Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАСЁ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 84

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Торопыгина

БАСЁ, Ма­цуо Ба­сё (др. псевд. Му­нэ­фу­са; наст. имя Ма­цуо Дзин­си­ти­ро) (1644, Уэно, пров. Ига – 28.11.1694, Оса­ка), япон. писатель. Ро­дил­ся в се­мье са­му­рая. С 1664 изу­чал ис­кус­ст­во по­эзии под ру­ко­во­дством Ки­та­му­ра Ки­гин. Не­ко­то­рое вре­мя жил в Кио­то. В нач. 1670-х гг. пе­ре­брал­ся в Эдо, где в 1677 ос­но­вал соб­ст­вен­ную по­этич. шко­лу. Сре­ди его уче­ников – Су­гия­ма Сам­пу, Та­ка­раи Ки­ка­ку, Хат­то­ри Ран­сэ­цу. По­этич. твор­че­ст­во Б. пред­став­ле­но ан­то­ло­гия­ми, соз­дан­ны­ми им и его уче­ни­ка­ми: «Зим­ний день» («Фую-но хи», 1684), «Ве­сен­ний день» («Ха­ру-но хи», 1686), «За­глох­шее по­ле» («Ара­но», 1689), «Ты­к­ва-гор­лян­ка» («Хи­са­го», 1690), «Со­ло­мен­ный плащ обезь­я­ны» («Са­ру­ми­но», 1691–98), «Ме­шок уг­ля» («Су­ми­да­ва­ра», 1694). Дол­гие го­ды по­сто­ян­ным ме­стом жи­тель­ст­ва Б. бы­ла не­боль­шая хи­жи­на в пред­ме­стье Эдо – Фу­ру­ка­ве, на­зван­ная «Ба­на­но­вой хи­жи­ной» («Басё-ан»). На­чи­ная с сер. 1680-х гг. и до са­мой смер­ти Б. мно­го пу­те­ше­ст­во­вал; впе­чат­ле­ния от уви­ден­но­го от­ра­же­ны в его днев­ни­ках; наи­бо­лее известный – «По тро­пин­кам се­ве­ра» («Оку-но хо­со­ми­ти», опубл. в 1702, рус. пер. 1935). В хайку Б. изы­скан­ная стро­гая про­сто­та со­че­та­ет­ся с глу­бо­ким фи­лос. смыс­лом. Он преобразовал по­лу­шу­точ­ный жанр хай­кай, на­пол­нив его серь­ёз­ным со­дер­жа­ни­ем. В про­зе Б. по­ло­жил на­ча­ло но­во­му жанру – хай­бун. На твор­че­ст­во Б. боль­шое влия­ние ока­зал дзен-буд­дизм.

Соч.: Ко­хон Ба­сё дзэн­сю: В 10 т. То­кио, 1988–1990; Ве­ли­кое в ма­лом. СПб., 2000; Сти­хи. Про­за. СПб., 2002.

Лит.: Бре­сла­вец Т. И. По­эзия Ма­цуо Ба­сё. М., 1981.

Вернуться к началу