Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́РНХАРД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 399-400

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

БЕ́РНХАРД (Bernhard) То­мас (9.2.1931, Хер­лен, Ни­дер­лан­ды – 12.2.1989, Гмун­ден, Ав­ст­рия), австр. пи­са­тель. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние му­зы­ко­ве­да и те­ат­ро­веда; ра­бо­тал кор­рес­пон­ден­том и су­дебным ре­пор­тё­ром в га­зе­тах. В 1957 опуб­ли­ко­вал пер­вый сб. сти­хов «На зем­ле и в аду» («Auf der Erde und in der Hölle»), в 1963 – пер­вый ро­ман «Сту­жа» («Frost», рус. пер. 2000); те­ат­раль­ный де­бют – пье­са «Празд­ник для Бо­ри­са» («Ein Fest für Boris», 1970). Из­вест­ность Б. при­нес­ли ро­ма­ны «По­ме­ша­тель­ст­во» («Verstörung», 1967), «Кор­рек­ту­ра» («Korrektur», 1975), «Бе­тон» («Beton», 1982); его пье­сы так­же ста­но­ви­лись со­бы­тия­ми в куль­тур­ной жиз­ни Ев­ро­пы. Свои­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми в ли­те­ра­ту­ре Б. счи­тал Ф. Каф­ку, Р. Му­зи­ля, Ф. M. Дос­то­ев­ско­го. Боль­шое влия­ние на не­го ока­за­ли С. Бек­кет и Б. Брехт. Гл. те­ма твор­че­ст­ва Б. – оди­но­че­ст­во че­ло­ве­ка в совр. об­ще­ст­ве, са­мо­убий­ст­вен­ный ту­пик ин­ди­ви­дуа­лиз­ма. Его ге­рои, по­те­ряв­шие ори­ен­ти­ры в жиз­ни, про­из­но­сят длин­ные, сбив­чи­вые мо­но­ло­ги, со­стоя­щие из об­рыв­ков ба­наль­ных сен­тен­ций, ци­тат, рек­лам­ных сло­га­нов. В фор­ме тра­ги­ко­ме­дии Б. об­ли­ча­ет без­ду­хов­ность австр. об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния, ве­ду­щую к уси­ле­нию аг­рес­сив­но­сти и воз­ро­ж­де­нию фа­шиз­ма. Пат­рио­ти­че­ски на­стро­ен­ная об­ще­ст­вен­ность рез­ко вы­сту­па­ла про­тив поч­ти всех про­из­ве­де­ний Б.; пре­мье­ра пье­сы «Пло­щадь ге­ро­ев» («Heldenplatz», 1988) со­про­во­ж­да­лась де­мон­ст­ра­ци­ей про­тес­та. Боль­шая гос. пр. Ав­ст­рии (1967).

Соч.: Из­бран­ное. М., 1983; Ви­ди­мость об­ман­чи­ва и дру­гие пье­сы. М., 1999.

Лит.: Pfabigan A. T. Bernhard. W., 1999; Hoell J. T. Bernhard. Münch., 2000.

Вернуться к началу