Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМЕ́ЖНЫЕ ПРАВА́

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 469-470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Э. Чуковская

СМЕ́ЖНЫЕ ПРАВА́, под­от­расль гра­ж­дан­ско­го пра­ва, ре­гу­ли­рую­щая от­но­ше­ния по по­во­ду не­ко­то­рых ви­дов ре­зуль­та­тов твор­че­ской дея­тель­но­сти. В совр. рос. за­ко­но­да­тель­ст­ве та­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся ис­пол­не­ния, по­ста­нов­ки, фо­но­грам­мы, ве­ща­ние, со­дер­жа­ние баз дан­ных, пуб­ли­ка­ции ра­нее не об­на­ро­до­ван­ных про­из­ве­де­ний, срок дей­ст­вия ис­клю­чи­тель­но­го пра­ва на ко­то­рые ис­тёк. В за­ко­нода­тель­ст­ве др. стран пе­ре­чень С. п. раз­ли­чен (напр., во Фран­ции к объ­ек­там С. п. от­но­сят и ви­део­грам­мы, а в Ита­лии и Ав­ст­рии – про­стые фо­то­гра­фии). На уров­не нац. ре­гу­ли­ро­ва­ния впер­вые поя­ви­лись в за­ко­но­да­тель­ст­ве Ав­ст­рии в 1936. В РФ впер­вые С. п. поя­ви­лись в 1992. В 1961 под­пи­са­на Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция об ох­ра­не прав ар­ти­стов-ис­пол­ни­те­лей, про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм и ве­ща­тель­ных ор­га­ни­за­ций (Рим­ская кон­вен­ция), в ко­то­рой уча­ст­ву­ют 92 го­су­дар­ст­ва (на 1.1.2015). Со­вре­мен­ное ме­ж­ду­нар. пра­во вклю­ча­ет неск. до­ку­мен­тов, ре­гу­ли­рую­щих С. п., сре­ди ко­то­рых важ­ней­ши­ми яв­ля­ют­ся Со­гла­ше­ние ТРИПС в рам­ках ВТО (1994), До­го­вор Все­мир­ной орг-ции ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти по ис­пол­не­ни­ям и фо­но­грам­мам (1996) и Пе­кин­ский до­го­вор по аудио­ви­зу­аль­ным ис­пол­не­ни­ям (2012).

К субъ­ек­там С. п. в Рос. Фе­де­ра­ции от­но­сят­ся: ар­ти­сты-ис­пол­ни­те­ли – ак­тёры, пев­цы, му­зы­кан­ты, тан­цо­ры и иные ли­ца, уча­ст­вую­щие в ис­пол­не­нии про­из­ве­де­ния лит-ры и иск-ва или нар. твор­че­ст­ва, эс­т­рад­но­го, цир­ко­во­го или ку­коль­но­го но­ме­ра, а так­же ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик спек­так­ля и ди­ри­жёр, ес­ли ре­зуль­та­ты их творч. дея­тель­но­сти вы­ра­же­ны в фор­ме, до­пус­каю­щей их вос­про­из­ве­де­ние и рас­про­стра­не­ние с по­мо­щью тех­нич. средств; из­го­то­ви­те­ли фо­но­грам­мы – ли­ца, взяв­шие на се­бя ини­циа­ти­ву и от­вет­ст­вен­ность за пер­вую за­пись зву­ков ис­пол­не­ния или др. зву­ков либо ото­бра­же­ний этих зву­ков; ор­га­ни­за­ции эфир­но­го или ка­бель­но­го ве­ща­ния – юри­дич. ли­ца, са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ляю­щие со­дер­жа­ние ра­дио- и те­ле­пе­ре­дач (со­во­куп­но­сти зву­ков и/или изо­бра­же­ний или их ото­бра­же­ний) и осу­ще­ст­в­ляю­щие их сооб­ще­ние в эфир или по ка­бе­лю свои­ми си­ла­ми или с по­мощью тре­тьих лиц; из­го­то­ви­те­ли ба­зы дан­ных – ли­ца, ор­га­ни­зо­вав­шие соз­да­ние ба­зы дан­ных и ра­бо­ту по сбо­ру, об­ра­бот­ке и рас­по­ло­же­нию со­став­ляю­щих её ма­те­риа­лов; пуб­ли­ка­то­ры – гра­ж­да­не, пра­во­мер­но об­на­ро­до­вав­шие или ор­га­ни­зо­вав­шие об­на­ро­до­ва­ние ра­нее не об­на­ро­до­ван­но­го и пе­ре­шед­ше­го в об­ществ. дос­тоя­ние про­из­ве­де­ния нау­ки, ли­те­ра­ту­ры или иск-ва, кро­ме про­из­ве­де­ний, на­хо­дя­щих­ся в гос. и му­ни­ци­паль­ных ар­хи­вах.

С. п. мо­гут быть реа­ли­зо­ва­ны при ус­ло­вии со­блю­де­ния ав­тор­ских прав на про­из­ве­де­ния, ис­поль­зо­ван­ные при осу­ще­ст­в­ле­нии ис­пол­не­ния, его за­пи­си или ве­ща­ния, соз­да­нии ба­зы дан­ных или пуб­ли­ка­ции, но при­зна­ют­ся и дей­ст­ву­ют не­за­ви­си­мо от на­ли­чия и дей­ст­вия та­ких ав­тор­ских прав. С. п. стро­ят­ся по мо­де­ли ав­тор­ско­го пра­ва. Субъ­ек­там при­над­ле­жат сроч­ное ис­клю­чи­тель­ное пра­во, ко­то­рым субъ­ект мо­жет рас­по­ря­жать­ся по сво­ему ус­мот­ре­нию лю­бым не за­пре­щён­ным за­ко­ном спо­со­бом, а в пре­ду­смот­рен­ных за­ко­ном слу­ча­ях и не­от­чу­ж­дае­мые ох­ра­няе­мые бес­сроч­но лич­ные не­иму­ще­ст­вен­ные пра­ва. В со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми ме­ж­ду­нар. пра­ва для воз­ник­но­ве­ния и осу­ще­ст­в­ле­ния С. п. не тре­бу­ет­ся со­блю­де­ния фор­маль­но­стей, но в от­но­ше­нии баз дан­ных рос. за­ко­но­да­тель­ст­во до­пус­ка­ет доб­ро­воль­ную ре­ги­ст­ра­цию по же­ла­нию пра­во­об­ла­да­те­ля. Слу­чаи сво­бод­но­го ис­поль­зо­ва­ния объ­ек­тов С. п., др. ис­клю­че­ния и ог­ра­ни­че­ния, а так­же пе­ре­ход ис­клю­чи­тель­ных С. п. по до­го­во­ру или по на­след­ст­ву, сред­ст­ва и спо­со­бы за­щи­ты, от­вет­ст­вен­ность за на­ру­ше­ние С. п. ана­ло­гич­ны со­от­вет­ст­вую­щим ин­сти­ту­там ав­тор­ско­го пра­ва.

Лит.: Лип­цик Д. Ав­тор­ское пра­во и смеж­ные пра­ва. М., 2002.

Вернуться к началу