Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ЛЫЙ СТИХ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 272

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

БЕ́ЛЫЙ СТИХ (англ. blank verse), не­риф­мо­ван­ный стих в но­во­ев­ро­пей­ском сил­ла­би­че­ском сти­хо­сло­же­нии и сил­ла­бо-то­ни­че­ском сти­хо­сло­же­нии. В ср.-век. по­эзии был не­из­вес­тен; поя­вил­ся в 16 в. как сред­ст­во ими­та­ции ан­тич­ной по­эзии, не знав­шей риф­мы. За­кре­пил­ся сна­ча­ла в эпич. и дра­ма­тич. 5-стоп­ном ям­бе и его ана­ло­гах (У. Шек­спир, Дж. Миль­тон, Г. Э. Лес­синг, Ф. Шил­лер), за­тем  в ли­ри­че­ском сво­бод­ном сти­хе (Ф. Клоп­шток, И. В. Гё­те, А. А. Фет). В Рос­сии к Б. с. об­ра­ща­лись в кон. 18 в. А. Д. Кан­те­мир и М. В. Ло­мо­но­сов, в нач. 19 в.  А. С. Пуш­кин («Бо­рис Го­ду­нов», 1825); из дра­ма­тич. мо­но­ло­га Б. с. пе­ре­шёл в ро­ман­тич. эле­гию («Вновь я по­се­тил...» Пуш­ки­на, 1835). Б. с. с дак­ти­лич. окон­ча­ния­ми ис­поль­зо­вал­ся так­же как сред­ст­во ими­та­ции на­род­но­го сти­ха («Илья Му­ро­мец» Н. М. Ка­рам­зи­на, 1794; «Ко­му на Ру­си жить хо­ро­шо» Н. А. Не­кра­со­ва, 186377). В рас­ши­рит. смыс­ле Б. c. на­зы­ва­ет­ся вся­кий не­риф­мо­ван­ный стих, в обыч­ном смыс­ле  толь­ко про­ти­во­по­став­лен­ный риф­мо­ван­но­му, в уз­ком смыс­ле  толь­ко не­риф­мо­ван­ный дра­ма­тич. 5-стоп­ный ямб.

Вернуться к началу