Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРАХТОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 602

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Ю. Шилохвост

ФРАХТОВА́НИЕ (от нем. das Frachten, от голл. vracht – груз, тя­жесть, но­ша), 1) дея­тель­ность по за­клю­че­нию до­го­во­ров о пе­ре­воз­ке гру­зов, пас­са­жи­ров и ба­га­жа мор­ским, реч­ным, авиа­ци­он­ным или ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том. 2) До­го­вор Ф. (рей­со­во­го чар­те­ра) – раз­но­вид­ность до­го­во­ра пе­ре­воз­ки, по ко­то­ро­му од­на сто­ро­на (фрах­тов­щик) обя­зу­ет­ся пре­дос­та­вить др. сто­ро­не (фрах­то­ва­те­лю) за пла­ту всю или часть вме­сти­мо­сти од­но­го или не­сколь­ких транс­порт­ных средств на один или нес­коль­ко рей­сов для пе­ре­воз­ки гру­зов, пас­са­жи­ров и ба­га­жа. Обо­соб­ле­ние до­го­во­ра Ф. от до­гово­ра пе­ре­воз­ки свя­за­но с раз­ви­ти­ем тех­ни­ки мо­ре­пла­ва­ния, пре­до­пре­де­лив­шим раз­де­ле­ние функ­ций су­дов­ла­дель­ца и гру­зо­от­пра­ви­те­ля. Рим­ское пра­во до­пус­ка­ло ис­поль­зо­ва­ние в мор­ской пе­ре­воз­ке двух до­го­вор­ных форм – под­ря­да (loca­tio-conductio ope­ris) и арен­ды ко­раб­ля (conductio navis). Обе раз­но­вид­но­сти (фрах­то­вый до­го­вор и до­го­вор цер­те­пар­тии) бы­ли из­вест­ны и рус­ско­му до­ре­во­люц. пра­ву, хо­тя и рас­смат­ри­ва­лись как от­да­ча вна­ём мор. суд­на для пе­ре­воз­ки то­ва­ров или гру­зов.

До­го­вор Ф. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в мор. су­до­ход­ст­ве для пе­ре­воз­ки круп­ных пар­тий (де­сят­ки и сот­ни ты­сяч тонн) сы­рья, энер­го­но­си­те­лей, ме­тал­лов, с.-х. про­дук­ции на боль­шие рас­стоя­ния по не­ре­гу­ляр­ным мар­шру­там. При этом фрах­тов­щи­ком яв­ля­ет­ся су­дов­ла­де­лец, а фрах­то­ва­те­лем мо­жет быть как гру­зоот­пра­ви­тель, так и гру­зо­по­лу­ча­тель. До­го­вор Ф. оформ­ля­ет­ся под­пи­са­ни­ем осо­бо­го до­ку­мен­та – чар­те­ра (от лат. charta – бу­ма­га, до­ку­мент), име­нуе­мо­го ино­гда чар­тер-пар­ти­ей или цер­те­пар­тией (от лат. charta partita – до­ку­мент, раз­де­лён­ный на час­ти), по­сколь­ку од­на часть чар­те­ра ос­та­ёт­ся у фрах­то­ва­те­ля, дру­гая – у фрах­тов­щи­ка. От­но­ше­ния ме­ж­ду пе­ре­воз­чи­ком и не яв­ляю­щим­ся сто­ро­ной до­го­во­ра Ф. гру­зо­по­лу­ча­те­лем оп­ре­де­ля­ют­ся ко­но­са­мен­том, име­нуе­мым в этом слу­чае чар­тер­ным ко­но­са­мен­том, в ко­то­ром долж­на со­дер­жать­ся ого­вор­ка о том, что он вы­дан на ос­но­ве до­го­во­ра Ф. и ус­ло­вия по­след­не­го счи­та­ют­ся вклю­чён­ны­ми в ко­но­са­мент.

К обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ям до­го­во­ра Ф. от­но­сят­ся на­име­но­ва­ние сто­рон, на­зва­ние суд­на, ука­за­ние на род и вид гру­за, раз­мер пла­ты (фрах­та), на­име­но­ва­ние мес­та по­груз­ки гру­за, а так­же на­име­но­ва­ние мес­та на­зна­че­ния или на­прав­ле­ния суд­на, а по со­гла­ше­нию сто­рон мо­гут быть от­не­се­ны и иные ус­ло­вия и ого­вор­ки (гл. IХ Ко­дек­са тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния РФ). Для оп­ре­де­ле­ния ус­ло­вий до­го­во­ра Ф. при пе­ре­воз­ке разл. ви­дов гру­зов ис­поль­зу­ют­ся про­фор­мы чар­те­ра (Sovcoal, Sovietwood, Sovconround, Gencon и др., все­го око­ло 400) – ти­по­вые до­го­во­ры, раз­ра­бо­тан­ные БИМКО (Бал­тий­ским и ме­ж­ду­нар. мор­ским со­ве­том) и др. ме­ж­ду­нар. не­пра­ви­тельств. объ­еди­не­ния­ми су­дов­ла­дель­цев и фрах­то­ва­те­лей, в ко­то­рые сто­ро­ны мо­гут вно­сить из­ме­не­ния и до­пол­не­ния.

До­го­вор Ф. ис­поль­зу­ет­ся так­же при воз­душ­ной пе­ре­воз­ке (воз­душ­ный чар­тер, ст. 104 Воз­душ­но­го ко­дек­са РФ), пе­ре­воз­ке внут­рен­ним вод­ным транс­пор­том (ст. 97 Ко­дек­са внут­рен­не­го вод­но­го транс­пор­та РФ), а так­же ав­то­мо­биль­ной пе­ре­воз­ке не­ре­гу­ляр­ны­ми рей­са­ми по за­ка­зу, вклю­чая лег­ко­вые так­си (гла­вы 4, 5 Ус­та­ва ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та и гор. на­зем­но­го элек­трич. транс­пор­та).

От до­го­во­ра Ф. (рей­со­во­го чар­те­ра) сле­ду­ет от­ли­чать до­го­вор Ф. на вре­мя транс­порт­но­го сред­ст­ва с эки­па­жем (тайм-чар­тер) или без эки­па­жа (бер­бо­ут-чар­тер), яв­ляю­щий­ся раз­но­вид­но­стью до­го­во­ра арен­ды (§ 3 гл. 34 ГК РФ, гла­вы Х, ХI Ко­дек­са тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния РФ), по ко­то­ро­му вла­де­лец транс­порт­но­го сред­ст­ва обя­зу­ет­ся пре­дос­та­вить его фрах­то­ва­те­лю (арен­да­то­ру) за воз­на­гра­ж­де­ние (аренд­ную пла­ту) на оп­ре­де­лён­ный срок для пе­ре­воз­ки гру­зов, пас­са­жи­ров или иных це­лей.

Лит.: Кал­пин А. Г. Ос­нов­ные ус­ло­вия до­го­во­ра фрах­то­ва­ния суд­на и прак­ти­ка их при­ме­не­ния. М., 1984; Шер­ше­не­вич Г. Ф. Курс тор­го­во­го пра­ва. М., 2003. Т. 3: Век­сель­ное пра­во. Мор­ское пра­во; Бра­гин­ский М. И., Вит­рян­ский В. В. До­го­вор­ное пра­во. 2-е изд. М., 2011. Кн. 2: До­го­во­ры о пе­ре­да­че иму­ще­ст­ва; Ко­кин А. С. Ме­ж­ду­на­род­ная мор­ская пе­ре­воз­ка гру­за: Пра­во и прак­ти­ка. 2-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу