Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕНТА́НО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 193

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Чавчанидзе

БРЕНТА́НО (Brentano) Кле­менс (8.9.1778, Эрен­брайт­штайн – 28.7.1842, Ашаф­фен­бург), нем. пи­са­тель. Сын итал. куп­ца. Брат Бет­ти­ны фон Ар­ним. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель гей­дель­берг­ско­го ро­ман­тиз­ма. Учил­ся в Йе­не, где по­зна­ко­мил­ся с Л. Ти­ком, Ф. Шле­ге­лем и др. Сре­ди ран­них про­из­ве­де­ний Б.: ро­ман «Го­дви» («Godwi», 1800) – ва­риа­ция на те­му сво­бод­ной чув­ст­вен­но­сти в ду­хе йен­ско­го ро­ман­тиз­ма; зин­гш­пиль «Ве­сё­лые му­зы­кан­ты» («Die lustigen Musi­kan­ten», 1802; в 1805 по­ло­жен на му­зы­ку Э. Т. А. Гоф­ма­ном, по­став­лен в Вар­ша­ве); ко­ме­дия «Пон­се де Ле­он» («Ponce de Leon», 1804). Вме­сте с Л. А. фон Ар­ни­мом со­брал, об­ра­бо­тал и из­дал сбор­ник нар. пе­сен «Вол­шеб­ный рог маль­чи­ка» («Des Knaben Wunderhorn», 1806–1808) – бо­лее 700 сти­хо­тво­ре­ний, со­ста­вив­ших ос­но­ву об­раз­но­сти и по­этич. язы­ка по­сле­дую­щей нем. ро­ман­тич. ли­ри­ки. Ост­рое ощу­ще­ние мно­го­об­ра­зия жиз­ни, про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер ро­ман­тич. «том­ле­ния» оп­ре­де­ли­ли рез­кую сме­ну на­строе­ний в твор­че­ст­ве Б., его ме­тания от жа­ж­ды на­сла­ж­де­ний к ре­лиг. от­ре­че­нию. Раз­дво­ен­ность че­ло­ве­че­ской ду­ши ме­ж­ду си­ла­ми не­ба и ада, ре­ли­гией и эро­сом, а так­же те­ма свя­зи та­лан­та и пре­сту­п­ле­ния рас­кры­ты в «Ро­ман­сах о Ро­за­рии» («Romanzen vom Rosen­k­ranz», созд. в 1803–12); кар­ти­на Сред­не­ве­ко­вья как об­ще­че­ло­ве­че­ско­го еди­не­ния в Бо­ге вос­соз­да­на в «Хро­ни­ке стран­ст­вую­ще­го шко­ля­ра» («Chronik eines fahren­den Schülers», созд. в 1802–18); хри­сти­ан­ская ос­но­ва нар. ду­ха вы­яв­ля­ет­ся в но­вел­лах [«Ис­то­рия чест­но­го Кас­пер­ля и пре­крас­ной Ан­нерль» («Geschichte vom braven Kasperl und dem schönen An­nerl», 1817)] и сказ­ках [«Гок­кель, Хин­кель и Га­ке­лейа» («Gockel, Hinkel und Gackeleia», 1838)]. Б. – ав­тор ис­то­ри­ко-ми­фо­ло­гич. тра­ге­дии «Ос­но­ва­ние Пра­ги» («Die Gründung Prags», 1815), лит. об­ра­бо­ток «ви­де­ний» мо­на­хи­ни Ан­ны Ка­та­ри­ны Эм­ме­рих (изд. 1833, 1852–1858; рус. пер. 2003).

Соч.: Рас­сказ о че­ст­ном Кас­пер­ле и пре­крас­ной Ан­нерль // Не­мец­кая ро­ман­ти­че­ская по­весть. М.; Л., 1935. Т. 2; Sämtliche Werke und Briefe. Stuttg., [1975 – ]. Bd 1–6–; Из­бран­ные сти­хо­тво­ре­ния. М., 1986.

Лит.: Жир­мун­ский В. М. Ре­ли­ги­оз­ное от­ре­че­ние в ис­то­рии ро­ман­тиз­ма. М., 1919; Еn­zensberger H. M. Brentanos Poetik. 2. Aufl. Münch., 1964; Frühwald W. Das Spätwerk C. Brentanos: (1815–1842). Tüb., 1977; Аве­рин­цев С. С. По­эзия К. Брен­та­но // Аве­рин­цев С. С. По­эты. М., 1996; Mallon O. Bren­tano-Bibliographie. B., 1926.

Вернуться к началу