Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИ́ЧНАЯ ЯЗЫКОВЕ́ДЧЕСКАЯ ТРАДИ́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н.Ю. Бокадорова

АНТИ́ЧНАЯ ЯЗЫКОВЕ́ДЧЕСКАЯ ТРА­ДИ́ЦИЯ (гре­ко-рим­ская, или сре­ди­зем­но­мор­ская, тра­ди­ция), тра­ди­ция опи­са­ния и ис­сле­до­ва­ния язы­ка, сло­жив­шая­ся и су­ще­ст­во­вав­шая в гре­ко-ла­тин­ском куль­тур­ном ареа­ле в 7 в. до н. э. – 6 в. н. э.

А. я. т. за­ро­ди­лась в эпо­ху ста­нов­ле­ния др.-греч. фи­ло­со­фии, в про­цес­се рас­смот­ре­ния од­ной из осн. фи­лос. про­блем др.-греч. ми­ро­воз­зре­ния – со­от­ноше­ния ме­ж­ду «ве­щью», «сло­вом» и «мыс­лью». В этот пе­ри­од ещё не бы­ло по­ня­тия о язы­ке как о не­кой сущ­но­сти, от­дель­ной от мыс­ли. Ра­зум и речь по­ни­ма­лись в един­ст­ве как еди­ный lo­gos. (Уче­ние о сло­ве – «ло­го­се» яв­ля­ет­ся ос­но­вой др.-греч. уче­ния о язы­ке в един­ст­ве его он­то­ло­гич., ло­гич. и соб­ст­вен­но грам­ма­тич. свойств.) Ан­тич­ных учё­ных ин­те­ре­со­ва­ла не толь­ко при­ро­да язы­ка (связь ме­ж­ду «име­нем» и «ве­щью», про­ис­хо­ж­де­ние язы­ка). Они за­ни­ма­лись так­же изу­че­ни­ем письм. зна­ков для обу­че­ния чте­нию и пись­му (грам­ма­тич. ис­кус­ст­во). Эти две об­лас­ти оп­ре­де­ля­ют ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие язы­ко­зна­ния во всём Древ­нем ми­ре (см. Ин­дий­ская язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция, Ки­тай­ская язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция).

В 5 в. до н. э. про­бле­мам язы­ка уде­ля­ли зна­чит. вни­ма­ние др.-греч. фи­ло­со­фы Ге­рак­лит, Пар­ме­нид, Эм­пе­докл, Де­мок­рит, Про­та­гор, Гор­гий, Про­дик. До ра­бот Пла­то­на сло­жи­лась оп­ре­де­лён­ная сис­те­ма зна­ний о зву­ко­вом и грам­ма­тич. строе греч. язы­ка, о его лек­сич. со­ста­ве. Пла­тон так­же об­ра­щал­ся к про­бле­мам язы­ка («Кра­тил», «Те­этет», «Со­фист»). Но ос­но­во­по­лож­ни­ком А. я. т., сфор­ми­ро­вав­шим её струк­ту­ру и осн. на­прав­ле­ния, яв­ля­ет­ся Ари­сто­тель. В трак­та­тах «Ка­те­го­рии», «Об ис­тол­ко­ва­нии», «Ана­ли­ти­ки I и II», «То­пи­ка», «По­эти­ка», «Ри­то­ри­ка» со­дер­жат­ся ло­гич. и грам­ма­тич. прин­ци­пы под­хо­да к изу­че­нию язы­ка, по­лу­чив­шие даль­ней­шее раз­ви­тие в ан­тич­ной, а за­тем в ев­роп. нау­ке. В сис­те­ме на­ук, пред­ло­жен­ной Ари­сто­те­лем, язык стал пред­ме­том изу­че­ния ло­ги­ки («диа­лек­ти­ки»), грам­ма­ти­ки и ри­то­ри­ки. Ари­сто­тель вы­де­лил во вся­ком сло­вес­ном из­ло­же­нии сле­дую­щие час­ти: эле­мент, слог, со­юз, имя, гла­гол, член, па­деж, пред­ло­же­ние, сде­лав их ос­но­вой грам­ма­тич. изу­че­ния язы­ка. Име­на и гла­го­лы он раз­гра­ни­чи­вал пре­ж­де все­го как субъ­ект и пре­ди­кат су­ж­де­ния с при­су­щи­ми им ка­те­го­ри­аль­ны­ми мо­ди­фи­ка­ция­ми.

А. я. т. бы­ла про­дол­же­на фи­лос. шко­ла­ми эпо­хи эл­ли­низ­ма в 3–1 вв. до н. э. Ин­те­рес к про­бле­мам язы­ка про­яв­ля­ли стои­ки (см. Стои­цизм). Од­на­ко вер­ши­ной раз­ви­тия А. я. т. ста­ла алек­сан­д­рий­ская шко­ла.

