Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕСПУ́БЛИКА

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 418-419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Васильева

РЕСПУ́БЛИКА (от лат. res publica – об­ще­ст­вен­ное де­ло), фор­ма прав­ле­ния, при ко­то­рой гла­вой го­су­дар­ст­ва яв­ля­ет­ся вы­бор­ное долж­но­ст­ное ли­цо. На­ря­ду с монар­хи­ей­, – од­на из древ­ней­ших форм гос. прав­ле­ния. В Р. все ор­га­ны гос. вла­сти по­лу­ча­ют пол­но­мо­чия от на­ро­да, и все эти пол­но­мо­чия но­сят сроч­ный ха­рак­тер. С 20 в. Р. – пре­об­ла­даю­щая фор­ма прав­ле­ния в ми­ре.

Су­ще­ст­ву­ет неск. раз­но­вид­но­стей Р., раз­ли­чаю­щих­ся по сво­им ха­рак­те­ри­сти­кам: пар­ла­мен­тар­ная, пре­зи­дент­ская, сме­шан­ная. В пар­ла­мен­тар­ной Р. (Гер­ма­ния, Ита­лия) толь­ко пар­ла­мент из­би­ра­ет­ся на ос­но­ва­нии все­об­щих вы­бо­ров, ос­таль­ные выс­шие ор­га­ны гос. вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на пар­ла­мент­ской ос­но­ве. Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся пар­ла­мен­том или спец. кол­ле­ги­ей в со­ста­ве чле­нов пар­ла­мен­та и ре­гио­наль­ных пред­ста­ви­те­лей. Гла­ва го­су­дар­ст­ва не яв­ля­ет­ся гла­вой ис­пол­нит. вла­сти, его пол­но­мо­чия пре­им. но­сят пред­ста­ви­тель­ский и но­ми­наль­ный ха­рак­тер. При дан­ной фор­ме прав­ле­ния пре­зи­дент дол­жен быть вне по­лити­ки и дис­тан­ци­ро­ван от по­ли­тич. боль­шин­ст­ва. Влия­ние гла­вы го­су­дар­ст­ва за­ви­сит от лич­ных ка­честв и ав­то­ри­те­та ли­ца, за­ни­маю­ще­го со­от­вет­ст­вую­щий пост. Пра­ви­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся на пар­ла­мент­ской ос­но­ве из пред­ста­ви­те­лей по­бе­див­ших на вы­бо­рах пар­тий, ли­дер пар­тии, на­брав­шей боль­шин­ст­во го­ло­сов на вы­бо­рах в ниж­нюю па­ла­ту пар­ла­мен­та, как пра­ви­ло, ста­но­вит­ся пре­мьер-ми­ни­ст­ром (гла­вой пра­ви­тель­ст­ва). Член пар­ла­мен­та мо­жет од­но­вре­мен­но быть и чле­ном пра­ви­тель­ст­ва. При дан­ной фор­ме прав­ле­ния воз­мож­но фор­ми­ро­ва­ние коа­ли­ци­он­но­го пра­ви­тель­ст­ва, по­сколь­ку пра­ви­тель­ст­во долж­но опи­рать­ся на боль­шин­ст­во в ниж­ней па­ла­те пар­ла­мен­та. Для пар­ла­мен­тар­ной Р. ха­рак­тер­на по­ли­тич. од­но­род­ность пар­ла­мен­та и пра­ви­тель­ст­ва, и пар­ла­мент, как пра­ви­ло, дол­жен одоб­рить про­грам­му и кан­ди­да­ту­ру пре­мьер-ми­ни­ст­ра при фор­ми­ро­ва­нии пра­ви­тель­ст­ва. Хо­тя акт о фор­ми­ро­ва­нии пра­ви­тель­ст­ва из­да­ёт гла­ва го­су­дар­ст­ва, он лишь оформ­ля­ет ре­ше­ние, при­ня­тое пар­ла­мен­том. В пар­ла­мен­тар­ной Р. гла­ва ис­пол­нит. вла­сти – пре­мьер-ми­нистр, од­на­ко мн. ре­ше­ния пра­ви­тель­ст­во при­ни­ма­ет кол­ле­ги­аль­но. Для дан­ной сис­те­мы ха­рак­тер­ны тес­ное взаи­мо­дей­ст­вие и взаи­мо­за­ви­си­мость пар­ла­мен­та и пра­ви­тель­ст­ва, от­но­ше­ния ме­ж­ду ко­то­ры­ми стро­ят­ся на до­ве­рии. Пра­ви­тель­ст­во по­ли­ти­че­ски от­вет­ст­вен­но пе­ред пар­ла­мен­том и на­хо­дит­ся у вла­сти до тех пор, по­ка ему до­ве­ря­ет пар­ла­мент. Выс­ший ор­ган ис­пол­нит. вла­сти сла­га­ет свои пол­но­мо­чия по­сле пар­ла­мент­ских вы­бо­ров, од­на­ко воз­мож­но и дос­роч­ное пре­кра­ще­ние его пол­но­мо­чий в слу­чае вы­ра­же­ния не­до­ве­рия пар­ла­мен­том. Пре­зи­дент мо­жет осу­ще­ст­в­лять са­мо­сто­ят. дей­ст­вия толь­ко в ус­ло­ви­ях кри­зи­са, в слу­чае кон­флик­та ме­ж­ду ор­га­на­ми пред­ста­вит. и ис­пол­нит. вла­сти. Так, ес­ли пра­ви­тель­ст­ву вы­ра­же­но не­до­ве­рие, гла­ва го­су­дар­ст­ва про­во­дит пе­ре­го­во­ры с ли­де­ра­ми по­ли­тич. пар­тий и оп­ре­де­ля­ет, ухо­дит в от­став­ку пра­ви­тель­ст­во или рас­пус­ка­ет­ся ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та.

