Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕО́НТЬЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 284

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Уфимцева

ЛЕО́НТЬЕВ Алек­сей Алек­сее­вич (14.1.1936, Мо­ск­ва – 12.8.2004, там же), рос. язы­ко­вед, пси­хо­лин­гвист и пси­хо­лог, акад. РАО (1992). Д-р фи­ло­ло­гич. (1968) и пси­хо­ло­гич. на­ук (1975). Сын А. Н. Ле­он­ть­е­ва. Окон­чил ро­ма­но-гер­ман­ское от­де­ле­ние фи­ло­ло­гич. ф-та МГУ (1958). В 1958–75 в Ин-те язы­козна­ния АН СССР (с 1969 ру­ко­во­ди­тель Груп­пы пси­хо­лин­гви­сти­ки и тео­рии ком­му­ни­ка­ции). С 1975 зав. ка­фед­рой ме­то­ди­ки и пси­хо­ло­гии Ин-та рус. яз. им. А. С. Пуш­ки­на (проф. с 1976). С 1986 проф. ка­федры ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния иностр. язы­ков Моск. гос. пе­да­го­гич. ин-та име­ни В. И. Ле­ни­на, с 1998 проф. ка­фед­ры пси­хо­ло­гии лич­но­сти ф-та пси­хо­ло­гии МГУ. В 1994–2002 рек­тор соз­дан­но­го им Ин-та язы­ков и куль­тур им. Л. Н. Тол­сто­го. С 1997 на­уч. ру­ко­во­ди­тель, в 2001–04 пре­зи­дент ас­со­циа­ции «Шко­ла 2000» (ны­не Меж­ре­гио­наль­ная об­ществ. орг-ция со­дей­ст­вия раз­ви­тию Об­ра­зо­ват. про­грам­мы «Шко­ла 2100»); ру­ко­во­ди­тель ав­тор­ско­го кол­лек­ти­ва и осн. ав­тор Об­ра­зо­ват. про­грам­мы «Шко­ла 2100».

Член пре­зи­диу­ма прав­ле­ния Пе­да­го­гич. об-ва РСФСР и ру­ко­во­ди­тель сек­ции «Мас­со­вые ком­му­ни­ка­ции в обу­чении и вос­пи­та­нии» Пе­да­го­гич. об-ва РСФСР, пред. На­уч­но-ме­то­дич. со­ве­та по ин­тен­сив­но­му обу­че­нию иностр. язы­кам при АПН СССР, ге­не­раль­ный сек­ре­тарь Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ции кол­лек­тив­но­го со­дей­ст­вия изу­че­нию язы­ков; пред. Спе­циа­ли­зир. со­ве­та при ф-те иностр. язы­ков Моск. гос. пе­да­го­гич. ун-та; член ря­да др. со­ве­тов, ред­кол­ле­гий ме­ж­ду­нар. и рос. жур­на­лов.

Л. – один из ос­но­ва­те­лей оте­че­ст­вен­ной пси­хо­лин­гви­сти­ки, ав­тор тео­рии ре­че­вой дея­тель­но­сти и осн. тео­ре­тич. тру­дов в этой об­лас­ти. За­ни­мал­ся так­же во­про­са­ми об­ще­го язы­ко­зна­ния, ис­то­рии язы­ко­зна­ния; внёс вклад в изу­че­ние язы­ков и на­ро­дов Рос­сии, па­пу­ас­ских язы­ков. Ав­тор ра­бот в об­лас­ти об­щей пси­хо­ло­гии и пси­хо­ло­гии ре­чи, пси­хо­ло­гии об­ще­ния и ре­че­во­го воз­дей­ст­вия, пси­хо­ло­гии и ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния иностр. язы­ков, язы­ко­вой по­ли­ти­ки в об­ра­зо­ва­нии, по­эти­ки, се­мио­ти­ки, а так­же кри­ми­на­ли­сти­ки, мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции и пе­да­го­ги­ки (все­го св. 30 книг и 800 ста­тей).

Соч.: Сло­во в ре­че­вой дея­тель­но­сти. М., 1965. М., 2006; Пси­хо­лин­гви­сти­ка. Л., 1967; Пси­хо­лин­гви­сти­че­ские еди­ни­цы и по­ро­ж­де­ние ре­че­во­го вы­ска­зы­ва­ния. М., 1969. М., 2007; Язык, речь, ре­че­вая дея­тель­ность. М., 1969. М., 2008; Па­пу­ас­ские язы­ки. М., 1974; Пси­хо­ло­гия об­ще­ния. М., 1974. М., 2007; Речь в кри­ми­на­ли­сти­ке и су­деб­ной пси­хо­ло­гии. М., 1977 (совм. с А. М. Шах­на­ро­ви­чем, В. И. Ба­то­вым); Пе­да­го­ги­че­ское об­ще­ние. М., 1979; Язык ток-пи­син (не­оме­ла­не­зий­ский). М., 1981 (совм. с М. В. Дьяч­ко­вым, Е. И. Тор­суе­вой); Ос­но­вы пси­хо­лин­гви­сти­ки. М., 1997. М., 2008; Язык и ре­че­вая дея­тель­ность в об­щей и пе­да­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. М.; Во­ро­неж, 2001; Дея­тель­ный ум (Дея­тель­ность, Знак, Лич­ность). М., 2001.

Вернуться к началу