Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОККА́ЧЧО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 681-683

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Андреев
Дом Дж. Боккаччо в Чертальдо.

БОККА́ЧЧО (Boccaccio) Джо­ван­ни [1313, Чер­таль­до (обл. Тос­ка­на) или Фло­рен­ция – 21.12.1375, Чер­таль­до], итал. пи­са­тель. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил во Фло­рен­ции. С 1327 жил с от­цом в Не­апо­ле, где близ­ко по­зна­ко­мил­ся с при­двор­ной и ры­цар­ской куль­ту­рой франц. об­раз­ца; изу­чал пра­во в Неа­поли­тан­ском ун-те. В кон. 1340 – нач. 1341 Б. вер­нул­ся во Фло­рен­цию; зна­ком­ст­во с Ф. Пет­рар­кой (1350) пе­ре­рос­ло в проч­ную друж­бу. В 1350–60-х гг. вы­пол­нял по по­ру­че­нию Фло­рен­тий­ской ком­му­ны ряд ди­пло­ма­тич. мис­сий. В 1373–74 по по­ру­че­нию Со­ве­та Ком­муны чи­тал курс пуб­лич­ных лек­ций о Дан­те (в ц. Сан-Сте­фа­но-ди-Ба­диа), од­на­ко не ус­пел за­кон­чить его; имен­но Б. пер­вым на­звал «Ко­ме­дию» Дан­те «Бо­же­ст­вен­ной».

Дж. Боккаччо. Фреска Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450. Галерея Уффици (Флоренция).

В твор­че­ст­ве Б. мож­но вы­де­лить 3 перио­да – не­апо­ли­тан­ский, фло­рен­тий­ский и по­сле­де­ка­ме­ро­нов­ский. В по­эмах пер­во­го пе­рио­да ис­ход­ный эпи­ко-ро­ма­нич. ма­те­ри­ал на­сы­щен ли­рич. на­ча­лом: «Охо­та Диа­ны» («Caccia di Diana», соч. ок. 1334–38, свое­об­раз­ный ка­та­лог пре­крас­ней­ших не­апо­ли­тан­ских дам), «Фи­ло­ст­ра­то» («Filostrato», созд. ок. 1335, рас­сказ о люб­ви тро­ян­ско­го ца­ре­ви­ча Трои­ла и до­че­ри Кал­хан­та Хри­сеи­ды, из­ме­нив­шей ему с Дио­ме­дом), «Те­зеи­да» («Teseida», созд. ок. 1339, в сю­жет­ном пла­не – про­дол­же­ние по­эмы Ста­ция «Фи­ваи­да»). В пер­вом про­за­ич. опыте Б. – ро­ма­не «Фи­ло­ко­ло» («Filo­colo», созд. ок. 1336–38), вос­хо­дя­щем к франц. по­эме «Флу­ар и Блан­шеф­лор» или к её итал. пе­ре­дел­кам, – лю­бов­ный сю­жет от­тес­нён на вто­рой план изо­щ­рён­ной ри­то­ри­кой и про­стран­ным учё­но-эн­цик­ло­пе­дич. ком­мен­та­ри­ем.

Пер­вое со­чи­не­ние, соз­дан­ное Б. по­сле воз­вра­ще­ния во Фло­рен­цию, – про­зи­метр «Ко­ме­дия нимф» («Comedia delle Ninfe», др. назв. – «Аме­то», созд. в 1341–42), рас­сказ о мо­ло­дом охот­нике, ко­то­рый бла­го­да­ря люб­ви при­об­ща­ет­ся к куль­ту­ре и об­ре­та­ет под­лин­ную че­ло­веч­ность (од­на из центр. тем твор­че­ст­ва Б.). На­пи­сан­ная тер­ци­на­ми по­эма в 50 пес­нях «Лю­бов­ное ви­де­ние» («Amorosa visione», созд. в 1342) опи­сы­ва­ет путь ге­роя, пре­одо­ле­ваю­ще­го жи­тей­ские со­блаз­ны и отвергающего лож­ных ку­ми­ров (сла­ва, бо­гатст­во, фор­ту­на), к выс­ше­му бла­гу (пред­став­лен­но­му, в соответствии с ал­ле­го­рич. тра­ди­ци­ей, как со­еди­не­ние с воз­люб­лен­ной). В по­вес­ти «Эле­гия ма­дон­ны Фьям­мет­ты» («Elegia di madon­na Fiammetta», созд. ок. 1343–44, опубл. в 1472) на пер­вом пла­не опи­са­ние ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний знат­ной неа­политан­ской да­мы, по­лю­бив­шей фло­рен­тий­ско­го куп­ца и ос­тав­лен­ной им; од­на­ко трак­тов­ка внутр. ми­ра пер­со­на­жей сво­дит­ся к уме­ло­му ком­би­ни­ро­ва­нию ри­торич. то­по­сов. Ис­тин­ное но­ва­тор­ст­во «Фьям­мет­ты» со­сто­ит в ра­ди­каль­ной мо­дер­ни­за­ции жан­ро­вой тра­ди­ции, за­дан­ной клас­сич. эле­ги­ей и сбор­ни­ком по­этич. по­сла­ний Ови­дия «Ге­рои­ды». В цен­тре по­эмы в ок­та­вах «Фье­золан­ские ним­фы» («Ninfale Fiesolano», созд. ок. 1344–46), где рас­ска­зы­вается о люб­ви пас­ту­ха к ним­фе, дав­шей Диа­не обет дев­ст­вен­но­сти, – по­эзия про­буж­даю­щей­ся жен­ст­вен­но­сти и ма­те­рин­ст­ва; при всей ус­лов­но­сти пас­то­раль­но­го фо­на по­эма яв­ля­ет­ся наи­ме­нее ри­то­ри­че­ски от­вле­чён­ным из до­де­ка­ме­ро­нов­ских про­из­ве­де­ний Бок­кач­чо.

