Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗНА́КИ ПРЕПИНА́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 513-514

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЗНА́КИ ПРЕПИНА́НИЯ, вне­ал­фа­вит­ные гра­фич. сред­ст­ва, слу­жа­щие для раз­гра­ни­че­ния язы­ко­вых еди­ниц (гл. обр. смы­сло­вых от­рез­ков пись­мен­но­го тек­ста, пред­ло­же­ний), для ука­за­ния на син­так­сич. и ло­гич. от­но­ше­ния ме­ж­ду сло­ва­ми, на ком­му­ни­ка­тив­ный тип пред­ло­же­ния, его эмо­цио­наль­ную ок­ра­ску, а так­же пре­дос­тав­ляю­щие внеш­нюю ин­фор­ма­цию о тек­сте (ука­за­ние на ци­та­ты, не­закон­чен­ность вы­ска­зы­ва­ния и т. д.). З. п. обра­зу­ют центр сис­те­мы пунк­туа­ции. С точ­ки зре­ния вы­пол­няе­мой функ­ции вы­де­ля­ют­ся З. п. раз­де­ли­тель­ные и вы­де­ли­тель­ные.

Раз­де­ли­тель­ные З. п. все­гда оди­ноч­ные. К ним от­но­сят­ся, во-пер­вых, ко­неч­ные зна­ки, осн. функ­ция ко­то­рых – от­де­ле­ние друг от дру­га круп­ных смы­сло­вых от­рез­ков тек­ста (аб­за­цев), пред­ло­же­ний и ука­за­ние на ком­му­ни­ка­тив­ный тип пред­ло­же­ния, в кон­це ко­то­ро­го они сто­ят. Напр., точ­ка (.) фик­си­ру­ет ко­нец за­кон­чен­но­го по­ве­ст­во­ват. пред­ло­же­ния («Я по­шёл даль­ше. Пёс за мной.», А. П. Че­хов), а так­же по­бу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния без вос­кли­ца­ния («При­ез­жай, ба­тюш­ка, при­ез­жай, по­обе­да­ем.», Ф. М. Дос­то­ев­ский). Кро­ме то­го, точ­ка упот­реб­ля­ет­ся фа­куль­та­тив­но, на­ря­ду с дру­ги­ми З. п., по­сле им. п. те­мы (см. Ак­ту­аль­ное чле­не­ние пред­ло­же­ния) для фик­са­ции сег­мен­та­ции вы­ска­зы­ва­ния и при пар­цел­ля­ции: «Служ­ба бы­та. Сколь­ко ещё раз­да­ёт­ся в её ад­рес на­ре­ка­ний!»; «Ты это дол­жен по­нять. Дав­но.» (С. П. За­лы­гин). Во­про­си­тель­ный знак (?) фик­си­ру­ет ко­нец во­про­сит. пред­ло­же­ния («За что он на нас оби­дел­ся?»). Фа­куль­та­тив­но упот­реб­ля­ет­ся при сег­мен­та­ции во­про­сит. пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми (по­сле ка­ж­до­го из них): «Кто же он: пар­ла­мен­тёр? по­сред­ник?» (из прес­сы); в кос­вен­ном во­про­се (для под­чёр­ки­ва­ния во­про­си­тель­но­сти): «Он тре­во­жил­ся, не об­ска­чут, не об­што­па­ют ли?» (В. С. Гросс­ман). Вос­кли­ца­тель­ный знак (!) фик­си­ру­ет ко­нец вос­кли­цат. пред­ло­же­ния («Кто б от­га­дал, / Что в этих щёч­ках, в этих жил­ках / Люб­ви ещё ру­мя­нец не иг­рал!», А. С. Гри­бое­дов). Фа­куль­та­тив­но упот­реб­ля­ет­ся при об­ра­ще­нии и при меж­до­ме­тии [«Ан­тон Ан­то­ныч! Ах!» (А. С. Гри­бое­дов), ср. с за­пя­той: «Дру­зья мои, пре­кра­сен наш со­юз!» (А. С. Пуш­кин)]; при сег­мен­та­ции вос­кли­цат. пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми (по­сле ка­ж­до­го из них): «С дру­гой сто­ро­ны, Ири­на уже при­вык­ла к ге­не­ра­лу. При её-то кон­сер­ва­тив­но­сти! не­лю­ди­мо­сти!» (А. Н. Жи­тин­ский). Мно­го­то­чие (...), от­ме­чая ко­нец пред­ло­же­ния и от­де­ляя его от дру­го­го, ука­зы­ва­ет на не­за­кон­чен­ность вы­ска­зы­ва­ния или син­так­сич. струк­ту­ры (функ­ция об­ры­ва пред­ло­же­ния): «Ис­то­рия ста­рая, хо­тя её и за­бы­ва­ют: ро­ют, ро­ют, а по­том…» (К. М. Си­мо­нов). Фа­куль­та­тив­но упот­реб­ля­ет­ся как знак по­зи­ции на­ча­ла пред­ло­же­ния (аб­за­ца) для обо­зна­че­ния ла­ку­ны в из­ло­же­нии (вре­мен­нóй, про­стран­ст­вен­ной, сю­жет­ной дис­тан­ции): «– Хо­ро­шо, Ира, – ска­за­ла она. – Я толь­ко по­зво­ню. ...Она при­шла на ме­сто встре­чи рань­ше Иры» (В. В. Ива­нов).

