Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРЦЕ́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Кузнецов

КАРЦЕ́ВСКИЙ (Karcevski) Сер­гей Оси­по­вич (Ио­си­фо­вич) (28.8.1884, То­больск – 7.11.1955, Же­не­ва, Швей­ца­рия), швейц. и рос. язы­ко­вед. По по­ли­тич. при­чи­нам (как чл. пар­тии эсе­ров) в 1906 был аресто­ван. В 1907 эмиг­ри­ро­вал в Же­не­ву. Окон­чил Же­нев­ский ун-т (1914). Уче­ник Ф. де Сос­сю­ра, Ш. Бал­ли и А. Се­ше. В 1917 вер­нул­ся в Рос­сию. Пре­по­да­вал в ун-те Ека­те­ри­но­сла­ва (1918–1920). В 1920 вновь эмиг­ри­ро­вал. Пре­по­да­вал в Страс­бур­ском (1920–22), Праж­ском (1923–28) и Же­нев­ском (1929–54; проф.) ун-тах.

К. – один из ос­но­ва­те­лей Праж­ско­го лин­гвис­тич. круж­ка (см. Праж­ская лин­гвис­ти­че­ская шко­ла) и же­нев­ской шко­лы, её ве­ду­щий пред­ста­ви­тель. В 1927 за­щи­тил в Же­нев­ском ун-те док­тор­скую дис. «Сис­те­ма рус­ско­го гла­го­ла». Раз­ра­бо­тан­ная К. клас­си­фи­ка­ция гла­го­лов бы­ла ис­поль­зо­ва­на в ака­де­мич. «Грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка» под ред. В. В. Ви­но­гра­до­ва и др. (т. 1–2, 1952–54).

На ос­но­ве прин­ци­пов же­нев­ской шко­лы К. раз­ра­бо­тал тео­рию асим­мет­рич­но­го дуа­лиз­ма зна­ка язы­ко­во­го, уче­ния о син­таг­ме, о фра­зе, во­про­сы ак­ту­аль­но­го чле­не­ния пред­ло­же­ния. Глу­бо­ко ис­сле­до­вал роль ин­то­на­ции в син­так­си­се, за­ло­жил ос­но­вы син­таг­ма­тич. син­так­си­са, раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ную клас­си­фи­ка­цию струк­тур слож­ной фра­зы, мно­го вни­ма­ния уде­лял изу­че­нию свя­зи язы­ка и куль­ту­ры.

К. – ос­но­ва­тель и ред. ж. «Рус­ская шко­ла за ру­бе­жом» (Пра­га, 1923–29), на стра­ни­цах ко­то­ро­го про­па­ган­ди­ро­вал, в ча­ст­но­сти, ре­фор­му рус. ор­фо­гра­фии 1917–18 (см. Ре­фор­мы аз­бу­ки и пра­во­пи­са­ния). Ос­но­ва­тель и ру­ко­во­ди­тель (1929–35) Цен­тра слав. язы­ков и куль­тур (Же­не­ва), иг­рал вид­ную роль в про­па­ган­де рус. лит-ры и куль­ту­ры за ру­бе­жом.

Соч.: Système du verbe russe. Essai de lin­guis­tique synchronique. Prague, 1927; По­вто­ри­тель­ный курс рус­ско­го язы­ка. М., 1928; Об асим­мет­рич­ном дуа­лиз­ме лин­гвис­ти­че­ско­го зна­ка // Зве­гин­цев В. А. Ис­то­рия язы­ко­зна­ния XIX–XX вв. в очер­ках и из­вле­че­ни­ях. М., 1965. Ч. 2; Из лин­гвис­ти­че­ско­го на­сле­дия. М., 2000.

Лит.: Куз­не­цов В. Г. Язык как ору­дие куль­ту­ры в кон­цеп­ции лин­гвис­тов Же­нев­ской шко­лы Ш. Бал­ли, А. Се­ше и С. Кар­цев­ско­го // На­уч­ные док­ла­ды выс­шей шко­лы. Фи­ло­ло­ги­че­ские нау­ки. 1975. № 2; он же. Же­нев­ская лин­гвис­ти­че­ская шко­ла: от Сос­сю­ра к функ­цио­на­лиз­му. М., 2003.

Вернуться к началу