Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАЗДЕЛЕ́НИЕ ВЛАСТЕ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 166

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РАЗДЕЛЕ́НИЕ ВЛАСТЕ́Й, прин­цип ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ст­в­ле­ния гос. вла­сти, со­глас­но ко­то­ро­му гос. власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за­ко­но­да­тель­ны­ми (пред­ста­ви­тель­ны­ми), ис­пол­ни­тель­ны­ми и су­деб­ны­ми ор­га­на­ми не­за­ви­си­мо друг от дру­га и при на­ли­чии ме­ха­низ­мов, урав­но­ве­ши­ваю­щих объ­ём их пол­но­мо­чий.

Впер­вые тео­ре­ти­че­ски сфор­му­ли­ро­ва­но в 17 в. Дж. Лок­ком и Ш. Мон­тес­кьё, юри­ди­че­ски за­кре­п­ле­но в Кон­сти­ту­ции США 1787. Р. в. оз­на­ча­ет рас­сре­до­то­че­ние гос. вла­сти ме­ж­ду её вет­вя­ми, на­ли­чие сис­те­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов, с по­мо­щью ко­то­рых ка­ж­дая ветвь вла­сти мо­жет ог­ра­ни­чи­вать дру­гие. В то же вре­мя Р. в. пред­по­ла­га­ет взаи­мо­дей­ст­вие вла­стей, един­ст­во гос. ме­ха­низ­ма. Этот прин­цип дей­ст­ву­ет в вер­ти­каль­ном ас­пек­те как сба­лан­си­ро­ван­ное со­от­но­ше­ние цен­траль­ной и ре­гио­наль­ной (ме­ст­ной) вла­стей в го­су­дар­ст­ве. Сте­пень жё­ст­ко­сти реа­ли­за­ции прин­ци­па Р. в. в раз­ных стра­нах не­оди­на­ко­ва и наи­бо­лее силь­на в пре­зи­дент­ских рес­пуб­ли­ках. Но в лю­бых слу­ча­ях Р. в. – не­об­хо­ди­мый эле­мент де­мо­кра­тич. пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва.

Кон­сти­ту­ция РФ 1993 от­но­сит Р. в. к ос­но­вам кон­сти­ту­ци­он­но­го строя. В со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей (ста­тьи 10 и 11) гос. власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве раз­де­ле­ния на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. На фе­де­раль­ном уров­не гос. власть в РФ осу­ще­ст­в­ля­ют Пре­зи­дент, Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние, Пра­ви­тель­ст­во и су­ды. Гос. власть в субъ­ек­тах РФ осу­ще­ст­в­ля­ют об­ра­зуе­мые ими ор­га­ны гос. вла­сти – гла­вы адми­ни­ст­ра­ций (гу­бер­на­то­ры), за­ко­но­да­тель­ные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны и оп­ре­де­лён­ные фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом су­деб­ные ор­га­ны. Кон­сти­ту­ция ус­та­нав­ли­ва­ет, что на ре­гио­наль­ном уров­не гос. власть реа­ли­зу­ет­ся на ос­но­ве прин­ци­па Р. в. и с учё­том раз­гра­ни­че­ния пред­ме­тов ве­де­ния и пол­но­мо­чий ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми и ре­гио­наль­ны­ми ор­га­на­ми гос. вла­сти. Пре­зи­дент РФ как га­рант Кон­сти­ту­ции обес­пе­чи­ва­ет со­гла­со­ван­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние и взаи­мо­дей­ст­вие ор­га­нов гос. вла­сти.

Вернуться к началу