Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 210

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Курилов
В. Г. Белинский. Портрет работы К. А. Горбунова. 1871. Саратовский художественный музей.

БЕЛИ́НСКИЙ Вис­са­ри­он Гри­горь­е­вич [30.5(11.6).1811, кре­пость Свеа­борг, ны­не Суо­мен­лин­на, рай­он Хель­син­ки – 26.5(7.6).1848, С.-Пе­тер­бург], рус. лит. кри­тик, тео­ре­тик и ис­то­рик ли­те­ра­ту­ры. Ро­дил­ся в се­мье флот­ско­го вра­ча, ран­ние го­ды про­вёл в Крон­штад­те. Окон­чил нар. уч-ще в г. Чем­бар (ны­не г. Бе­лин­ский) Пен­зен­ской губ.; учил­ся в Пен­зен­ской гим­на­зии (1825–29, не окон­чил), на сло­вес­ном от­де­ле­нии фи­лос. ф-та Моск. ун-та (1829–32, от­чис­лен за не­ус­пе­вае­мость и про­пус­ки за­ня­тий, в т. ч. по бо­лез­ни). Пер­вое за­вер­шён­ное лит. про­изв. Б. – ан­ти­кре­по­ст­нич. дра­ма «Дмит­рий Ка­ли­нин» (1830) – за­пре­ще­но к из­да­нию цен­зу­рой. Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1831 бал­ла­дой «Рус­ская быль» и ре­цен­зи­ей на ано­ним­ную бро­шю­ру «О Бо­ри­се Го­ду­но­ве, со­чи­не­нии Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на. Раз­го­вор». В 1833 во­шёл в кру­жок Н. В. Стан­ке­ви­ча, где по­зна­ко­мил­ся с идея­ми нем. клас­сич. фи­ло­со­фии, ока­зав­шей зна­чит. влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние мировоз­зре­ния Б. В 1833–36 со­труд­ни­чал как пе­ре­во­дчик и ре­цен­зент в ж. «Те­ле­скоп» и газ. «Мол­ва», в ко­то­рой бы­ла опуб­ли­ко­ва­на пер­вая зна­чит. лит.-кри­тич. ра­бо­та «Ли­те­ра­тур­ные меч­та­ния. Эле­гия в про­зе» (1834). Ре­дак­ти­ро­вал ж. «Мо­с­ков­ский на­блю­да­тель» (1838–39), воз­глав­лял от­дел кри­ти­ки и биб­лио­гра­фии в ж. «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки» (1839–46). В 1847 вы­ез­жал на ле­че­ние (ту­бер­ку­лёз лёг­ких) за гра­ни­цу. В 1847–48 со­труд­ник ж. «Со­вре­мен­ник».

