Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЩЕ́РБА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 180

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЩЕ́РБА Лев Вла­ди­ми­ро­вич [20.2(3.3). 1880, Игу­мен Мин­ской губ., ны­не Чер­вень Мин­ской обл. – 26.12.1944, Мо­ск­ва], рос. язы­ко­вед, акад. АН СССР (1943), АПН РСФСР (1944). Ро­дил­ся в се­мье ин­же­не­ра. С 1898 учил­ся на ес­теств. ф-те Ки­ев­ско­го уни­верситета, с 1899 – на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (окон­чил в 1903); уче­ник И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ. С 1906 в на­уч. ко­ман­ди­ров­ке в ря­де ев­роп. стран [в т. ч. в ла­бо­ра­то­рии Ж. П. Русс­ло (в Кол­леж де Франс, Па­риж) изу­чал ме­то­ды и приё­мы экс­пе­рим. фо­не­ти­ки; ис­сле­до­вал тос­кан­ские го­во­ры, в Гер­ма­нии – му­жа­ков­ский го­вор (см. Лу­жиц­кий язык)]. С 1909 ра­бо­тал в С.-Пе­терб. (Пет­рогр., Ле­нингр.) ун-те (ру­ко­во­дил ра­бо­той ка­би­не­та экс­пе­рим. фо­не­ти­ки; с 1916 проф., с 1917 зав. ка­фед­рой срав­нит. грам­ма­ти­ки и сан­ск­ри­та; в 1920-е гг. зав. фо­не­тич. ка­би­не­том НИИ срав­нит. ис­то­рии лит-ры и язы­ков За­па­да и Вос­то­ка при ун-те). Так­же пре­по­да­вал на Бес­ту­жев­ских кур­сах, в Ин-те жи­во­го сло­ва, в Ин-те ис­то­рии ис­кусств (ны­не Рос. ин-т ис­то­рии ис­кусств РАН) и ря­де др. учеб­ных за­ве­де­ний. С 1941 в эва­куа­ции. С 1943 в Мо­ск­ве. Зав. ка­фед­рой об­ще­го язы­ко­зна­ния МГУ; ру­ко­во­дил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. от­де­лом Ин-та ме­то­дов обу­че­ния АПН СССР.

Щ. – ав­тор тру­дов по фо­не­ти­ке и фо­но­ло­гии. Ос­но­ва­тель ле­нин­град­ской (пе­тер­бург­ской) фо­но­ло­ги­че­ской шко­лы. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков тео­рии фо­нем. Фо­не­му рас­смат­ри­вал как зву­ко­вой тип, спо­соб­ный диф­фе­рен­ци­ро­вать сло­ва и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы, от­те­нок фо­не­мы – как ре­аль­но про­из­но­си­мый звук, яв­ляю­щий­ся тем ча­ст­ным, в ко­то­ром реа­ли­зу­ет­ся об­щее (фо­не­ма). Счи­тал, что ха­рак­тер фо­нем за­ви­сит от осо­бен­но­стей зву­ко­во­го строя кон­крет­но­го язы­ка, пред­ло­жил по­ня­тие ти­пич­но­го (наи­бо­лее не­за­ви­си­мо­го от по­зи­ции) от­тен­ка («Рус­ские глас­ные в ка­че­ст­вен­ном и ко­ли­че­ст­вен­ном ос­ве­ще­нии», 1912).

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков (на­ря­ду с В. А. Бо­го­ро­диц­ким) отеч. экс­пе­рим. фо­не­ти­ки. Аку­стич. ана­лиз зву­ков свя­зы­вал с от­но­ше­ния­ми фо­нем и их от­тен­ков («Рус­ские глас­ные в ка­че­ст­вен­ном и ко­ли­че­ст­вен­ном ос­ве­ще­нии»). В раз­ра­бо­тан­ной Щ. сис­те­ме клас­си­фи­ка­ции глас­ных и со­глас­ных впер­вые раз­гра­ни­чи­ва­лись гор­тан­ные и фа­рин­галь­ные, па­ла­та­ли­зо­ван­ные и сред­не­языч­ные, сви­стя­щие и ши­пя­щие и др. («Фо­не­ти­ка фран­цуз­ско­го язы­ка», 1937; 7-е изд., 1963).

