Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЬФЬЕ́РИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 576

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Сапрыкина
В. Альфьери. Портрет работы Ф. К. Фабра. 1793. Галерея Уффици (Флоренция).

АЛЬФЬЕ́РИ (Al­fieri) Вит­то­рио (16.1.1749, Ас­ти – 8.10.1803, Фло­рен­ция), граф, итал. по­эт и дра­ма­тург. Учил­ся в Во­ен. ака­де­мии в Ту­ри­не (1758–66), за­тем пу­те­ше­ст­вовал по Ев­ро­пе (не­дол­го на­хо­дил­ся в Рос­сии). Впе­чат­ле­ния от пу­теше­ст­вий лишь ми­ни­маль­но от­ра­же­ны в ав­то­био­гра­фич. кн. «Жизнь Вит­то­рио Аль­фье­ри из Ас­ти» («Vita…», 1790–1803; изд. 1806), ко­то­рая но­сит в боль­шей ме­ре ин­трос­пек­тив­ный ха­рак­тер. Оче­ви­дец Ве­ли­кой франц. ре­во­лю­ции, А. по­на­ча­лу с жа­ром её при­вет­ст­во­вал [ода «Па­риж без Бас­ти­лии» («Parigi sbas­tigliato», 1789)], а за­тем рез­ко осу­дил [про­зи­мет­ри­че­ский ан­ти­франц. пам­флет «Ми­зо­галл» («Mi­sogallo», 1793–1799)]. А. – рефор­ма­тор итал. тра­ге­дии, со­еди­нив­ший в сво­ём твор­че­ст­ве клас­сици­стич. и пред­ро­ман­тич. эле­мен­ты. С 1775 по 1790 им на­пи­са­на 21 тра­ге­дия (пер­вая из них – «Кле­о­пат­ра», «Cleo­pat­ra»). В тра­ге­ди­ях А. кон­фликт обыч­но стро­ит­ся на про­ти­во­стоя­нии дес­по­тич. во­ли ти­ра­на и сво­бо­до­лю­бия ин­ди­ви­дуу­ма, стро­го со­блю­де­ны пра­ви­ла клас­си­ци­стич. единств; по при­ме­ру ан­тич­ных тра­ги­ков А. пи­шет не­риф­мо­ванным ям­бом и пре­дель­но уп­ро­ща­ет сю­жет. Диа­ло­ги пре­вра­ща­ют­ся в ди­на­мич­ные идей­ные по­един­ки. В на­ру­ше­ние норм клас­си­цистич. сти­ля не­ис­то­вые стра­сти вы­ра­же­ны пре­дель­но эмо­цио­наль­но. А. сам клас­си­фи­ци­ро­вал свои тра­ге­дии по те­ма­тич. при­зна­ку. «Тра­ге­дии ро­ка» [«Ан­ти­го­на» («An­ti­gone», 1776), «Ага­мем­нон» («Aga­mem­none», 1783)] ри­су­ют власть судь­бы над ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми уст­рем­ле­ния­ми одер­жи­мых стра­стя­ми ге­ро­ев. В «тра­ге­ди­ях сво­бо­ды», на­пи­сан­ных на ис­то­рич. сю­же­ты [«Вир­ги­ния» («Vir­ginia», 1781), «Брут I» («Bru­to Primo», 1788), «Брут II» («Bruto Secondo», 1786–87)], кон­фликт име­ет по­ли­тич. ха­рак­тер. В позд­них тра­ге­ди­ях А. мень­ше ори­ен­ти­ру­ет­ся на стро­гую фор­му греч. тра­ге­дии; кон­фликт ча­ще пе­ре­но­сит­ся в плос­кость се­мей­ных, дру­же­ских от­но­ше­ний. В «тра­ге­ди­ях внут­рен­ней борь­бы» [«Са­ул» («Saulo», 1782); «Мир­ра» («Mirra», 1784)] А. де­ла­ет шаг к соз­да­нию но­вой фор­мы тра­гедии, где, как в др.-греч. те­ат­ре, актив­ную роль иг­рал бы хор. В 1797 пуб­ли­ку­ет 17 са­тир в ду­хе Юве­на­ла. В по­след­ние го­ды жиз­ни А. на­пи­сал 6 сти­хотв. ко­медий, в т. ч. «Про­ти­во­ядие» («L’an­ti­doto») и «Окон­це» («La Fin­e­strina»; все 1800–02; опубл. в 1803). В тра­ге­ди­ях А. вы­ра­зил­ся кри­зис про­све­ти­тель­ско­го ра­цио­на­ли­стич. ми­ро­по­ни­ма­ния, а са­ти­рич. твор­че­ст­во А. от­ра­зи­ло ощу­ще­ние кон­ца оп­ти­ми­стич. ве­ры в ра­зум­ное об­ще­ст­вен­ное уст­рой­ство.

Соч.: Op­ere: In 40 vol. Asti, 1951–1989; Тра­ге­дии // К. Голь­до­ни. Ко­ме­дии. К. Гоц­ци. Сказ­ки для те­ат­ра. В. Аль­фье­ри. Тра­ге­дии. М., 1971.

Лит.: Гли­вен­ко И. И. В. Аль­фье­ри. Жизнь и про­из­ве­де­ния. СПб., 1912; Ma­siello V. L’ideolo­gia tragica di V. Al­fieri. Roma, 1964; Fu­bini M. Ri­tratto dell’Al­fieri e al­tri studi al­fieri­ani. Firenze, 1970; Came­rino GA. Al­fieri e il lin­guag­gio della tra­ge­dia: verso, stile, topoi. Na­poli, 1999; Di Bene­detto A. Il dandy e il sub­lime: nuovi studi su V. Al­fieri. Firenze, 2003.

Вернуться к началу