Б. раз­вил ро­ман­тич. пред­став­ле­ния о сущ­но­сти лит-ры, ко­то­рая «не­пре­мен­но долж­на быть… вы­ра­же­ни­ем-сим­во­лом внут­рен­ней жиз­ни на­ро­да» («Ли­те­ра­тур­ные меч­та­ния»). Ана­ли­зи­руя ран­ние про­из­ве­де­ния Н. В. Го­го­ля [«О рус­ской по­вес­ти и по­вес­тях г. Го­го­ля ("Ара­бе­ски" и "Мир­го­род")», 1835], об­ра­тил вни­ма­ние на «по­эзию жиз­ни» как важ­ней­ший пред­мет иск-ва и дал оп­ре­де­ле­ние «ре­аль­ной по­эзии», при­зван­ной «по­тря­сать ду­ши» вер­ным изо­бра­же­ни­ем жиз­ни. Б. ос­мыс­лил лит. кри­ти­ку как при­ло­же­ние тео­рии («за­ко­нов изящ­но­го») к ху­дож. прак­ти­ке («О кри­ти­ке и ли­те­ра­тур­ных мне­ни­ях "Мо­с­ков­ско­го на­блю­да­те­ля"», 1836), а внут­рен­нюю ло­ги­ку литературного раз­ви­тия – как пло­до­твор­ное взаи­мо­дей­ст­вие ху­дож. твор­че­ст­ва и кри­ти­ки; оп­ре­де­лил ге­ни­аль­ность как спо­соб­ность ху­дож­ни­ка от­кры­вать «но­вые сфе­ры» в иск-ве («Речь о кри­ти­ке», 1842). Б. ука­зал на зна­че­ние «об­ли­чи­тель­но­го на­прав­ле­ния» в лит-ре, ко­то­рое изо­бра­же­ни­ем «низ­ко­го и по­шло­го жиз­ни» вы­зы­ва­ет в чи­та­те­ле «тос­ку по идеа­лу» («Рус­ская ли­те­ра­ту­ра в 1843 г.», 1844) и уст­рем­ля­ет об­ще­ст­во к пре­крас­но­му «пу­тём от­ри­ца­ния» все­го без­образ­но­го («Пе­тер­бург­ский сбор­ник, из­дан­ный Н. Не­кра­со­вым», 1846). Свя­зав это на­прав­ле­ние с твор­че­ст­вом пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы, Б. дал её тео­ре­тич. обоснование в ст. «Взгляд на рус­скую ли­те­ра­ту­ру 1846 г.» (1847). В цик­ле из 11 ста­тей под об­щим загл. «Со­чи­не­ния Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на» (1843–46) Б. пред­ста­вил твор­че­ст­во по­эта как за­коно­мер­ный итог все­го пред­ше­ст­во­вав­ше­го раз­ви­тия рус. лит-ры, на­ме­тив ­пути к ис­то­риз­му в по­ни­ма­нии ху­дож. яв­ле­ний. В «Пись­ме к Го­го­лю» (1847) осу­дил мо­нар­хич. ил­лю­зии пи­са­те­ля и вы­сту­пил с рез­кой кри­ти­кой са­мо­дер­жа­вия и кре­по­ст­нич. по­ряд­ков в Рос­сии. Б. вы­де­лил в отеч. сло­вес­но­сти 18 – 1-й пол. 19 вв. два ве­ду­щих на­прав­ле­ния: од­но при­дер­жи­ва­лось ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти (на­ча­ло ему по­ло­жил А. Д. Кан­те­мир), дру­гое – стре­ми­лось к идеа­лу, вы­сту­пая «гла­ша­та­ем все­го вы­со­ко­го и пре­крас­но­го» (у его ис­то­ков сто­ял М. В. Ло­мо­но­сов); эти на­прав­ле­ния «час­то сли­ва­лись» в твор­че­ст­ве Г. Р. Дер­жа­ви­на и окон­ча­тель­но «сли­лись в один по­ток» в по­эзии А. С. Пуш­ки­на («Взгляд на рус­скую ли­те­ра­ту­ру 1847 г.», 1848). Б. раз­ви­вал мысль о со­циальном на­зна­че­нии лит-ры, её при­зва­нии быть «соз­на­ни­ем об­ще­ст­ва» и активно участвовать в преобразовании рус. жиз­ни («Рус­ская ли­те­ра­ту­ра в 1840 г.», 1841, и др.). В ря­де ста­тей и ре­цен­зий Б. дал глу­бо­кий ана­лиз твор­че­ст­ва Н. В. Го­го­ля, М. Ю. Лер­мон­то­ва, А. В. Коль­цо­ва, И. С. Тур­ге­не­ва, ран­не­го Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и др.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953–1959; Собр. соч.: В 9 т. М., 1976–1982.

Лит.: Пы­пин А. Н. Бе­лин­ский, его жизнь и пе­ре­пис­ка. 2-е изд. СПб., 1908; Не­чае­ва В. С. В. Г. Бе­лин­ский. [Кн. 1]: На­ча­ло жиз­нен­но­го пу­ти и ли­те­ра­тур­ной дея­тель­но­сти (1811–1830). М., 1949; [Кн. 2]: Уче­ние в уни­вер­сите­те и ра­бо­та в «Те­ле­ско­пе» и «Мол­ве» (1828–1836). М., 1954; [Кн. 3]: Жизнь и твор­че­ст­во (1836–1841). М., 1961; [Кн. 4]: Жизнь и твор­че­ст­во (1842–1848). М.,1967; Гу­ля­ев Н. А. В. Г. Бе­лин­ский и за­ру­беж­ная эс­те­ти­ка его вре­ме­ни. Ка­зань, 1961; Фи­ла­то­ва Е. М. Бе­лин­ский. М., 1976; Со­бо­лев П. В. Эс­те­ти­ка Бе­лин­ско­го. М., 1978; Его­ров Б. Ф. Ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ская дея­тель­ность В. Г. Бе­лин­ско­го. М., 1982; Ку­ри­лов А. С. В. Бе­лин­ский. М., 1985; Ти­хо­но­ва Е. Ю. Ми­ро­воз­зре­ние мо­ло­до­го Бе­лин­ско­го. 2-е изд. М., 1998; она же. Бе­лин­ский в спо­ре со сла­вя­но­фи­ла­ми. М., 1999; она же. Че­ло­век без мас­ки. Лич­ность В. Г. Бе­лин­ско­го в его пе­ре­пис­ке. М., 2002; Кар­пен­ко Г. Ю. Возв­ра­ще­ние Бе­лин­ско­го. Са­ма­ра, 2001.

Вернуться к началу