Язы­ко­зна­ние в Древ­нем Ри­ме до сер. 2 в. до н. э. ог­ра­ни­чи­ва­лось по­сти­же­ни­ем ос­нов письм. куль­ту­ры; поз­же на­ча­лось ин­тен­сив­ное изу­че­ние греч. яз., лит-ры, по­эти­ки и ри­то­ри­ки. В этот пе­ри­од мн. греч. учё­ные-фи­ло­ло­ги на­ча­ли ра­бо­тать в Ри­ме. Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли др.-рим. фи­ло­ло­гии – Вар­рон, Марк Тул­лий Ци­це­рон, Гай Юлий Це­зарь. Трак­тат Це­за­ря «Об ана­ло­гии» (54 до н. э.) был по­пыт­кой раз­ра­бот­ки прин­ци­пов грам­ма­тич. опи­са­ния и нор­ми­ро­ва­ния язы­ка, яв­ля­ясь од­но­вре­мен­но сви­де­тель­ст­вом ак­ту­аль­но­сти про­блем «пра­виль­но­сти» лат. ре­чи и гос. нор­ми­ро­ва­ния язы­ка.

В 4 в. н. э. бы­ло на­пи­са­но «Грам­ма­ти­че­ское ру­ко­во­дство» Элия До­на­та, бо­лее ты­ся­чи лет слу­жив­шее осн. учеб­ни­ком лат. язы­ка в Ев­ро­пе. По его об­раз­цу бы­ли соз­да­ны грам­ма­ти­ки мн. др. язы­ков, как ка­но­ни­че­ских, так и «вуль­гар­ных» («но­вых» ев­роп. лит. язы­ков на нар. ос­но­ве).

А. я. т. по­сле па­де­ния Ри­ма в 476 про­дол­жа­ла своё раз­ви­тие в со­хра­нив­ших­ся цен­трах гре­ко-лат. учё­но­сти, в ча­ст­но­сти в сто­ли­це Вост. Рим. им­пе­рии – Кон­стан­ти­но­по­ле. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ное из до­шед­ших до нас грам­ма­тич. со­чи­не­ний древ­но­сти – «Курс грам­ма­ти­ки» При­сциа­на (нач. 6 в.), со­сто­яв­ший из 18 книг и соз­дан­ный в тра­ди­ци­ях алек­сан­д­рий­ской шко­лы с при­вле­че­ни­ем на­блю­де­ний и дос­ти­же­ний рим. грам­ма­ти­ков. Труд При­сциа­на фак­ти­че­ски за­вер­ша­ет раз­ви­тие А. я. т., но тра­ди­ция эта ка­но­ни­зи­ру­ет­ся в Зап. Ев­ро­пе в сис­те­ме три­вия (см. Ев­ро­пей­ская язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция). В Вост. Ев­ро­пу, в ча­ст­но­сти к юж. и вост. сла­вя­нам, ан­тич­ная учё­ность про­ни­ка­ет че­рез ви­зант. гре­коя­зыч­ную тра­ди­цию в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва.

А. я. т. сло­жи­лась на ма­те­риа­ле опи­са­ния двух язы­ков – гре­че­ско­го и ла­тыни, но ори­ен­та­ция на изу­че­ние реа­ли­за­ции в язы­ке ло­гич. ка­те­го­рий при­да­ла ей по­тен­ци­аль­но уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Соз­дан­ные ею кон­цеп­ту­аль­ный строй и по­ня­тий­ный ап­па­рат нау­ки о язы­ке ока­зались в це­лом при­год­ными для опи­са­ния как разл. язы­ков, так и наи­бо­лее об­щих свойств язы­ка как осо­бо­го яв­ле­ния.

Лит.: Ан­тич­ные тео­рии язы­ка и сти­ля. М.; Л., 1936; Трон­ский И. М. Во­про­сы язы­ко­во­го раз­ви­тия в ан­тич­ном об­ще­ст­ве. Л., 1973; По­пов П. С., Стяж­кин Н. И. Раз­ви­тие ло­ги­че­ских идей от ан­тич­но­сти до эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. М., 1974; Ами­ро­ва Т. А., Оль­хо­ви­ков Б. А., Ро­ж­де­ст­вен­ский Ю. В. Очер­ки по ис­то­рии лин­гвис­ти­ки, М., 1975 (библ.); Ан­тич­ные ри­то­ри­ки. М., 1978; Ро­жан­ский И. Д. Ан­тич­ная нау­ка. М., 1980; Ис­то­рия лин­гвис­ти­че­ских уче­ний: Древ­ний мир. Л., 1980 (библ.); Aur­oux S. His­toire des idees lin­guis­tiques: En 2 Vol. Liege, 1989–1992 (bibl.).

Вернуться к началу