Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРИСТОФА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 219-220

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Ярхо

АРИСТОФА́Н (’Aριστοφάνης) (ок. 446 – ок. 385 до н. э.), др.-греч. дра­ма­тург-ко­медио­граф. Био­гра­фич. све­де­ния об А. скуд­ны; из­вест­но, что он был афин­ским гра­ж­да­ни­ном и про­ис­хо­дил из де­ма Ки­да­фин. Свою пер­вую ко­ме­дию («Пи­рую­щие» – «Δαι­ταλεῖς») по­ста­вил в 427. На­пи­сал не ме­нее 40 ко­ме­дий, из них пол­но­стью со­хра­ни­лись 11: «Ахар­ня­не» («’Αχαρνεῖς», 425), «Всад­ни­ки» («‘Ιππeῖς», 424), «Об­ла­ка» («Νεφλαι», 423), «Oсы» («Σφϰες», 422), «Mир» («Εἰρήνη», 421), «Пти­цы» («Ὄρνιθες», 414), «Ли­си­ст­ра­та» («Λυ­σιστράτη»), «Жен­щи­ны на празд­ни­ке Фес­мо­фо­рий» («Θεσ­μο­φοριάζουσαι», обе 411), «Ля­гуш­ки» («Βάτραχοι», 405), «Жен­щи­ны в на­род­ном со­б­ра­нии» («’Εϰϰλεσιάζουσαι», 392), «Плу­тос» («Πλοτος», 388). От ос­таль­ных со­хра­ни­лось ок. 1000 фраг­мен­тов.

Про­из­ве­де­ния А. с боль­шой по­ли­тич. ост­ро­той от­ра­жа­ют на­рас­та­ние кри­зис­ных яв­ле­ний в гос. строе и ми­ро­воз­зре­нии афин­ской де­мо­кра­тии (пер­вые 9 из 11 ко­ме­дий по­став­ле­ны в го­ды Пе­ло­поннес­ской вой­ны­). Уже ран­ние ко­ме­дии (427–421) по­ка­зы­ва­ют, что А. выра­жал взгля­ды кон­сер­ва­тив­но на­стро­ен­но­го ат­тич. кре­сть­ян­ст­ва, ко­то­рое охот­но при­ни­ма­ло бла­га, пре­дос­тав­ляе­мые ему де­мо­кра­ти­ей, но вы­сту­па­ло про­тив её край­них про­яв­ле­ний, осо­бен­но в от­но­ше­нии к вой­не. В «Ахар­ня­нах» А. про­тес­ту­ет про­тив вой­ны; во «Всад­ни­ках» об­ли­чает са­мо­го влия­тель­но­го из во­ж­дей де­мо­кра­тии, вы­сту­пав­ше­го за вой­ну, – стра­те­га Кле­о­на, вы­во­дя его под мас­кой Паф­лагон­ца, ра­ба од­рях­лев­ше­го афин­ско­го де­мо­са (на­ро­да). Во мно­гом бла­го­да­ря А. др.-греч. сло­во «де­ма­гог», обо­зна­чав­шее «пред­во­ди­те­ля на­ро­да», при­об­ре­ло в даль­ней­шем оди­оз­ное зна­че­ние. Кри­ти­ку де­ма­го­гов, на­жи­ваю­щих­ся на су­деб­ных про­цес­сах, А. про­дол­жа­ет в «Осах». Ко­ме­дия «Мир», по­став­лен­ная на­ка­ну­не за­клю­че­ния ми­ра ме­ж­ду Афи­на­ми и Спар­той, пол­на ли­ко­ва­ния по это­му по­во­ду, хо­тя и здесь А. не упус­ка­ет воз­мож­но­сти по­сме­ять­ся над сто­рон­ни­ка­ми вой­ны.