Раз­де­ли­тель­ные З. п. се­ре­ди­ны пред­ло­же­ния слу­жат для его внутр. чле­не­ния. Напр., осн. на­зна­че­ние за­пя­той (,) – от­де­ле­ние од­но­го эле­мен­та пред­ло­же­ния (или од­ной син­так­сич. струк­ту­ры) от дру­го­го (дру­гой) при их син­так­сич. рав­но­прав­но­сти. За­пя­тая упот­реб­ля­ет­ся обыч­но при пе­ре­чис­ле­нии: ме­ж­ду од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния («Но он не от­ве­тил, сто­ял у пли­ты и дол­го, мел­ки­ми глот­ка­ми пил го­ря­чую во­ду», К. М. Си­мо­нов); ме­ж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ния­ми – час­тя­ми слож­но­со­чи­нён­но­го или бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния, ес­ли от­но­ше­ния ме­ж­ду час­тя­ми не при­чин­но-след­ст­вен­ные, не по­яс­ни­тель­ные, не ус­лов­ные (ср. двое­то­чие и ти­ре): «Сер­пи­лин хо­тел взять у неё узел, но она не от­да­ла» (К. М. Си­мо­нов); «Ло­ша­ди тро­ну­лись, ко­ло­коль­чик за­гре­мел, ки­бит­ка по­ле­те­ла» (А. С. Пуш­кин). Точ­ка с за­пя­той (;) упот­реб­ля­ет­ся ме­ж­ду час­тя­ми бес­со­юз­но­го слож­но­го и слож­но­го со­юз­но­го (слож­но­со­чи­нён­но­го и слож­но­под­чи­нён­но­го) пред­ло­же­ний, ес­ли они ме­нее тес­но свя­за­ны по смыс­лу («Сверк­ну­ла мол­ния; ра­зо­рван­ная ею тьма вздрог­ну­ла; грох­нул гром», М. Горь­кий; «Ут­ром про­шёл дождь; но сей­час над на­ми бли­ста­ло чис­тое не­бо вес­ны», К. Г. Пау­стов­ский; «Смот­ри, как об­ла­ком жи­вым / Фон­тан сияю­щий клу­бит­ся; / Как пла­ме­не­ет, как дро­бит­ся / Его на солн­це влаж­ный дым», Ф. И. Тют­чев); ме­ж­ду од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, ес­ли они зна­чи­тель­но рас­про­стра­не­ны и уже со­дер­жат за­пя­тые («Вспом­нил он чув­ст­во, ох­ва­тив­шее его ду­шу на дру­гой день по­сле при­ез­да в де­рев­ню; вспом­нил свои то­гдаш­ние на­ме­ре­ния и силь­но не­го­до­вал на се­бя», И. С. Тур­ге­нев); при пе­ре­чис­ле­нии, ме­ж­ду эле­мен­та­ми пе­ре­чис­ле­ния, что свой­ст­вен­но бо­лее все­го де­ло­вой и на­уч­ной ре­чи («К за­яв­ле­нию при­ла­га­ют­ся ко­пия сви­де­тель­ст­ва о смер­ти на­сле­до­да­те­ля; ко­пия сви­де­тель­ст­ва о ро­ж­де­нии на­сле­до­по­лу­ча­те­ля; справ­ка с мес­та ра­бо­ты, под­твер­ждаю­щая ме­сто­на­хо­ж­де­ние на­сле­до­по­лу­ча­те­ля, и др.»). В от­ли­чие от за­пя­той, точ­ка с за­пя­той слу­жит для более рез­ко­го гра­фич. от­де­ле­ния од­них эле­мен­тов тек­ста от дру­гих. Функ­ции ти­ре (–) реа­ли­зу­ют­ся в слу­чае эл­лип­си­са в струк­ту­ре пред­ложе­ния, в т. ч. ме­ж­ду под­ле­жа­щим и имен­ным ска­зуе­мым без связ­ки («...то по­здрав­ля­ли же­ну, то же­на по­здрав­ля­ла, то – доч­ка, то – доч­ку...», «Крат­кость – се­ст­ра та­лан­та», А. П. Че­хов); пе­ред обоб­щаю­щим сло­вом, за­клю­чаю­щим пе­ре­чис­ле­ние од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния («Тра­ва, кус­ты – всё вдруг по­тем­не­ло», И. С. Тур­ге­нев). При пря­мой ре­чи ти­ре вы­сту­па­ет как сиг­нал на­ча­ла её аб­зац­но­го по­строе­ния (её ре­п­лик); ме­ж­ду ре­п­ли­ка­ми диа­ло­га, оформ­ляе­мы­ми под­ряд в стро­ку (внут­ри аб­заца) в ка­выч­ках («"Не от­ве­ча­ет?" – "Нет". – "Он в это вре­мя все­гда до­ма". – "Да, я знаю"», К. А. Фе­дин); пе­ред ав­тор­ски­ми сло­ва­ми или вво­дя­щей ча­стью по­сле чу­жой ре­чи или ци­та­ты («"Жал­кие лю­ди!" – ска­зал я штабс-ка­пи­та­ну», М. Ю. Лер­мон­тов). Двое­то­чие (:) обо­зна­ча­ет ло­гич. от­но­ше­ния ме­ж­ду час­тя­ми бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния и/или функ­цию пре­ду­пре­ж­де­ния; обе эти функ­ции реа­ли­зу­ют­ся в бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии, ко­гда его вто­рая часть по­яс­ня­ет пер­вую или рас­кры­ва­ет при­чи­ну со­дер­жа­ния пер­вой («Я не ошиб­ся: ста­рик не от­ка­зал­ся от пред­ла­гае­мо­го ста­ка­на», А. С. Пуш­кин). Двое­то­чие так­же слу­жит пре­ду­пре­ж­де­ни­ем: пе­ре­чис­ле­ния, сле­дую­ще­го в се­ре­ди­не пред­ло­же­ния за обоб­щаю­щим сло­вом или за сло­ва­ми ти­па «на­при­мер», «а имен­но» («Ост­ро­гою бьёт­ся круп­ная ры­ба, как-то: щу­ки, со­мы, же­ре­хи, су­да­ки», С. Т. Ак­са­ков); пря­мой ре­чи или ци­та­ты, сле­дую­щей за ав­тор­ски­ми сло­ва­ми или вво­дя­щей ча­стью («А я ду­мал: "Ка­кой это тя­жё­лый и ле­ни­вый ма­лый!"», А. П. Че­хов). В совр. пунк­туа­ции при при­чин­но-след­ст­вен­ных и по­яс­нит. от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду час­тя­ми бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния име­ет ме­сто ко­ле­ба­ние в упот­реб­ле­нии двое­то­чия и ти­ре. Как знак се­ре­ди­ны пред­ло­же­ния вы­сту­па­ет и мно­го­то­чие, пре­ры­ваю­щее текст пред­ло­же­ния, с тем что­бы по­сле пау­зы про­дол­жить (за­кон­чить) его (функ­ция раз­ры­ва пред­ло­же­ния): «"Рас­по­ря­ди­тесь по­строе­ни­ем... ди­ви­зии!" – Сде­лав пау­зу, он всё-та­ки уп­ря­мо до­ба­вил это въев­шее­ся в их об­щее соз­на­ние сло­во» (К. М. Си­мо­нов).

