Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПУЛЕ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 132

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Ч

АПУЛЕ́Й (Apu­leius) Лу­ций (ок. 124, Ма­дав­ра, Сев. Аф­ри­ка – по­сле 170), рим. пи­са­тель. Изу­чал ри­то­ри­ку и фи­ло­со­фию в Кар­фа­ге­не, Афи­нах, Ри­ме. За­нимал­ся ад­во­кат­ской дея­тель­но­стью, за­тем стал стран­ст­вую­щим со­фис­том. Пи­сал на гре­чес­ком (тру­ды ут­ра­че­ны) и ла­тин­ском язы­ках. Пол­но­стью со­хра­ни­лись три фи­лос. соч. А.: уп­ро­щён­ный пе­ре­сказ уче­ния Пла­то­на «О Пла­то­не и его фи­ло­софии» («De Pla­tone et eius dog­mate»); рассуждение о де­мо­нах как про­межуточных существах ме­ж­ду бо­га­ми и людь­ми «О бо­же­ст­ве Со­кра­та» («De deo Socra­tis»); пе­ре­ра­бот­ка ано­ним­но­го греч. трак­та­та «О все­лен­ной» («De mun­do»). Кн. «Фло­ри­ды» («Flo­ri­dae») – со­б­ра­ние 23 от­рыв­ков из пуб­лич­ных ре­чей А. «Апо­ло­гия, или Речь в за­щи­ту са­мо­го се­бя по об­ви­не­нию в ма­гии» («Apo­lo­gia sive Pro se de magia li­ber», ме­ж­ду 155–158) – уни­каль­ный об­ра­зец су­деб­ной ри­то­ри­ки вре­мён имп. Ри­ма и од­но­вре­мен­но цен­ный ис­точ­ник по ма­гическим прак­ти­кам. Наиб. из­вест­ное соч. А. – слож­ный по ком­по­зи­ции ро­ман «Ме­та­мор­фо­зы» в 11 кни­гах («Meta­mor­phoseon»; др. назв. – «Зо­ло­той осёл», «As­i­nus aureus»). Сю­жет ро­ма­на (ис­то­рия мо­ло­до­го гре­ка Лу­ция, по не­до­ра­зу­ме­нию пре­вра­щён­но­го кол­дунь­ей в ос­ла и по­сле ря­да при­клю­че­ний бла­го­да­ря вме­ша­тель­ст­ву бо­ги­ни Изи­ды при­ни­маю­ще­го пер­во­нач. об­лик) ос­но­ван на ут­раченной по­вес­ти Лу­кия Патр­ско­го (со­хра­ни­лась дру­гая её пе­ре­ра­бот­ка, соз­дан­ная Лу­киа­ном, – по­весть «Лу­кий, или Осёл»); раз­ви­тие ин­три­ги пе­ре­би­ва­ет­ся 11 встав­ны­ми но­вел­ла­ми. Влия­ние пла­то­низ­ма и егип. эзо­те­рич. уче­ний (мо­тив ме­тем­пси­хо­за, опи­са­ние ри­туа­лов нек­ро­ман­тии и об­ря­да ини­циа­ции) со­чета­ет­ся в ро­ма­не с иро­нич. изо­бра­же­ни­ем на­хо­див­ше­го­ся под рим. гос­под­ством греч. об­ще­ст­ва. Стиль А. ори­ен­ти­ро­ван на со­фис­ти­ку вто­рую и от­час­ти па­ро­ди­ру­ет её (афо­ри­стич­ность, оби­лие ас­со­нан­сов и ал­ли­те­ра­ций, об­раз­цы эк­фра­си­са; раз­но­об­ра­зие лек­си­ки, вклю­чаю­щей не­оло­гиз­мы, ар­ха­из­мы, вуль­га­риз­мы). Ро­ман ока­зал силь­ное влия­ние на ев­роп. лит-ру; осо­бен­но по­пу­ляр­ной ста­ла об­рет­шая са­мо­сто­ят. ста­тус но­вел­ла об Аму­ре и Пси­хее, в сред­ние ве­ка ин­тер­пре­ти­ро­вав­ша­я­ся гл. обр. в ал­ле­го­рич. клю­че, а в Но­вое вре­мя – пре­им. как по­этич. сказ­ка о люб­ви (Дж. Ма­ри­но, Ж. де Ла­фон­тен, И. Ф. Бо­гда­но­вич).

Соч.: Апо­ло­гия... Ме­та­мор­фо­зы. Фло­ри­ды. М., 1993.

Лит.: Haight E. H. Apu­leius and his in­flu­ence. N. Y., 1927; По­ля­ко­ва С. В. «Ме­та­мор­фо­зы», или «Зо­ло­той осел» Апу­лея. М., 1988; Schlam C. C. The Meta­mor­phoses of Apu­leius: on ma­king an ass of one­self. Chapel Hill, 1992; Kli­ban­sky R., Re­gen F. Die Hand­schriften der phi­loso­phischen Werke der Apu­leius: ein Be­i­trag zur Über­lieferungs­geschichte. Gö tt., 1993.

Вернуться к началу