Эле­мент фан­та­сти­ки и со­ци­аль­ной уто­пии, за­ни­маю­щий зна­чит. ме­сто уже в ран­нем твор­че­ст­ве А., в наи­боль­шей сте­пе­ни про­явил­ся в ко­ме­ди­ях А. по­сле­дую­ще­го де­ся­ти­ле­тия. В «Пти­цах» тор­же­ст­ву­ет от­кро­вен­но ска­зоч­ный ко­ло­рит: два афин­ских гра­ж­да­ни­на, ус­тав­шие от бес­ко­неч­ных су­деб­ных про­цес­сов, ос­но­вы­ва­ют с по­мо­щью птиц иде­аль­ное цар­ст­во ме­ж­ду не­бом и зем­лёй, что­бы по­лу­чать свою до­лю от жертв, при­но­си­мых бо­гам. В «Ли­си­ст­ра­те» дей­ст­вие пе­ре­но­сит­ся на зем­лю, но так­же име­ет фан­та­стич. ха­рак­тер: жен­щи­ны со всей Гре­ции, уд­ру­чён­ные вой­ной, за­хва­ты­ва­ют афин­ский Ак­ро­поль, где хра­нит­ся гос. каз­на, и ре­ша­ют на вре­мя вой­ны от­ка­зать сво­им мужь­ям в ис­пол­не­нии суп­ру­же­ских обя­зан­но­стей, не же­лая ро­жать сы­но­вей, ко­то­рым при­дёт­ся сра­жать­ся за чу­жие ин­те­ре­сы. Ес­ли в «Ли­си­ст­ра­те» жен­ский за­го­вор ве­дёт к при­ми­ре­нию воюю­щих сто­рон, то в ко­ме­дии «Жен­щи­ны в на­род­ном со­б­ра­нии», где жен­щи­ны сно­ва за­хва­ты­ва­ют власть в Афи­нах для ус­та­нов­ле­ния все­об­ще­го бла­го­ден­ст­вия с обоб­ще­ст­в­ле­ни­ем иму­ще­ст­ва и жён, идеа­лы урав­нит. ком­му­низ­ма тер­пят крах: без­дель­ни­ки поль­зу­ют­ся тру­да­ми че­ст­ных ра­бот­ни­ков. Уто­пи­че­ский иде­ал все­об­ще­го сча­стья изо­бра­жён в «Плу­то­се», где про­зрев­ший бог бо­гат­ства на­де­ля­ет че­ст­ных бед­ня­ков ска­зочны­ми бла­га­ми, а всех до­нос­чи­ков и при­жи­вал де­ла­ет ни­щи­ми.

Осо­бая те­ма в ко­ме­ди­ях А. – кри­ти­ка тех яв­ле­ний в ду­хов­ной жиз­ни Афин, ко­то­рые, по его мне­нию, под­ры­ва­ли проч­ность афин­ской де­мо­кра­тии. Это и фи­ло­со­фия со­фис­тов (в «Об­ла­ках» её но­си­те­лем ста­но­вит­ся Со­крат), и дра­ма­тур­гия Ев­ри­пи­да, ко­то­рый ос­та­ёт­ся объ­ек­том ко­мического об­ли­че­ния от «Ахар­нян» до «Ля­гу­шек». В «Ля­гуш­ках» А. пе­ре­но­сит дей­ст­вие в под­зем­ное цар­ст­во и за­став­ля­ет уже умер­ше­го Ев­ри­пи­да от­стаи­вать своё пре­вос­ход­ст­во над «ста­ро­мод­ным» Эс­хи­лом, ко­то­ро­го бог Дио­нис в ти­пич­ном для А. фан­тасти­ко-уто­пическом фи­на­ле вы­во­дит на зем­лю для воз­ро­ж­де­ния афин­ской дра­мы.