К вы­де­ли­тель­ным З. п. от­но­сят­ся пар­ные (в т. ч. двой­ные) зна­ки се­ре­ди­ны пред­ло­же­ния. На­зна­че­ние двой­ной за­пя­той – вы­де­ле­ние обо­соб­лен­ных чле­нов пред­ло­же­ния и кон­ст­рук­ций, при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных и встав­ных кон­ст­рук­ций, об­ра­ще­ний и меж­до­ме­тий («В бро­не­тан­ко­вом управ­ле­нии, не­смот­ря на ран­ний час, жизнь би­ла клю­чом», К. М. Си­мо­нов; «Ах, ви­тязь, то бы­ла Наи­на», А. С. Пуш­кин). С по­мо­щью двой­но­го ти­ре вы­де­ля­ют встав­ные кон­ст­рук­ции, а так­же под­чёр­ки­вае­мые обо­соб­ле­ния и ввод­ные кон­ст­рук­ции («Фрид­рих – как опыт­ный стра­тег – от­лич­но по­нял это», В. С. Пи­куль). Двой­ное мно­го­то­чие слу­жит для вы­де­ле­ния встав­ных слов и кон­ст­рук­ций («Я не ста­ла зво­нить ма­те­ри, зная её... как бы ска­зать... нерв­ную ре­ак­цию на всё», В. И. Ам­лин­ский). На­зна­че­ние пар­но­го З. п. ско­бок – изо­ля­ция в тек­сте пред­ло­же­ния встав­ных слов и кон­ст­рук­ций: «Ни­че­го не мог по­том вспом­нить Лё­ва (или не хо­тел...) об их по­сле­до­вав­шем един­ст­вен­ном сви­да­нии» (А. Г. Би­тов).