Стрем­ле­ние Б. к жан­ро­во­му экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нию, ха­рак­тер­ное для со­чи­не­ний фло­рен­тий­ско­го пе­рио­да, наи­бо­лее яр­ко про­яви­лось в «Де­ка­ме­ро­не» («Decameron», созд. ок. 1349–51, опубл. в 1471) – кни­ге, за­ло­жив­шей ос­но­ву жан­ра но­вел­лы (до Б. мож­но го­во­рить толь­ко о пред­но­вел­ли­стич. тен­ден­ци­ях). Б. ра­ди­каль­но транс­фор­ми­ру­ет тра­ди­цию ко­рот­ко­го по­ве­ст­во­ва­ния: рас­сказ ли­ша­ет­ся ав­то­ном­но­сти, вхо­дит в со­став еди­ной кни­ги; пол­но­стью уст­ра­ня­ет­ся вне­по­ве­ст­во­ва­тель­ный ди­дак­тизм; в центр по­ве­ст­во­ва­ния ста­вит­ся па­ра­док­саль­ный сю­жет­ный по­во­рот; кон­фликт дра­ма­ти­зи­ру­ет­ся и час­тич­но ин­те­рио­ри­зи­ру­ет­ся; на­ко­нец, но­вел­ла по срав­не­нию с её ср.-век. ис­точ­ни­ка­ми («при­мер», фаб­льо, жи­тие, анек­дот) су­ще­ст­вен­но по­вы­ша­ет свой ста­тус в лит. ие­рар­хии. В но­вел­лах «Де­ка­ме­ро­на» вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ная, яр­кая и жи­вая кар­ти­на дей­ст­ви­тель­но­сти, в ко­то­рой центр. роль иг­ра­ет лич­ная пред­при­им­чи­вость. В об­рам­ле­нии «Де­ка­ме­ро­на» про­ти­во­пос­тав­ле­ны друг дру­гу два об­раза дей­ст­ви­тель­но­сти: ре­аль­ный (кар­ти­на со­ци­аль­но­го хао­са, опи­са­ние чу­мы) и иде­аль­ный (кар­ти­на со­ци­аль­ной гар­мо­нии, об­ще­ст­во рас­сказ­чи­ков). По­ки­нув за­чум­лён­ный го­род, рас­сказ­чи­ки «Де­ка­ме­ро­на» не про­сто по­ки­да­ют мир, в ко­то­ром ут­ра­че­ны и рас­топ­та­ны все че­ло­ве­че­ские свя­зи, ра­ди не­кое­го уто­пич. идеа­ла, – они об­ра­ща­ют­ся к это­му ми­ру со сво­им сло­вом, благодаря которому в мире вновь ут­вер­жда­ется по­ря­док.