Ком­по­зи­ци­он­ная струк­ту­ра ко­ме­дий А. от­ли­ча­ет­ся по­сто­ян­ст­вом: к раз­ви­тому экс­по­зиц. про­ло­гу с уча­сти­ем не­сколь­ких дей­ст­вую­щих лиц при­мы­ка­ет па­род хо­ра. В даль­ней­шем дей­ст­вие про­те­ка­ет в че­ре­до­ва­нии ре­че­вых пар­тий (эпи­со­ди­ев) с хо­ро­вы­ми, из ко­то­рых вы­де­ля­ет­ся па­ра­ба­са – пар­тия хо­ра, вы­сту­паю­ще­го обыч­но от ли­ца по­эта. Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет агон, где про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся по­зи­ции спо­ря­щих сто­рон; по­бе­ду одер­жи­ва­ет та из них, чья точ­ка зре­ния в кон­це кон­цов тор­же­ст­ву­ет. Сле­дую­щие за­тем эпи­со­дии долж­ны ли­бо под­кре­пить пра­во­ту по­бе­ди­те­ля (как в боль­шин­ст­ве ко­ме­дий), ли­бо до­ка­зать её ил­лю­зор­ность в про­ти­во­по­став­ле­нии ре­аль­но­му хо­ду ве­щей (как в ко­ме­дии «Жен­щи­ны в на­род­ном со­б­ра­нии»). В бо­лее позд­них ко­ме­ди­ях на­блю­да­ет­ся от­ход от тра­диц. струк­ту­ры: па­ра­ба­са мо­жет быть вклю­че­на в раз­витие дей­ст­вия («Ли­си­ст­ра­та»), силь­но со­кра­ща­ет­ся и роль хо­ра. Ха­рак­те­рен при этом прин­цип ко­мич. ти­пи­за­ции, ис­поль­зуе­мый А.: об­лик ре­аль­но су­ще­ст­вую­ще­го че­ло­ве­ка вы­рас­та­ет до ги­пер­бо­ли­че­ски обоб­щён­но­го об­раза. Не имею­щие ре­аль­ных про­то­ти­пов ге­рои А. так­же яв­ля­ют­ся во­пло­ще­ни­ем ка­кой-то од­ной мас­ки («про­ста­ка», «бах­ва­ла», «до­нос­чи­ка»), по­дан­ной с пла­кат­ной бро­ско­стью, под­час – с гро­те­ск­ным пре­уве­ли­че­ни­ем.

В це­лом ко­ме­дии А. пред­став­ля­ют собой не­по­вто­ри­мый сплав фан­та­сти­ки с ре­аль­но­стью, ска­зоч­ной сти­хии с без­удерж­ной ин­век­ти­вой, пуб­лич­ной ре­чи с яр­кой ме­та­фо­рич­но­стью. Эти раз­но­род­ные эле­мен­ты на­хо­дят вы­ра­же­ние в язы­ке А., с од­ной сто­ро­ны, спус­каю­щем­ся к по­все­днев­но­сти, вклю­чая брань и об­сцен­ные на­мё­ки, а с дру­гой – под­нимаю­щем­ся до вы­сот про­ник­но­вен­ной ли­ри­ки.

Мо­ти­вы про­из­ве­де­ний А., по­лу­чив­ше­го сла­ву «от­ца ко­ме­дии», ис­поль­зо­ва­лись в лит-ре Но­во­го вре­ме­ни: к ним об­ра­ща­лись Ж. Ра­син («Су­тя­ги», 1668, – пе­ре­дел­ка «Ос»), И. В. Гё­те (об­ра­бот­ка «Птиц» для Вей­мар­ско­го теа­тра, 1780) и мн. дру­гие.

Соч.: Ко­ме­дии: В 2 т. М., 1983; Ко­ме­дии. Фраг­мен­ты. М., 2000.

Лит.: Giardini G. Aristo­fane, la vita, il teatro, la for­tuna. Mi­lano, 1979; Har­ri­ott R. M. Aris­to­phanes, poet and drama­tist. L., 1986; Гу­сейнов Г. Ари­сто­фан. М., 1988; Mac­Dowell D. M. Aris­to­phanes and Ath­ens: an in­tro­duc­tion to the plays. Oxf.; N. Y., 1995; Со­бо­лев­ский С. И. Ари­сто­фан и его вре­мя. 2-е изд. М., 2000; Möl­len­dorff P. von. Aris­to­phanes. Hild­esheim, 2002.

Вернуться к началу