Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БО́РХЕС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 68-69

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных
Х. Л. Борхес. Портрет работы Д. Критсотакиса.

БО́РХЕС (Borges) Хор­хе Лу­ис (24.8.1899, Бу­энос-Ай­рес – 14.6.1986, Же­не­ва), ар­гент. пи­са­тель. Сын ад­во­ка­та, пре­по­да­ва­те­ля пси­хо­ло­гии, пи­са­те­ля и пе­ре­водчи­ка Х. Г. Бор­хе­са-Хейз­ле­ма; рос в двуязыч­ной се­мье (ба­буш­ка – анг­ли­чан­ка Ф. Хейз­лем). Б. на­чал пи­сать в шесть лет, в де­вять пе­ре­вёл на исп. яз. сказ­ку «Сча­ст­ли­вый принц» О. Уай­ль­да; пе­ревод был опуб­ли­ко­ван в газ. «Па­ис». В 1914 се­мья Б. вы­еха­ла в Ев­ро­пу, с на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны вы­ну­ж­ден­но ос­та­лась в Швей­ца­рии; в Же­не­ве Б. за­кон­чил кол­ледж. С 1918 жил в Ита­лии, с 1919 – в Ис­па­нии, где стал уча­ст­ни­ком дви­же­ния ульт­ра­из­ма, опуб­ли­ко­вал пер­вые сти­хо­тво­ре­ния. C 1921 – в Бу­энос-Ай­ре­се, где из­дал книги сти­хов «Жар Бу­энос-Ай­ре­са» («Fervor de Buenos ­Aires», 1923), «Лу­на на­про­тив» («Luna de en­frente», 1925); сб-ки эс­се «Рас­сле­до­ва­ния» («Inquisiciones», 1925), «Раз­мах мо­ей на­де­ж­ды» («El tamaño de mi es­peranza», 1926). Для твор­че­ст­ва Б. ульт­ра­ист­ско­го пе­рио­да ха­рак­тер­ны ме­та­фо­ризм, вни­ма­ние к пер­во­эле­мен­там язы­ка, ин­те­рес к нац. са­мо­быт­но­сти; его ито­гом ста­ли очер­ки «Язык ар­ген­тин­цев» («El idioma de los argen­tinos», 1928), «Эва­ри­сто Кар­рие­го» («Eva­risto Carriego», 1930), а так­же по­этич. сб. «Тет­радь пло­ща­ди Сан-Мар­тин» («Cu­aderno San Mar­tín», 1929). В кни­ге эс­се «Об­су­ж­де­ние» («Dis­cusión», 1932) Б., ис­сле­дуя про­бле­му нац. и куль­тур­ной иден­тич­но­сти ар­ген­тин­цев, от­стаи­ва­ет те­зис «на­ша тра­ди­ция – это вся за­пад­ная куль­ту­ра».

