Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИ́МСКОЕ ПРА́ВО

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 527-528

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Л. Кофанов

РИ́МСКОЕ ПРА́ВО (лат. ius romanum), сис­те­ма пра­во­вых норм и прин­ци­пов, вы­ра­бо­тан­ных в Древ­нем Ри­ме с сер. 8 в. до н. э. по 4 в. н. э. Глав­ны­ми из этих прин­ци­пов, со­глас­но рим. юри­сту Уль­пиа­ну, яв­ля­ют­ся пред­пи­са­ния «че­ст­но жить, дру­го­му не вре­дить, воз­да­вать ка­ж­до­му своё».

Осо­бую роль в раз­ра­бот­ке сис­те­мы Р. п. сыг­ра­ли клас­си­че­ские юри­сты 1–3 вв., уче­ние ко­то­рых ста­ло ос­но­вой совр. ев­ро­пей­ско­го пра­ва (см. Ре­цеп­ция рим­ско­го пра­ва). Они де­ли­ли всё пра­во на три под­сис­те­мы: ес­те­ст­вен­ное пра­во (ius naturale), пра­во на­ро­дов (ius genti­um) и ци­виль­ное пра­во (ius civile). Под ес­те­ст­вен­ным пра­вом по­ни­ма­ют­ся за­ко­ны при­ро­ды, су­ще­ст­вую­щие по­ми­мо во­ли че­ло­ве­ка (от­сю­да обо­же­ст­в­ле­ние пра­ва) и свой­ст­вен­ные не толь­ко лю­дям, но и все­му жи­во­му. Глав­ный слу­чай этих за­ко­нов: лю­бовь муж­чи­ны и жен­щи­ны и ро­ди­те­лей к сво­им де­тям. Обы­чаи лю­дей (mores maiorum) фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве этих за­ко­нов, от­сю­да гла­вен­ст­во ес­те­ст­вен­но­го пра­ва над пра­вом на­ро­дов и ци­виль­ным пра­вом. Обы­чаи (mores) по­ни­ма­ют­ся как не­пи­са­ные за­ко­ны, при­ня­тые с мол­ча­ли­во­го со­гла­сия всех, по­это­му «обыч­ное» (moralis) гла­вен­ст­ву­ет над пи­са­ным за­ко­ном. Пра­во на­ро­дов по­ни­ма­ет­ся как ме­ж­ду­на­род­ные обы­чаи и до­го­во­ры, при­ня­тые у всех, да­же не зна­ко­мых ме­ж­ду со­бой, на­ро­дов, по­это­му оно наи­бо­лее близ­ко к ес­те­ст­вен­но­му пра­ву, но и от­ли­ча­ет­ся от не­го, напр., вве­де­ни­ем ин­сти­ту­тов вой­ны и раб­ст­ва. Ци­виль­ное пра­во – это пра­во отд. на­ро­да, го­су­дар­ст­ва, в ча­ст­но­сти рим­ско­го. Со­глас­но Ци­це­ро­ну, оно сто­ит на ниж­ней сту­пе­ни ие­рар­хии по от­но­ше­нию к ес­те­ст­вен­но­му пра­ву и пра­ву на­ро­дов.