Вы­де­лил функ­ции сло­вес­но­го уда­ре­ния (грам­ма­тич., кон­сти­ту­тив­ную, функ­цию чле­не­ния тек­ста на фо­не­тич. сло­ва). Ввёл по­ня­тие «ка­че­ст­вен­ное уда­ре­ние». Раз­гра­ни­чил и опи­сал сло­вес­ное, фра­зо­вое, ло­гич. и эм­фа­тич. уда­ре­ние. Вы­де­лил так­же функ­ции ин­то­на­ции, по­ка­зал её роль в смы­сло­вом чле­не­нии ре­чи [«Тео­рия рус­ско­го пись­ма» (опубл. в 1983)].

Щ. – ав­тор уче­ния о пас­сив­ном (изу­че­ние по­ряд­ка слов, со­че­та­ния слов, фра­зо­во­го уда­ре­ния и фра­зо­вой ин­то­на­ции) и ак­тив­ном (спо­соб вы­ра­же­ния мыс­ли) син­так­си­се. В ос­но­ве син­так­сич. сис­те­мы Щ. ле­жит по­ня­тие син­таг­мы, ко­то­рую он по­ни­мал как ми­ним. ин­то­на­ци­он­но-смы­сло­вую еди­ни­цу, от­ре­зок ре­чи, ко­то­рый вы­ра­жа­ет в про­цес­се ре­чи еди­ное смы­сло­вое це­лое и в ко­то­ром реа­ли­зу­ют­ся ин­то­нац. кон­ту­ры. Син­таг­ма со­сто­ит из сло­ва, сло­во­со­че­та­ния или груп­пы сло­во­со­че­та­ний. Син­таг­мы объ­е­ди­ня­ют­ся во фра­зы (од­но­член­ные или мно­го­член­ные). Со­от­но­ше­ние ме­ж­ду фра­зой и пред­ло­же­ни­ем не оп­ре­де­ля­ет­ся. Щ. по­ста­вил про­бле­му по­строе­ния ак­тив­ной грам­ма­ти­ки, иду­щей от зна­че­ния к фор­мам, ко­то­рые его вы­ра­жа­ют (в от­ли­чие от пас­сив­ной грам­ма­ти­ки, иду­щей от форм к зна­че­нию).

От­стаи­вал ком­плекс­ный под­ход к вы­де­ле­нию час­тей ре­чи. В про­ти­во­вес их фор­маль­ной клас­си­фи­ка­ции пред­ло­жил в ка­че­ст­ве кри­те­ри­ев клас­си­фи­ка­ции зна­че­ние и осо­бен­но­сти грам­ма­тич. при­зна­ков. Впер­вые вы­де­лил в рус. грам­ма­ти­ке сло­ва ка­те­го­рии со­стоя­ния (см. Пре­ди­ка­ти­вы; ст. «О час­тях ре­чи в рус­ском язы­ке», 1928).

Щ. по­сле­до­ва­тель­но раз­ли­чал гра­фи­ку и ор­фо­гра­фию. Вы­де­лил мор­фо­ло­гич., фо­не­тич., ис­то­рич. и ие­рог­ли­фич. прин­ци­пы рус. ор­фо­гра­фии («Тео­рия рус­ско­го пись­ма»).

Щ. при­над­ле­жат «опы­ты» тол­ко­ва­ния по­этич. про­из­ве­де­ний, бла­го­да­ря ко­то­рым в отеч. фи­ло­ло­гии воз­ник­ло но­вое на­прав­ле­ние – лин­гвис­тич. ана­лиз ху­дож. тек­ста.