В 1933–34 Б. опуб­ли­ко­вал в газ. «Кри­ти­ка» свои пер­вые рас­ска­зы, позд­нее во­шед­шие в сб. «Все­мир­ная ис­то­рия бес­че­стья» («Historia universal de la in­famia», 1935). Триа­да жан­ров (сти­хо­тво­ре­ние – эс­се – рас­сказ) в даль­ней­шем функ­цио­ни­ру­ет в твор­че­ст­ве Б. как сис­те­ма взаи­мо­до­пол­няю­щих эле­мен­тов-ре­п­лик бы­тий­но­го диа­ло­га. Эс­сеи­сти­че­ское на­ча­ло пред­став­ле­но в кни­гах «Ис­то­рия веч­но­сти» («Historia de la eterni­dad», 1936), «Но­вое оп­ро­вер­же­ние вре­ме­ни» («Nueva refutación del tiempo», 1947), «Не­ко­то­рые чер­ты гау­чи­ст­ской ли­те­ра­ту­ры» («Aspectos de la literatura gauchesca», 1950), «Но­вые рас­сле­до­ва­ния» («Otras inquisiciones, 1937–1952», 1952); цик­лы рас­ска­зов объ­е­ди­ня­ют­ся в сб-ки «Сад рас­хо­дя­щих­ся тро­пок» («El jardín de senderos que se bifurcan», 1942), «Вы­мыш­лен­ные ис­то­рии» («Fic­ci­ones», 1935–44), «Алеф» («El Aleph», 1949); ран­няя по­эзия пе­ре­из­да­на в сбор­ни­ке сти­хо­тво­ре­ний (1943). Не­ко­то­рые кни­ги-сбор­ни­ки со­став­ле­ны из пуб­ли­ка­ций в пе­рио­ди­ке: Б. по­сто­ян­но вы­сту­пал в прес­се в ка­че­ст­ве лит. обо­зре­ва­те­ля, от­кли­кал­ся на по­ли­тич. со­бы­тия, вы­сту­пая с кри­ти­кой ан­ти­се­ми­тиз­ма, на­циз­ма и фа­шиз­ма. С 1938 он слу­жил в фи­лиа­ле му­ни­ци­паль­ной б-ки им. М. Ка­не, но по­сле ут­вер­жде­ния дик­та­ту­ры Х. Пе­ро­на (1946) ушёл с гос. служ­бы. Пре­зи­дент Ар­гент. об-ва пи­сате­лей (1950–53). Вско­ре по­сле низ­ло­же­ния Пе­ро­на (1955) Б. на­зна­чен ди­рек­то­ром Нац. б-ки (за­ни­мал этот пост до 1973). В этот пе­ри­од Б., по­ра­жён­ный на­след­ст­вен­ной (по ли­нии от­ца) сле­по­той, уже не мог чи­тать и пи­сать. Не­смот­ря на не­дуг, Б. пре­по­да­вал англ. и амер. лит-ру в ун-те Бу­энос-Ай­ре­са, чи­тал лек­ции в США, Шве­ции, Да­нии, Из­раи­ле, Япо­нии и др.; опуб­ли­ко­вал сб-ки сти­хов: «Иной и преж­ний» («El otro, el mis­mo», 1964), «Глу­бо­кая ро­за» («La rosa pro­fun­da», 1975), «Же­лез­ная мо­не­та» («La moneda de hierro», 1976), «Ис­то­рия но­чи» («Historia de la noche», 1977); книги рас­ска­зов: «Со­об­ще­ние Бро­уди» («El informe de Bro­die», 1970), «Кни­га пес­ка» («El libro de arena», 1975), «25 ав­гу­ста 1983 го­да» («25 de agosto de 1983», 1983); сб-ки эс­се: «Ду­мая вслух» («Borges, oral», 1979), «Семь ве­че­ров» («Siete noches», 1982), «Де­вять очер­ков о Дан­те» («Nue­ve ensayos dantes­cos», 1982). В сб-ках «Соз­да­тель» («El Ha­cedor», 1960), «Хва­ла тьме» («Elogio de la som­ra», 1969), «Зо­ло­то тиг­ров» («El oro de los tigres», 1972), «Тай­нопись» («La cif­ra», 1981), «По­ру­ка» («Los conjura­dos», 1985) со­еди­не­ны сти­хи, не­боль­шие но­вел­лы, фи­лос. ми­ниа­тю­ры, сти­хо­тво­ре­ния в про­зе.