Этим че­ты­рём вы­де­ли­тель­ным З. п. про­ти­во­сто­ит вы­де­лит. пар­ный смы­сло­вой знак ка­выч­ки. Они, как пра­ви­ло, от­ме­ча­ют на­ча­ло и ко­нец гра­ни­цы без­аб­зац­ной пря­мой ре­чи и ци­та­ты («"Как это скуч­но!" – вос­клик­нул я не­воль­но», М. Ю. Лер­мон­тов); ус­лов­ных (соб­ст­вен­ных) на­име­но­ва­ний («ле­до­кол "Кра­син"», «га­зе­та "Из­вес­тия"». Фа­куль­татив­но ис­поль­зу­ют­ся для вы­де­ле­ния осо­бо под­чёр­ки­вае­мо­го в тек­сте сло­ва или вы­ра­же­ния (ес­ли ав­тор тек­ста хо­чет об­ра­тить на не­го вни­ма­ние): упот­реб­ляе­мо­го в пе­ре­нос­ном смыс­ле («не без при­ят­но­сти "убить ве­чер"»); вы­ра­жаю­ще­го иро­нич. или сти­ли­стич. оцен­ку («Кто же это под­мах­нул, "не по­со­ве­то­вав­шись с на­ро­дом"? Очень хо­те­лось бы знать име­на на­ших "ге­ро­ев"», из прес­сы; «В те го­ды "на" не­го пи­са­ли ха­рак­те­ри­сти­ку», Л. Я. Гинз­бург) и др. Ка­выч­кам свой­ст­вен­но гра­фич. варь­и­ро­ва­ние: ёлоч­ки (« »), лап­ки (" "), т. н. мар­ров­ские ка­выч­ки (‘ ’), ис­поль­зуе­мые при пе­ре­во­де зна­че­ния ино­языч­но­го сло­ва, при опи­са­нии зна­че­ния сло­ва и т. п. (напр., «нем. der Tisch ‘стол’», «др.-рус. сѣта ‘скорбь’»). К З. п. функ­цио­наль­но при­над­ле­жит и про­бел – знак гра­ни­цы слов.