Всё ци­виль­ное пра­во де­лит­ся на пуб­лич­ное и ча­ст­ное пра­во. Пер­вое ка­са­ет­ся ин­те­ре­сов и иму­ще­ст­ва все­го на­ро­да и со­сто­ит из пра­ва жре­цов, жерт­во­при­но­ше­ний и ма­ги­ст­ра­тов. Вто­рое ка­са­ет­ся ин­те­ре­сов и иму­ще­ст­ва отд. ча­ст­ных гра­ж­дан. Оно де­лит­ся так­же на пра­во лиц (personae), ве­щей (res) и ис­ков (actiones). Пра­во лиц вы­де­ля­ет сво­бод­ных и ра­бов, гра­ж­дан и неграж­дан, лиц «сво­его пра­ва» (от­цов се­мейств) и «чу­жо­го пра­ва» (под­вла­ст­ных де­тей и жён). Пра­во ве­щей вы­де­ля­ет об­ще­народ­ное дос­тоя­ние (res publi­ca) и ча­ст­ное иму­ще­ст­во (res privata), ве­щи в обо­ро­те и вне ком­мерч. обо­ро­та, дви­жи­мые и не­дви­жи­мые, ман­ци­пи­руе­мые и не­ман­ци­пи­руе­мые, де­ли­мые и не­де­ли­мые, ро­до­вые и ин­ди­ви­ду­аль­но оп­ре­де­лён­ные и т. д. Рим. юри­сты при­зна­ва­ли фак­тич. доб­ро­со­ве­ст­ное и не­доб­ро­со­ве­ст­ное (напр., во­ра) вла­де­ние и ти­туль­ное (за­кон­ное) вла­де­ние. Пра­во соб­ст­вен­но­сти при­об­ре­та­лось дав­но­стью доб­ро­со­ве­ст­но­го вла­де­ния, за­хва­том (напр., на вой­не) и по до­го­во­ру (напр., по­куп­ка). Соб­ст­вен­ность оп­ре­де­ля­лась на­ли­чи­ем пра­во­мо­чий поль­зо­ва­ния (ususfructus), вла­де­ния (possessio) и рас­по­ря­же­ния (ius ha­ben­di). Осо­бая вещ­ная ка­те­го­рия – пра­ва на чу­жие ве­щи: зе­мель­ные сер­ви­ту­ты (пра­ва про­хо­да, во­до­про­во­да, вы­па­са ско­та на чу­жой зем­ле), узуф­рукт, пра­во за­строй­ки (superficies) и эм­фи­тев­зи­са. Ве­щи так­же де­ли­лись на те­лес­ные и бес­те­лес­ные, к по­след­ним от­но­си­лись пра­ва на чу­жие ве­щи и обя­за­тель­ст­ва (obligationes). Обя­за­тель­ст­ва воз­ни­ка­ли или из до­го­во­ров (contractus), или из пра­во­на­ру­ше­ний (delictum). Все до­го­во­ры де­ли­лись на пуб­лич­ные и ча­ст­ные. Сис­те­му до­го­во­ров рим­ля­не за­им­ст­во­ва­ли в 3–1 вв. до н. э. из ме­ж­ду­нар. ком­мер­че­ско­го пра­ва Сре­ди­зем­но­мо­рья (в ча­ст­но­сти, из пра­ва круп­ней­ше­го тор­го­во­го цен­тра – о. Ро­до­са). До­го­во­ры де­ли­лись на пись­мен­ные, уст­ные, ре­аль­ные (по­сред­ст­вом пе­ре­да­чи ве­щи – res) и кон­сен­су­аль­ные (по­сред­ст­вом про­сто­го со­гла­сия, напр. о це­не). Сис­те­ма ис­ков от­ра­жа­ла струк­ту­ру пра­ва лиц и ве­щей, от­сю­да гл. де­ле­ние ис­ков на лич­ные (in personam) и вещ­ные (in rem). По­ми­мо ис­ко­вой (пе­ти­тор­ной) бы­ла раз­ви­та так­же вла­дель­че­ская, или пре­тор­ская, за­щи­та с по­мо­щью средств адм. вла­сти пре­то­ра – по­сес­сор­ных ин­тер­дик­тов, рес­ти­ту­ции и т. п. Су­деб­ный про­цесс раз­де­лял­ся на го­су­дар­ст­вен­ный суд (iudicia publica) на­ро­да или гос. ко­мис­сий по уго­лов­ным пре­сту­п­ле­ни­ям и гос. кон­трак­там и ча­ст­ный суд (iudi­cia privata) по иму­ще­ст­вен­ным спо­рам ме­ж­ду ча­ст­ны­ми гра­ж­да­на­ми. Клас­си­че­ский (фор­му­ляр­ный) про­цесс де­лил­ся на до­су­деб­ную ста­дию пред­ва­рит. раз­бо­ра де­ла у пре­то­ра (in iure) и су­деб­ную ста­дию вы­не­се­ния ре­ше­ния судь­я­ми (in iudicio).

