во­ла и все­об­ще­го стра­ха, по­доз­ри­тель­но­сти и вза­им­но­го не­до­ве­рия ме­ж­ду людь­ми. В ис­то­рич. пье­се «Ма­ма­ша Ку­раж и её де­ти» («Mutter Courage und ihre Kinder», 1939, пост. в 1941; рус. пер. 1956) Б. по­ка­зал, как ду­хов­ная сле­по­та обы­ва­те­ля, ис­поль­зую­ще­го вой­ну в сво­их мер­кан­тиль­ных ин­те­ре­сах, ста­но­вит­ся бла­го­дат­ной поч­вой для раз­ру­шит. сти­хии вой­ны. Те­ма от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка пе­ред об­ще­ст­вом при­об­ре­та­ет гло­баль­ный мас­штаб в ис­то­рич. пье­се «Жизнь Га­ли­лея» («Leben des Ga­lilei», 1938–39, пост. в 1943; рус. пер. 1957), им­пуль­сом к соз­да­нию ко­то­рой по­слу­жи­ли экс­пе­ри­мен­ты фи­зи­ков-ядер­щи­ков во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны. По­иск этич. идеа­ла – в ос­но­ве пьес «До­б­рый че­ло­век из Се­зуа­на» («Der gute Mensch von Sezuan», 1938–40, пост. в 1943; рус. пер. 1957) и «Кав­каз­ский ме­ло­вой круг» («Der Kaukasische Kre­iden­kreis», 1944–45, пост. в 1954; рус. пер. 1956), на­пи­сан­ных в фор­ме прит­чи.

Ха­рак­тер­ные чер­ты по­эти­ки Б., соз­дав­ше­го кон­цеп­цию эпи­чес­ко­го те­ат­ра и во­пло­тив­ше­го её в сво­ём твор­че­ст­ве, – ус­лов­ность ху­дож. про­стран­ст­ва, ино­ска­за­тель­ность, на­сы­щен­ность сим­во­ла­ми. В про­ти­во­вес «дра­ма­ти­че­ско­му» («ари­сто­те­лев­ско­му») те­ат­ру, по­стро­ен­но­му на дей­ст­вии, ос­но­вой «эпи­чес­ко­го те­ат­ра» Б. ста­но­вит­ся по­ве­ст­во­ва­ние, а гл. за­да­чей – по­буж­де­ние зри­те­ля к мыс­ли: он дол­жен за­нять от­стра­нён­ную по­зи­цию на­блю­да­те­ля-ана­ли­ти­ка и вы­ра­бо­тать кри­тич. от­но­ше­ние к сце­нич. со­бы­ти­ям. «Эф­фект очу­ж­де­ния» («Verfrem­dungseffekt» – тер­мин Б., пе­ре­во­дит­ся так­же как «эф­фект ост­ра­не­ния») дос­ти­га­ет­ся це­лым спек­тром дра­ма­тур­гич. и сце­нич. приё­мов: муз. встав­ки (зон­ги, хо­ры, ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка), ком­мен­та­рии, об­ра­ще­ния ак­тё­ра к пуб­ли­ке, ко­то­рые вы­па­да­ют из дра­ма­тич. дей­ст­вия, раз­ру­шая сце­нич. ил­лю­зию. Свои воз­зре­ния на дра­му Б. реа­ли­зо­вал на прак­ти­ке в соз­дан­ном им вме­сте с же­ной Е. Вай­гель в 1949 в те­ат­ре «Бер­ли­нер ан­самбль».

В ли­ри­ке Б., пред­став­лен­ной тре­мя по­этич. сб-ка­ми – «До­маш­ние про­по­ве­ди» («Hauspostille», 1927), «Пес­ни. Сти­хи. Хо­ры» («Lieder. Gedichte. Chöre», 1934), «Свен­дборг­ские сти­хи» («Svend­borger Gedichte», 1939), на­ря­ду со стра­ст­ны­ми ре­во­люц. при­зы­ва­ми, про­тес­том про­тив вой­ны, зву­чит по­лу­чаю­щая ми­фо­по­этич. трак­тов­ку те­ма взаи­мо­свя­зи и про­ти­во­бор­ст­ва че­ло­ве­ка и при­ро­ды. В твор­че­ст­ве Б. осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют бал­ла­ды, от­ли­чаю­щие­ся тон­ким ли­риз­мом, со­вер­шен­ст­вом сло­га и фи­лос. глу­би­ной. Нац. пр. Гер­ма­нии (1951), Ме­ж­ду­нар. Ле­нин­ская пр. (1954).

Соч.: Те­атр. [Пье­сы. Ста­тьи. Вы­ска­зы­ва­ния]: В 5 т. М., 1963–1965; Werke. B., 1988–2000. Bd 1–30; Пье­сы: В 2 кн. М., 1999.

Лит.: Grimm R. Brecht und die Weltliteratur. Nürnberg, 1961; Фрад­кин И. М. Б. Брехт. Путь и ме­тод. М., 1965; Клю­ев В. Г. Те­ат­раль­но-эс­те­ти­че­ские взгля­ды Брех­та. М., 1966; B. Brecht. Sein Leben und Werk. 2. Aufl. B., 1976; Ков­ри­ги­на Н. В. На пу­ти к эпи­чес­ко­му те­ат­ру. Ран­няя дра­ма­тур­гия Б. Брех­та. Ир­кутск, 1993; Б. Брехт. Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1969.

Вернуться к началу