Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИ́РМА

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Э. Чуковская

ФИ́РМА, 1) по­ня­тие, ис­поль­зуе­мое в рос. гра­ж­дан­ском пра­ве для обо­зна­че­ния ино­стран­ных ком­мерч. юри­дич. лиц; 2) си­но­ним по­ня­тия «фир­мен­ное на­име­но­ва­ние». Фир­мен­ное на­име­но­ва­ние – сред­ст­во ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции ком­мерч. юри­дич. ли­ца, под ко­то­рым оно вы­сту­па­ет в гражд. обо­ро­те. Оно долж­но быть уни­каль­ным, по­зво­ляю­щим иден­ти­фи­ци­ро­вать об­ла­да­те­ля прав на не­го как субъ­ек­та пра­во­от­но­ше­ний. Ис­то­рия пра­ва на фир­мен­ное на­име­но­ва­ние, по мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей, вос­хо­дит к до­го­су­дар­ст­вен­ной эпо­хе, ко­гда груп­пам лиц по­зво­ля­лось со­об­щать свои от­ли­чит. при­зна­ки; позд­нее за­кре­п­ля­ет­ся в за­ко­нах Хам­му­ра­пи, Со­ло­на и др.; спец. нор­мы вклю­ча­ют­ся в ак­ты гра­ж­дан­ско­го и тор­го­во­го пра­ва, за­тем сбли­жа­ют­ся с сис­те­мой ох­ра­ны иных средств ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции, в пер­вую оче­редь клейм (то­вар­ных зна­ков).

Фир­мен­ное на­име­но­ва­ние долж­но со­дер­жать ука­за­ние на ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вую фор­му пра­во­об­ла­да­те­ля (кор­пус фир­мы) и со­сто­ять не толь­ко из слов, обо­зна­чаю­щих род дея­тель­но­сти в его ори­ги­наль­ной (фан­та­зий­ной) час­ти. Фир­мен­ное на­име­но­ва­ние долж­но не толь­ко иден­ти­фи­ци­ро­вать пра­во­об­ла­да­те­ля, но и не вво­дить в за­блу­ж­де­ние по­тен­ци­аль­ных контр­аген­тов и по­тре­би­те­лей. В фан­та­зий­ной час­ти за­пре­ще­но ис­поль­зо­вать на­име­но­ва­ния ор­га­нов гос. вла­сти, ме­ж­ду­нар. и об­ществ. ор­га­ни­за­ций, она не долж­на быть то­ж­де­ст­вен­ной или сход­ной до сте­пе­ни сме­ше­ния с уже за­ре­ги­ст­ри­ров. фир­мен­ным на­име­но­ва­ни­ем др. ли­ца, со­дер­жать обо­зна­че­ния, про­ти­во­ре­ча­щие об­ществ. ин­те­ре­сам, прин­ци­пам гу­ман­но­сти и мо­ра­ли.

Фир­мен­ное на­име­но­ва­ние ис­поль­зу­ет­ся на блан­ках, в объ­яв­ле­ни­ях и рек­ла­ме, на то­ва­рах или их упа­ков­ках, в се­ти Ин­тер­нет. Пол­ное на­име­но­ва­ние или его отд. эле­мен­ты мо­гут ис­поль­зо­вать­ся пра­во­об­ла­да­те­лем в со­ста­ве при­над­ле­жа­щих ему ком­мерч. обо­зна­че­ния, то­вар­но­го зна­ка или зна­ка об­слу­жи­ва­ния. На­име­но­ва­ние фир­мы (пол­ное и со­кра­щён­ное) ука­зы­ва­ет­ся в уч­ре­дит. до­ку­мен­тах юри­дич. ли­ца и в боль­шин­ст­ве го­су­дарств под­ле­жит ре­ги­ст­ра­ции, хо­тя в со­от­вет­ст­вии с Па­риж­ской кон­вен­ци­ей по ох­ра­не про­мыш­лен­ной соб­ст­вен­но­сти 1883 фир­мен­ное на­име­но­ва­ние ох­ра­ня­ет­ся без обя­за­тель­ной по­да­чи за­яв­ки или ре­ги­ст­ра­ции и не­за­ви­си­мо от то­го, яв­ля­ет­ся ли оно ча­стью то­вар­но­го зна­ка.

Ис­клю­чи­тель­ное пра­во на фир­мен­ное на­име­но­ва­ние пред­по­ла­га­ет воз­мож­ность пра­во­об­ла­да­те­ля ис­поль­зо­вать его лю­бым не про­ти­во­ре­ча­щим за­ко­ну спо­со­бом. Рас­по­ря­же­ние этим ис­клю­чи­тель­ным пра­вом, в т. ч. его от­чу­ж­де­ние или пре­до­став­ле­ние др. ли­цу пра­ва ис­поль­зо­ва­ния, не до­пус­ка­ет­ся.

Вернуться к началу