Ис­то­рия Р. п. свя­за­на с раз­ви­ти­ем его ис­точ­ни­ков. В ар­ха­ич. пе­ри­од (сер. 8 в. – 367 до н. э.) гос­под­ство­ва­ло обыч­ное пра­во, кон­тро­ли­руе­мое жре­ца­ми. То­гда же на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся ци­виль­ное пра­во, ос­но­ван­ное на пи­са­ном за­коне (lex) как во­ле на­ро­да. Вер­ши­ной за­ко­но­твор­че­ст­ва яви­лись Две­на­дца­ти таб­лиц за­ко­ны. В пред­клас­си­че­ский пе­ри­од (367–27 до н. э.) раз­ви­ва­ет­ся пре­тор­ское пра­во, ос­но­ван­ное на по­сто­янном пре­тор­ском эдик­те – про­грам­ме су­до­про­из­вод­ст­ва, ко­то­рую ка­ж­дый год го­то­вил из­би­рае­мый на­ро­дом пре­тор. Окон­ча­тель­но пре­тор­ский эдикт был ко­ди­фи­ци­ро­ван юри­стом Саль­ви­ем Юли­а­ном при имп. Ад­риа­не ме­ж­ду 125 и 128 н. э. То­гда же на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся рим. юрис­пру­ден­ция, пер­во­на­чаль­но на­хо­див­шая­ся в ру­ках рим. жре­цов – пон­ти­фи­ков, ав­гу­ров и фе­циа­лов, но во 2–1 вв. до н. э. при­об­рет­шая пре­им. свет­ский ха­рак­тер. Юри­сты да­ва­ли кон­суль­та­ции (от­ве­ты) рим. ма­ги­ст­ра­там, се­на­ту, на­ро­ду и ча­ст­ным ли­цам по всем спор­ным юри­дич. во­про­сам (ком­мен­тарии к за­ко­нам, пре­тор­ско­му эдик­ту и кон­крет­ным су­деб­ным ка­зу­сам), ко­то­рые в слу­чае их со­гла­сия при­об­ре­та­ли си­лу за­ко­на. Эти от­ве­ты и ком­мен­та­рии ста­ли за­пи­сы­вать­ся и к кон. 5 в. со­ста­ви­ли ог­ром­ную биб­лио­те­ку. Клас­сич. пе­ри­од Р. п. (27 до н. э. – 228 н. э.) – это рас­цвет рим. юрис­пру­ден­ции, вре­мя твор­че­ст­ва де­сят­ков рим. юри­стов (Ла­бе­о­на, Са­би­на, Про­ку­ла, Цель­са, Гая, Па­пи­ниа­на, Пав­ла, Уль­пиа­на и др.), дея­тель­но­сти двух осн. пра­во­вых школ – са­бинь­ян­цев и про­ку­ли­ан­цев. Од­но­вре­мен­но в свя­зи с па­де­ни­ем рес­пуб­ли­ки гл. ис­точ­ни­ком пра­ва ста­но­вят­ся по­ста­нов­ле­ния рим. се­на­та – се­на­ту­скон­суль­ты. По­стклас­си­че­ский пе­ри­од (228–476) – упа­док Р. п., ис­чез­но­ве­ние юри­стов, со­став­ле­ние со­кра­щён­ных из­ло­же­ний Р. п. Те­перь гл. ис­точ­ник пра­ва – ука­зы рим. им­пе­ра­то­ров, со­би­рае­мые в сб-ки их кон­сти­ту­ций. На­ко­нец, вы­де­ля­ет­ся пе­ри­од ко­ди­фи­ка­ции Юс­ти­ниа­на (527–534), при­ка­зав­ше­го со­ста­вить свод рим­ско­го пра­ва из 50 книг Ди­гест (ан­то­ло­гии сочи­не­ний рим. юри­стов), 12 книг Ко­дек­са (сб-к имп. кон­сти­ту­ций) и Ин­сти­ту­ций (учеб­ник Р. п.). По­сле смер­ти Юс­ти­ниа­на к ним бы­ли до­бав­ле­ны Но­вел­лы – сб-к вы­шед­ших впо­след­ст­вии его ука­зов. Имен­но этот свод стал ос­но­вой совр. ев­ро­пей­ско­го пра­ва.

Лит.: Фран­чо­зи Дж. Ин­сти­ту­ци­он­ный курс рим­ско­го пра­ва. М., 2004; Гар­сия Гар­ри­до М. Х. Рим­ское ча­ст­ное пра­во: ка­зу­сы, ис­ки, ин­сти­ту­ты. М., 2005; Ко­фа­нов Л. Л. Рим­ское пра­во // Все­мир­ная ис­то­рия / Гл. ред. А. О. Чу­барь­ян. М., 2011. Т. 1; До­ж­дев Д. В. Рим­ское ча­ст­ное пра­во. 3-е изд. М., 2015.

Вернуться к началу