Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛИДАРИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 645-646

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОЛИДАРИ́ЗМ (от лат. solidus – твёр­дый, креп­кий, проч­ный), со­ци­аль­но-по­ли­тич. те­че­ние, про­воз­гла­сив­шее пер­вич­ным и ос­но­во­по­ла­гаю­щим фак­то­ром жиз­ни и дея­тель­но­сти лю­бо­го об­ще­ст­ва со­ли­дар­ность его чле­нов (см. Со­ли­дарность со­ци­аль­ная). Тео­ре­тич. ос­но­ва С. – со­цио­ло­гич. док­три­на О. Кон­та об об­ще­ст­ве как еди­ном це­лом. На этой ос­но­ве франц. юрист Л. Бур­жуа («Со­ли­дар­ность», 1896; «Фи­ло­со­фия со­ли­дар­но­сти», 1902) вы­дви­нул идею о «био­ло­ги­че­ском за­ко­не со­ли­дар­но­сти», ут­вер­ждая, что ре­аль­но су­ще­ст­ву­ют не ин­ди­ви­ды и не го­су­дар­ст­во, взя­тые са­ми по се­бе, а ас­со­циа­ции лю­дей, свя­зан­ных фак­том со­вме­ст­ной жиз­ни. По­сколь­ку ка­ж­дый уча­ст­ник ас­со­циа­ции по­лу­ча­ет поль­зу от об­ще­жи­тия, на нём ле­жат обя­зан­но­сти пе­ред др. людь­ми, пе­ред об­ще­ст­вом, пе­ред пред­ше­ст­вую­щи­ми по­ко­ле­ния­ми, пе­ред по­том­ка­ми. В си­лу скла­ды­ваю­ще­го­ся раз­де­ле­ния тру­да че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся свя­зан с др. людь­ми мно­же­ст­вен­ны­ми уза­ми, часть из ко­то­рых под­па­да­ет под дей­ст­вие свое­об­раз­но­го до­го­во­ра, ко­то­рый они не за­клю­ча­ли, но ко­то­рый фак­ти­че­ски дей­ст­ву­ет. Напр., по­лу­че­ние на­след­ст­ва за­став­ля­ет на­след­ни­ка вы­пла­чи­вать дол­ги на­сле­до­да­те­ля. Так ме­ж­ду кре­ди­то­ра­ми на­сле­до­да­те­ля и на­след­ни­ком воз­ни­ка­ет «мни­мый до­го­вор», ко­то­рый в дей­ст­ви­тель­но­сти ни­ко­гда не за­клю­чал­ся. По этой ло­ги­ке вся­кий гра­ж­да­нин как член об­ще­ст­ва то­же свя­зан «вза­им­ны­ми дол­га­ми». Бо­гат­ст­во, воз­ник­шее и ско­п­лен­ное в про­шлом бла­го­да­ря тру­ду мно­гих, «обя­зы­ва­ет»; ча­ст­ная соб­ст­вен­ность ста­но­вит­ся сво­бод­ной толь­ко по­сле то­го, как бу­дут про­из­ве­де­ны вы­пла­ты по­том­кам ли­бо со­вре­мен­ни­кам, не по­лу­чив­шим вы­го­ды от этой «ес­те­ст­вен­ной» со­ли­дар­но­сти. Та­ки­ми вы­пла­та­ми мо­гут счи­тать­ся обя­за­тель­ные на­ло­ги го­су­дар­ст­ву, ко­то­ро­му по при­ро­де и на­зна­че­нию при­су­ща функ­ция обес­пе­чи­вать со­блю­де­ние до­го­во­ров, в т. ч. «мни­мых». Го­су­дар­ст­во яв­ля­ет­ся и га­ран­том вы­плат ми­ним. «со­ци­аль­но­го дол­га» в ви­де бес­плат­но­го об­ра­зо­ва­ния, обес­пе­че­ния ми­ни­му­ма су­ще­ст­во­ва­ния (про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма), стра­хо­ва­ния и др.

Идея С. лег­ла в ос­но­ву ря­да со­цио­ло­ги­че­ских (Э. Дюрк­гейм) и го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых (Л. Дю­ги) уче­ний нач. 20 в. Ис­поль­зо­ва­лась для обос­но­ва­ния «со­труд­ни­че­ст­ва и при­ми­ре­ния клас­сов». В 1960–70-х гг. на идее С. ос­но­вы­ва­ются та­кие кон­цеп­ции, как «со­ци­аль­ное парт­нёр­ст­во», «ас­со­циа­ция тру­да и ка­пи­та­ла» и др.

Лит.: Ис­то­рия пра­во­вых и по­ли­ти­че­ских уче­ний / Под ред. О. Э. Лей­ста. М., 2006; Ис­то­рия по­ли­ти­че­ских и пра­во­вых уче­ний / Под ред. В. С. Нерсе­сян­ца. М., 2010; Иса­ев И. А. Со­ли­дар­ность как во­об­ра­жае­мое по­ли­ти­ко-пра­во­вое со­стоя­ние. М., 2014.

Вернуться к началу