Един­ст­вен­ное ху­дож. со­чи­не­ние на на­род­ном итал. яз., соз­дан­ное Б. по­сле «Де­ка­ме­ро­на», – по­весть «Кор­бач­чо» («Corbaccio», созд. ок. 1355–65; смысл на­зва­ния не­ясен), по фор­ме пред­став­ляю­щая со­бой ви­де­ние, а по па­фо­су – рез­кий пам­флет, на­прав­лен­ный про­тив жен­щин. Боль­шин­ст­во со­чи­не­ний Б. это­го пе­рио­да на­пи­са­но на ла­ты­ни и посвя­ще­но ка­та­ло­ги­за­ции и адап­та­ции на­ко­п­лен­ных ан­тич­но­стью ис­то­рич., ми­фо­ло­гич. и гео­гра­фич. све­де­ний: мо­ну­мен­таль­ный свод ан­тич­ной ми­фо­ло­гии «Ге­неа­ло­гия язы­че­ских бо­гов» («Ge­nea­logia deorum gentilium», созд. ок. 1360–75); со­б­ра­ние при­ме­ров, де­мон­стри­рую­щих пре­врат­но­сти судь­бы ве­ли­ких му­жей всех вре­мён, – «О не­сча­стиях зна­ме­ни­тых лю­дей» («De casibus illustrium virorum», созд. ок. 1360–74); со­б­ра­ние древ­них и со­вре­мен­ных гео­гра­фич. све­де­ний «О го­рах, ле­сах, ис­точ­ни­ках, озёрах, ре­ках, бо­ло­тах и мо­рях» («De montibus, silvis, fontibus, la­cubus, fluminibus, stagnis seu paludibus, de nominibus maris», соч. ок. 1355–74). Трак­тат «О зна­ме­ни­тых жен­щи­нах» («De claris mulieribus», созд. ок. 1361–1374) вклю­ча­ет 106 био­гра­фий (от Евы до со­вре­мен­ни­цы Б. ко­ро­ле­вы Не­апо­ля Ио­ан­ны). На нар. язы­ке на­пи­сан «Ма­лый трак­тат в по­хва­лу Дан­те» («Tratta­tello in laude di Dante», созд. 1352–72).

Вос­при­ятие твор­че­ст­ва Б. в Рос­сии на­ча­лось срав­ни­тель­но позд­но: не­ко­торые сю­же­ты «Де­ка­ме­ро­на» про­ник­ли в рус. куль­ту­ру в кон. 17 в. (че­рез пе­рево­ды с польск. яз.). Два пе­ре­во­да из «Де­ка­ме­ро­на» при­над­ле­жат К. Н. Ба­тюш­ко­ву (за­клю­чит. но­вел­ла, опубл. в 1817, и всту­п­ле­ние к кни­ге, опубл. в 1819). На­стоя­щее зна­ком­ст­во с «Де­ка­ме­ро­ном» со­стоя­лось бла­го­да­ря пе­ре­во­ду А. Н. Ве­се­лов­ско­го (1891–92), с др. со­чи­не­ния­ми Б. – в 20 в. («Фьям­мет­та» в пе­ре­во­де М. Куз­ми­на – 1913; «Фье­зо­лан­ские ним­фы» в пе­ре­во­де Ю. Н. Вер­хов­ско­го – 1934).

Соч.: Tutte le opere / A cura di V. Branca. Mil., 1967–1983. Vol. 1–10; Фьям­мет­та. Фье­зо­лан­ские ним­фы. М., 1968; Де­ка­ме­рон. М., 1970; Ма­лые про­из­веде­ния. Л., 1975; Ге­не­ало­гия язы­че­ских бо­гов // Эс­те­ти­ка Ре­нес­сан­са. М., 1981. Т. 2.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Н. Бок­кач­чо, его сре­да и свер­ст­ни­ки. СПб., 1893 – 1894. Т. 1–2; Ко­ре­лин М. С. Ран­ний италь­ян­ский гу­ма­низм и его ис­то­рио­гра­фия. СПб., 1914. Т. 3: Джо­ван­ни Бок­кач­чо, его кри­ти­ки и био­гра­фы; Petronio G. Il Decameron. Saggio critico. Bari, 1935; Billanovich G. Restauri boccacceschi. Roma, 1947; Russo L. Letture critiche del Decameron. Bari, 1956; Getto G. Vita di forme e forme di vita nel Decameron. Torino, 1958; Хло­дов­ский Р. И. Де­ка­ме­рон. По­эти­ка и стиль. М., 1982; Бран­ка В. Бок­кач­чо сред­неве­ко­вый. М., 1983; Baratto M. Realtа̀ e stile nel «Decameron». Roma, 1984; Cazalé-Bérard C. Stratégie du jeu narratif. «Le Décaméron»: une poétique du récit. P., 1985; Fido F. Il regime delle simmetrie imperfette: studi sul Decameron. Mil., 1988; Barberi-Squarotti G. Il potere della parola: studi sul Decameron. Napoli, 1993.

Вернуться к началу