Соз­дал но­вый, ори­ги­наль­ный тип дву­языч­но­го сло­ва­ря («Рус­ско-фран­цуз­ский сло­варь», 1936; 16-е изд., 1999; совм. с М. И. Ма­ту­се­вич), прин­ци­пы по­строе­ния ко­то­ро­го в даль­ней­шем бы­ли по­ло­же­ны в ос­но­ву др. дву­языч­ных сло­ва­рей. Впер­вые в отеч. лек­си­ко­гра­фии раз­ра­бо­тал на­уч. ти­по­ло­гию сло­ва­рей: раз­гра­ни­чил соб­ст­вен­но лин­гвис­тич. и эн­цик­ло­пе­дич. сло­ва­ри, раз­ные ти­пы сло­ва­рей, оп­ре­де­лил их це­ли и за­да­чи (ст. «Опыт об­щей тео­рии лек­си­ко­гра­фии», 1940).

Раз­ви­вая идею Ф. де Сос­сю­ра о раз­гра­ни­че­нии язы­ка и ре­чи, Щ. чёт­ко раз­гра­ни­чил 3 объ­ек­та – ре­че­вую дея­тель­ность (про­цес­сы го­во­ре­ния и по­ни­ма­ния), язы­ко­вой ма­те­ри­ал (со­во­куп­ность все­го го­во­ри­мо­го и по­ни­мае­мо­го) и сис­те­му язы­ко­вую. Ему при­над­ле­жит идея о том, что язык – это не­на­ме­рен­ное де­тер­ми­ни­ро­ван­ное след­ст­вие оп­ре­де­лён­ных ре­че­вых дей­ст­вий (по­лу­чи­ла раз­ви­тие в пси­хо­лин­гви­сти­ке и тео­рии ре­че­вой дея­тель­но­сти). Щ. по­ка­зал, что «язы­ко­вые из­ме­не­ния об­на­ру­жи­ва­ют­ся в ре­че­вой дея­тель­но­сти», счи­тал, что фак­то­ры, влияю­щие на них, – это из­ме­не­ния в су­ще­ст­во­ва­нии разл. со­ци­аль­ных групп. От­стаи­вал не­об­хо­ди­мость при­ме­не­ния в язы­ко­зна­нии ме­то­да лин­гвис­тич. экс­пе­ри­мен­та (ст. «О троя­ком ас­пек­те язы­ко­вых яв­ле­ний и об экс­пе­ри­мен­те в язы­ко­зна­нии», 1931).

Уча­ст­во­вал в соз­да­нии учеб­ных пла­нов, про­грамм, учеб­ни­ков по рус. язы­ку для сред­ней шко­лы. Раз­ра­ба­ты­вал ме­то­ди­ку пре­по­да­ва­ния иностр. язы­ков в сред­ней шко­ле.

Чл. Ме­ж­ду­на­род­ной фо­не­ти­че­ской ас­со­циа­ции (1924), Па­риж­ско­го лин­гвис­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва.

Соч.: Вос­точ­но­лу­жиц­кое на­ре­чие. П., 1915. Т. 1; Пре­по­да­ва­ние ино­стран­ных язы­ков в сред­ней шко­ле. Об­щие во­про­сы ме­то­ди­ки. М.; Л., 1947. 2-е изд. М., 1974; Избр. ра­бо­ты по рус­ско­му язы­ку. М., 1957. М., 2007; Язы­ко­вая сис­те­ма и ре­че­вая дея­тель­ность. [Сб. ра­бот]. Л., 1974.

Лит.: Зин­дер Л. Р., Ма­ту­се­вич М. И. Л. В. Щер­ба. Ос­нов­ные ве­хи его жиз­ни и на­уч­но­го твор­че­ст­ва // Щер­ба Л. В. Язы­ко­вая сис­те­ма и ре­че­вая дея­тель­ность. Л., 1974; Бу­да­гов Р. А. Ака­де­мик Л. В. Щер­ба // Бу­да­гов Р. А. Че­ло­век и его язык. 2-е изд. М., 1976; Бу­ла­хов М. Г. Вос­точ­но­сла­вян­ские язы­ко­ве­ды: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский сло­варь. Минск, 1978. Т. 3; Пи­щаль­ни­ко­ва В. А., По­та­пов В. В. Л. В. Щер­ба // Оте­че­ст­вен­ные лин­гвис­ты XX ве­ка. М., 2003. Ч. 3.

Вернуться к началу