Для пре­зи­дент­ской Р. (США) ха­рак­тер­но бо­лее жё­ст­кое при­ме­не­ние прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей. При этой фор­ме прав­ле­ния и пар­ла­мент, и пре­зи­дент из­би­ра­ют­ся путём все­об­щих вы­бо­ров. Вме­сте с тем пра­вя­щей пар­ти­ей счи­та­ет­ся та, ко­то­рая про­ве­ла сво­его кан­ди­да­та на пост пре­зи­ден­та. В пре­зи­дент­ской Р. не пре­ду­смот­ре­на долж­ность пре­мьер-ми­ни­ст­ра. Пре­зи­дент рас­по­ла­га­ет ре­аль­ны­ми пуб­лич­но-вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми, яв­ля­ясь од­но­вре­мен­но гла­вой го­су­дар­ст­ва, гла­вой ис­пол­нит. вла­сти, а так­же ли­де­ром пра­вя­щей пар­тии. Пра­ви­тель­ст­во стра­ны фор­ми­ру­ет­ся по­сле пре­зи­дент­ских вы­бо­ров. Для дан­ной фор­мы прав­ле­ния ха­рак­тер­но од­но­пар­тий­ное пра­ви­тель­ст­во: пре­зи­дент на­зна­ча­ет ми­ни­ст­ров из чис­ла чле­нов сво­ей пар­тии. Пра­ви­тель­ст­во не при­ни­ма­ет кол­лек­тив­ных ре­ше­ний, гла­ва го­су­дар­ст­ва не­сёт лич­ную от­вет­ст­вен­ность за по­ли­тич. курс стра­ны. В свою оче­редь ми­ни­ст­ры от­ве­ча­ют за свои дей­ст­вия пе­ред пре­зи­ден­том, ко­то­рый мо­жет в лю­бое вре­мя от­пра­вить их в от­став­ку. Для дан­ной сис­те­мы ха­рак­тер­ны не­за­ви­си­мость ис­пол­нит. вла­сти от пар­ла­мент­ско­го боль­шин­ст­ва, фик­си­ро­ван­ный срок пол­но­мо­чий пар­ла­мен­та и пре­зи­ден­та, не­воз­мож­ность дос­роч­но­го рос­пус­ка пар­ла­мен­та и вы­ра­же­ния не­до­ве­рия пра­ви­тель­ст­ву.

