Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АПОЛЛИНЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 113-114

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Скуратовская
Г. Аполлинер. Художник М. де Вламинк.

АПОЛЛИНЕ́Р (Apol­li­naire) Гий­ом [наст. имя и фам. Гий­ом Аль­бер Вла­ди­мир Алек­сандр Апол­ли­на­рий Ко­ст­ро­виц­кий (Kos­trowicky)] (26.8.1880, Рим – 9.11.1918, Па­риж), франц. по­эт, жур­на­лист, ху­дож. кри­тик. Сын польск. ари­сто­крат­ки и итал. офи­це­ра. Дет­ст­во про­вёл в Ита­лии, с 1899 жил в Па­ри­же. Спец. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. С 1902 ак­тив­ный пуб­ли­цист, ос­но­ва­тель ря­да жур­на­лов, в т. ч. «Эзо­пов пир» (1904); на ос­но­ве га­зет­ных пуб­ли­ка­ций на­пи­сал мо­но­гра­фию «Ху­дож­ни­ки-ку­би­сты» («Les peintres cub­istes», 1913). Ху­дож. про­за А. от­ли­ча­ет­ся сти­ли­стич. мас­тер­ст­вом [сб. фан­та­стич. но­велл «Ере­си­арх и ком­па­ния» («L’Hérésiarque et Cie», 1910)] и час­то но­сит фри­воль­ный от­те­нок [ро­ма­ны «Один­на­дцать ты­сяч ро­зог» («On­ze mille verges», 1907), «Ко­нец Ва­ви­лона» («La fin de Baby­lone», 1914)]. В ду­хе гри­ву­аз­ной тра­ди­ции вы­дер­жа­на и из­да­тель­ская се­рия «Мэт­ры люб­ви» («Les mai­tres de l’amour», 1909–14), ку­да А. вклю­чил от­ком­мен­ти­ро­ван­ные тек­сты Д. А. Ф. де Са­да, П. Аре­ти­но, О. Мир­бо и др. Один из пер­вых по­этич. сбор­ни­ков А.– «Бес­тиа­рий, или Кор­теж Ор­фея» («Le Bes­ti­aire ou le cortège d’Orphée», 1911), где ста­рин­ная фор­ма кат­ре­на и приё­мы эмб­ле­ма­тич. пись­ма со­че­та­лись с ис­по­ве­даль­ной ме­лан­хо­лич. ин­то­на­ци­ей. В 1913 А. объ­е­ди­нил свои луч­шие сти­хи в сб. «Ал­ко­го­ли» («Al­cools»), но­ва­тор­ский по сво­ей по­эти­ке (от­сут­ст­вие пунк­туа­ции, сти­ли­стич. пе­ре­па­ды, зву­ко­пись, сти­ли­за­ция ба­роч­ной об­раз­но­сти). В 1914 ушёл доб­ро­воль­цем на фронт, где был тя­же­ло ра­нен в го­ло­ву. В 1916 вы­шел сб. но­велл «Уби­тый по­эт» («Le poète as­sas­siné»), откры­ваю­щий­ся мис­ти­фи­ци­ро­ван­ной ав­то­био­гра­фи­ей; в сб. «Кал­ли­грам­мы» («Cal­li­grammes», 1918) тра­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние вой­ны об­ле­ка­ет­ся в фор­му ви­зу­аль­ной по­эзии.

В кон. 1910-х гг. во­круг А. сло­жил­ся круг по­этов-сюр­реа­ли­стов – А. Бре­тон, Ф. Су­по, Л. Ара­гон, Ж. Кок­то. Сам тер­мин «сюр­реа­лизм» при­над­ле­жит А.; в 1917 бы­ла по­став­ле­на «сюр­реа­ли­сти­че­ская дра­ма» А. «Сос­цы Ти­ре­сия» («Les ma­melles de Tirésias»). Твор­че­ст­во А. ока­за­ло глу­бо­кое воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние эс­те­ти­ки аван­гар­диз­ма.

Соч.: Œu­vres complètes: En 4 vol. P., 1965–1966; Сти­хи. М., 1967; Эс­те­ти­че­ская хи­рур­гия: Ли­ри­ка. Про­за. Те­атр. СПб., 1999.

Лит.: Adéma P. M. G. Apol­li­naire. P., 1968; Décaudin M. Apol­li­naire. P., 1986.

Вернуться к началу