ПРЕЗУ́МПЦИЯ НЕВИНО́ВНОСТИ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕЗУ́МПЦИЯ НЕВИНО́ВНОСТИ, право считаться невиновным. Общепризнанный в демократич. обществе правовой принцип. Закреплён на уровне международного, конституционного и нац. отраслевого регулирования (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950, ст. 14 Междунар. пакта о гражд. и политич. правах 1966, ст. 66 Римского статута Междунар. уголовного суда 1998, ст. 49 Конституции РФ и др.). В международно-правовых актах, в Конституции РФ П. н. определяется в числе спец. гарантий справедливого судебного разбирательства и поэтому рассматривается как принцип правосудия.
Формулировка П. н. берёт начало из рим. презумпции добропорядочности (praesumptio boni viri), которая применялась при разбирательстве имуществ. споров. В дальнейшем это правило трансформировалось применительно к сфере уголовной юстиции в выраженную в Дигестах формулу: in dubio pro reo (в случае сомнения – в пользу обвиняемого). В Европе доктрина сформулирована Ч. Беккариа («О преступлениях и наказаниях», 1764). Как законодательный принцип была провозглашена в 1789 во франц. Декларации прав человека и гражданина. П. н. также была известна законодательству и практике др. государств (англ. праву, сев.-амер. законодательству и др.). В России принцип П. н. сформулирован А. Н. Радищевым, затем эту идею развивали декабристы и др. С 19 в. П. н. активно исследовалась в отеч. юридич. литературе; уголовный процесс того времени исходил «из предположения невиновности».
В системе совр. права П. н. рассматривается преим. как международно-правовой и конституционный принцип уголовного судопроизводства, однако его действие не ограничивается сферой уголовно-процессуальных отношений. Сущность П. н. заключается в том, что правовой статус лица как невиновного субъекта, несмотря на подозрения или обвинения его в правонарушении (преступлении), признаётся государством; обязанность рассматривать лицо как невиновное до вступления в законную силу обвинительного приговора не зависит от субъективного мнения органов, осуществляющих уголовное преследование; ограничения, которым может быть подвергнуто лицо в связи с подозрением (обвинением), должны быть соразмерны целям судопроизводства и не могут быть аналогом наказания; каждый, кто подвергся необоснованному преследованию, имеет право на возмещение причинённого вреда. Совр. содержание принципа П. н. структурировано как по вертикали (исходя из юридич. силы источников его регулирования), так и по горизонтали (с учётом его межотраслевой принадлежности как к материальным, так и процессуальным отраслям права не только в публично-правовой сфере). П. н. обязывает обращаться с лицом (до вступления в законную силу вынесенного в его отношении обвинительного приговора) как с невиновным не только органы уголовного судопроизводства, но и все гос. органы, от которых зависит реализация правового статуса личности в области социальных, трудовых, избирательных, жилищных и др. прав. Соответственно, недопустимо нарушение П. н. со стороны любых представителей публичной власти.
В основе П. н. лежат материально-правовые детерминанты (вменяемость, субъектность подлежащего ответственности лица, основания ответственности, формы и виды вины, правила о невиновном причинении вреда, о действии закона в пространстве, во времени, по кругу лиц). Кроме того, к предмету материально-правового регулирования относятся вопросы квалификации, индивидуализации ответственности и наказания, в т. ч. исходя из недопустимости объективного и двойного вменения (non bis in idem). При этом существующие в разл. странах и источниках различия в формулировках этих правил не могут сужать содержание и сферу их действия как общеправовой гарантии прав и свобод.