Сме­шан­ная (по­лу­пре­зи­дент­ская, пре­зи­дент­ско-пар­ла­мен­тар­ная) Р. со­че­та­ет в се­бе при­зна­ки пре­зи­дент­ской и пар­ламен­тар­ной Р., при­да­вая им но­вое ка­че­ст­во. Во 2-й пол. 20 в. сме­шан­ные Р. по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние (Пор­ту­га­лия, Рос­сия), од­на­ко все они от­ли­ча­ют­ся яр­ко вы­ра­жен­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­стью. Клас­сич. сме­шан­ной Р. счи­та­ет­ся Пя­тая рес­пуб­ли­ка во Фран­ции. Для неё ха­рак­тер­ны как при­зна­ки пре­зи­дент­ской Р. (пря­мые вы­бо­ры пре­зиден­та, не­со­вмес­ти­мость по­ста чле­на пар­ла­мен­та и чле­на пра­ви­тель­ст­ва, воз­мож­ность пре­зи­ден­та воз­глав­лять пра­ви­тель­ст­во, в т. ч. пред­се­да­тель­ст­во­вать на его за­се­да­ни­ях), так и пар­ла­мен­тар­ной Р. (на­ли­чие по­ста пре­мьер-ми­ни­ст­ра, от­но­ше­ния тес­но­го со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду пар­ла­мен­том и пра­ви­тель­ст­вом, воз­мож­ность дос­роч­но­го пре­кра­ще­ния пол­но­мо­чий пар­ла­мен­та и вы­ра­же­ния во­ту­ма не­до­ве­рия пра­ви­тель­ст­ву). Во Фран­ции пра­ви­тель­ст­во мо­жет сла­гать свои пол­но­мо­чия как по­сле пре­зи­дент­ских, так и по­сле пар­ла­мент­ских вы­боров. Оно са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ля­ет, нуж­но оз­на­ко­мить де­пу­та­тов с про­грам­мой или же с об­ще­по­ли­тич. за­яв­ле­ни­ем пра­ви­тель­ст­ва, сле­ду­ет ли ста­вить во­прос об одоб­ре­нии это­го до­ку­мен­та пе­ред Нац. со­б­ра­ни­ем, ниж­ней па­ла­той пар­ла­мен­та. В за­ви­си­мо­сти от по­ли­тич. си­туа­ции дан­ная фор­ма прав­ле­ния су­ще­ст­вен­но ви­до­из­ме­ня­ет­ся. Ес­ли пре­зи­дент и пра­ви­тель­ст­во опи­ра­ют­ся на пар­ла­мент­ское боль­шин­ст­во, то гла­ва го­су­дар­ст­ва фак­ти­че­ски яв­ля­ет­ся ли­де­ром это­го боль­шин­ст­ва, иг­рая важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии со­ста­ва пра­ви­тель­ст­ва, оп­ре­де­ле­нии по­ли­тич. кур­са стра­ны и ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти пра­ви­тель­ст­ва. Ес­ли пре­зи­дент и пра­ви­тель­ст­во пред­став­ля­ют раз­ные по­ли­тич. си­лы, гла­ва го­су­дар­ст­ва обя­зан на­зна­чить пре­мьер-ми­ни­ст­ром ли­цо, поль­зую­щее­ся до­ве­ри­ем пар­ла­мент­ско­го боль­шин­ст­ва, и пред­ло­жен­ные им кан­ди­да­ту­ры ми­ни­ст­ров. В этой си­туа­ции пре­зи­дент не осу­ще­ст­в­ля­ет ка­ких-ли­бо пуб­лич­но-вла­ст­ных пол­но­мо­чий управ­ленч. ха­рак­те­ра, яв­ля­ясь толь­ко гла­вой го­су­дар­ст­ва и га­ран­том кон­сти­ту­ции. В та­кие пе­рио­ды пре­зи­дент бо­лее ак­тив­но ис­поль­зу­ет об­ра­ще­ния к на­ции, с тем что­бы кри­ти­ко­вать по­ли­ти­ку пра­ви­тель­ст­ва.

Лит.: Ми­шин А. А. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей в кон­сти­ту­ци­он­ном ме­ха­низ­ме США. М., 1984; Гу­нель М. Вве­де­ние в пуб­лич­ное пра­во. М., 1995; Эн­тин Л. М. Раз­де­ле­ние вла­стей: Опыт со­вре­мен­ных го­су­дарств. М., 1995.

Вернуться к началу