Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЗБИРА́ТЕЛЬНАЯ КАМПА́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Васильева

ИЗБИРА́ТЕЛЬНАЯ КАМПА́НИЯ, 1) в широком смысле – деятельность, направленная на информирование избирателей и стимулирование их участия в голосовании, осуществляемая в период подготовки и организации выборов; 2) в узком смысле – этап в рамках подготовительного периода, в ходе которого избиратели знакомятся с кандидатурами и предвыборными платформами, а политические партии и кандидаты осуществляют предвыборную агитацию. В большинстве стран И. к. базируется на принципах свободы пропаганды, равенства возможностей кандидатов; нейтральности органов публичной власти по отношению к кандидатам; открытости и контроля за расходами И. к. Ныне всё большее распространение приобретает практика «профессионализации» И. к., растёт число фирм, специализирующихся на оказании услуг по разработке и проведению эффективных кампаний конкретных лиц и политич. партий.

Сроки И. к. могут увязываться с опубликованием акта о назначении выборов (Польша), выдвижением кандидата или списка кандидатов (Россия), определённой датой после объявления выборов (Испания) или до проведения голосования (Турция, Израиль). И. к., как правило, завершается за 24 ч до голосования. Введение моратория на осуществление предвыборной агитации накануне голосования позволяет снизить эффект «внешнего» давления и дать возможность избирателю сделать самостоятельный и взвешенный выбор.

Хотя И. к. является важным политич. мероприятием, она не должна влиять на нормальную жизнедеятельность гос. органов, вторгаться в частную жизнь граждан. В связи с этим во многих странах установлены ограничения предвыборной агитации по месту проведения и кругу лиц. Запрещается предвыборная агитация на избирательных участках, на территории предприятий и гос. учреждений, в воинских частях (Польша), на общественном транспорте (Болгария). В РФ не могут осуществлять предвыборную агитацию междунар. организации, иностр. граждане и юридические лица, органы гос. власти и местного самоуправления, иные гос. органы, лица, замещающие гос. или выборные муниципальные должности, гос. и муниципальные служащие, благотворительные и религиозные организации, воен. учреждения и организации.

В одних странах достаточно жёстко регламентируются вопросы, связанные с выбором форм и средств предвыборной агитации. Так, во Франции кандидат в президенты может разместить одну афишу с изложением своей программы и одну – с указанием времени проведения предвыборных собраний. В других странах кандидаты и политич. партии достаточно свободны в выборе форм и средств И. к. (Россия, США, Италия). Вместе с тем в России предусматривается обязанность политич. партии, выдвинувшей кандидатов или список кандидатов, не позднее чем за 10 дней до голосования опубликовать свою предвыборную программу в гос. или муниципальном периодическом печатном издании.

Во многих странах бесплатное предоставление эфирного времени для предвыборной агитации в ходе парламентских выборов распространяется только на те партии, которые имеют собственные фракции в парламенте (Италия, Австрия) или выставили своих кандидатов в установленном числе округов (Нидерланды). В РФ данное право предоставляется партиям, зарегистрировавшим своих кандидатов, за исключением тех, которые имеют задолженности перед государственными средствами массовой информации в связи с предоставлением эфирного времени или печатной площади на проводившихся ранее выборах.

В законодательстве многих стран предусматривается запрет на опубликование результатов опросов общественного мнения в период, непосредственно предшествующий голосованию (14 дней – Германия, 7 дней – Франция, 5 дней – Россия). Введение запрета направлено на ограничение возможности манипулирования избирательным корпусом, обеспечение чистоты результатов голосования.

Успех И. к. во многом зависит от её финансового обеспечения. Финансовые гарантии демократических выборов предполагают установление максимальных размеров избирательных расходов кандидатов и политич. партий, введение ограничений на пожертвования физических и юридических лиц, эффективные методы контроля за расходованием избирательных фондов. В РФ предельная сумма расходов кандидата на выборах президента страны не может превышать 400 млн. руб. Пожертвования в избирательные фонды кандидатов не могут, в частности, вносить иностр. граждане и юридические лица, рос. юридические лица, в которых гос. или муниципальная доля в уставном капитале либо доля иностранного участия превышает 30%.

Вернуться к началу