Б. поч­ти не вы­хо­дил за пре­де­лы ма­лых лит. форм. За­вер­шён­ные внут­ри се­бя и в то же вре­мя от­кры­тые друг дру­гу, его ми­ниа­тю­ры со­став­ля­ют це­ло­ст­ный ху­дож. мир – един­ст­во в мно­го­об­ра­зии, воз­ни­каю­щее из пе­ре­пле­те­ния ин­тел­лек­ту­аль­ных ме­та­фор, ис­то­рич., лит., фи­лос., тео­ло­гич. ре­ми­нис­цен­ций. Ху­дож. сис­те­ма Б., со­стоя­щая из отд. фраг­мен­тов-об­ра­зов (ре­лиг., лит., фольк­лор­ных), прин­ци­пи­аль­но дис­крет­на, од­на­ко вся­кий её эле­мент (сло­во, имя, то­пос, мо­тив) не­сёт в се­бе яд­ро са­мо­сто­ят. сю­же­та. Клю­че­вая ми­фо­ло­ге­ма Б. – бес­ко­неч­ность – варь­и­ру­ет­ся в раз­но­об­раз­ных ме­та­фо­рах. Спрое­ци­ро­ван­ная на ось вре­ме­ни, она пред­ста­ёт в его цик­лич­но­сти («Цик­ли­че­ское вре­мя»), в его не­из­ме­ри­мо­сти и рас­тя­же­нии («При­бли­же­ние к Аль­му­та­си­му»), в его ос­та­нов­ках («Жар Бу­энос-Ай­ре­са», эс­се «Ни­чтож­ность лич­но­ст­но­го»), в от­ме­не и из­ме­няе­мо­сти про­шло­го (рас­ска­зы «Тлен, Ук­бар, Or­bis tertius», «Вто­рая смерть»). В до­кос­ми­че­ском про­стран­ст­ве бес­ко­неч­ность по­доб­на хао­су; в ми­ре ма­те­рии – ла­би­рин­ту (один из из­люб­лен­ных мо­ти­вов Б.); в Бо­ге – сфе­ре (эс­се «Сфе­ра Пас­ка­ля»); при­ме­ни­тель­но к че­ло­ве­ку она ста­но­вит­ся зна­ком не­об­хо­ди­мо­го рас­тво­ре­ния, унич­то­же­ния лич­но­сти («Алеф», «Пись­ме­на Бо­га»). На­ко­нец, язы­ко­вая бес­ко­неч­ность, как ат­ри­бут Бо­га, яв­ля­ет сис­те­му все­объ­ем­лю­щих сим­во­лов, не­дос­туп­ных имён ис­ти­ны («Алеф», «Ва­ви­лон­ская биб­лио­те­ка»).

Осо­бое ме­сто в творч. на­сле­дии Бор­хе­са за­ни­ма­ют ин­тел­лек­ту­аль­но-па­ро­дий­ные де­тек­ти­вы, соз­дан­ные вме­сте с А. Би­ой Ка­са­ре­сом; ан­то­ло­гии: «Клас­си­че­ская ан­то­ло­гия ар­ген­тин­ской ли­те­ра­ту­ры» (1937, совм. с П. Эн­ри­ке­сом Урень­ей), «Ан­то­ло­гия фан­та­сти­че­ской ли­те­ра­ту­ры» (1940, совм. с С. Окам­по и А. Би­ой Ка­са­ре­сом), «Кни­га вы­мыш­лен­ных су­ществ» (1967, совм. с М. Гер­ре­ро), «Крат­кая ан­то­ло­гия анг­ло­сак­сон­ской сло­вес­но­сти» (1978, совм. с М. Ко­да­мой) и др. Б. – со­ав­тор ли­те­ра­ту­ро­ведч. ис­сле­до­ва­ний: «Древ­ние гер­ман­ские ли­те­ра­ту­ры» (1951), «Вве­де­ние в анг­лий­скую ли­те­ра­ту­ру» (1965), «Вве­де­ние в ли­те­ра­ту­ру США» (1967) и др.

Бóльшая часть ху­дож. про­из­ве­де­ний Б. пе­ре­ве­де­на на рус. яз. (по­эзия пе­ре­во­ди­лась с 1975, про­за – с 1981).

Соч.: Obras completas. Barcelona, 1989–1996. T. 1–4; Собр. соч.: В 4 т. СПб., 2005.

Лит.: Stabb M. S. Borges revisited. N. Y., 1991; Peicovich E. Borges, el palabrista. Madrid, 1999; Vázquez M. E. Borges: esplendor y derrota, biografia. Barcelona, 1999; Bell-Villa­da G. H. Borges and his fiction: A guide to his mind and art. Austin, 2000; Garcı́a J. M. La metáfora de Borges. Madrid, 2003; Тей­тель­бойм В. Два Бор­хе­са: Жизнь, сно­ви­дения, за­гад­ки. СПб., 2003; Bravo V. El or­den y la paradoja: J. L. Borges y el pensa­mien­to de la modernidad. Rosario, 2004; Foster D. W. J. L. Borges: an annotated primary and secon­dary bibliography. N. Y.; L., 1984; Bor­gesiana: catálogo bibliográfico de J. L. Bor­ges, 1923–1989. B. Aires, 1989.

Вернуться к началу