На­гру­жен­ность З. п. раз­лич­на. Осн. грам­ма­тич. на­груз­ка ло­жит­ся на за­пя­тую – оди­ноч­ную (раз­де­ле­ние од­но­род­ных эле­мен­тов про­сто­го пред­ло­же­ния и час­тей слож­но­го пред­ло­же­ния) и пар­ную (вы­де­ле­ние обо­соб­ле­ний, при­да­точ­ных пред­ло­же­ний и ввод­ных кон­ст­рук­ций).

Сис­те­ма З. п. совр. пись­мен­но­стей (поль­зую­щих­ся лат., ки­рил­лич. гра­фи­кой, а так­же гре­че­ской, араб­ской, ев­рей­ской, ин­дий­ской) еди­на. Раз­ли­чия ме­ж­ду язы­ка­ми ка­са­ют­ся ча­ст­но­стей: в исп. гра­фи­ке во­про­сит. и вос­кли­цат. зна­ки ох­ва­ты­ва­ют пред­ло­же­ние (или его часть) с обе­их сто­рон (¿Dónde vas? ‘Ку­да идёшь?’, ¡Muy bien! ‘Очень хо­ро­шо!’), в гре­че­ском пись­ме знак «точ­ка с за­пя­той» слу­жит во­про­сит. зна­ком, а точ­ка ввер­ху стро­ки со­от­вет­ст­ву­ет двое­то­чию и точ­ке с за­пя­той.

Сис­те­ма З. п. ев­роп. язы­ков вос­хо­дит к грам­ма­ти­кам алек­сан­д­рий­ской шко­лы 2–1 вв. до н. э. (Ари­сто­фан Ви­зан­тий­ский, Ари­старх Са­моф­ра­кий­ский, Дио­ни­сий Фра­ки­ец) и по­лу­чи­ла совр. вид в кон. 15 в. (сис­те­ма Ма­ну­ция Аль­да Стар­ше­го). В др. сис­те­мах пись­ма древ­но­сти и со­вре­мен­но­сти зна­ки пре­пи­на­ния иные. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны зна­ки сло­во­раз­де­ла (про­бел во мно­гих сис­те­мах и знак «:» в эфи­оп­ском пись­ме) и зна­ки гра­ниц пред­ло­же­ния (вер­ти­каль­ная ли­ния в пись­ме, ис­поль­зуе­мом для сан­ск­ри­та и ти­бет­ско­го язы­ка, «::» в эфи­оп­ском и т. д.). В 20 в. ев­роп. cистема З. п. про­ни­ка­ла в др. сис­те­мы пись­ма. Так, она пол­но­стью или с мо­ди­фи­ка­ция­ми за­им­ст­во­ва­на япон­ским пись­мом, ки­тай­ским пись­мом и ко­рей­ским пись­мом и час­тич­но (скоб­ки, мно­го­то­чие, а в не­ко­то­рых сис­те­мах – во­про­сит. и вос­кли­цат. зна­ки, ка­выч­ки) про­ник­ла в ти­бет­ское, эфи­оп­ское, бир­ман­ское, тай­ское, ла­ос­ское, кхмер­ское пись­мо.

См. так­же Скоб­ки, Ти­ре, Точ­ка.

Лит. см. при ст. Пунк­туа­ция.

Вернуться к началу