Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАВОВА́Я КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 343-344

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Варламова

ПРАВОВА́Я КУЛЬТУ́РА, в уз­ком смыс­ле сло­ва оп­ре­де­лён­ное со­стоя­ние об­ще­ст­вен­но­го, груп­по­во­го или ин­ди­ви­ду­аль­но­го пра­во­соз­на­ния. В дан­ном слу­чае по­ня­ти­ем «П. к.» ох­ва­ты­ва­ют­ся пра­во­вые зна­ния, убе­ж­де­ния, цен­но­сти, ус­та­нов­ки, оцен­ки дей­ст­вую­ще­го пра­ва и пра­во­вых ин­сти­ту­тов, ха­рак­тер­ные для об­ще­ст­ва, со­ци­аль­ной груп­пы (со­ци­аль­ной общ­но­сти) или отд. че­ло­ве­ка и вы­ра­жаю­щие в це­лом по­зи­тив­ное от­но­ше­ние к су­ще­ст­вую­ще­му пра­во­по­ряд­ку, го­тов­ность и уме­ние функ­цио­ни­ро­вать в его рам­ках. В та­ком кон­тек­сте при­ня­то го­во­рить о вы­со­кой или низ­кой пра­во­вой куль­ту­ре (ли­бо об её от­сут­ст­вии).

Ши­ро­кое по­ни­ма­ние П. к. ис­хо­дит из пред­став­ле­ния о ней как о час­ти че­ло­вече­ской куль­ту­ры в це­лом. При этом куль­ту­ра рас­смат­ри­ва­ет­ся как спо­соб и объ­ек­ти­ви­ро­ван­ный ре­зуль­тат че­ло­вече­ской жиз­не­дея­тель­но­сти. Куль­ту­ра есть вы­ра­же­ние че­ло­ве­че­ской со­ци­аль­но­сти, не­био­ло­ги­че­ско­го (над­био­ло­гич.) бы­тия че­ло­ве­ка, его функ­цио­ни­ро­ва­ния в ка­че­ст­ве со­ци­аль­но­го субъ­ек­та, а не про­сто био­ло­гич. ви­да. Куль­ту­ра про­ти­во­сто­ит При­ро­де как мир ис­кус­ст­вен­но­го (ру­ко­твор­но­го) ми­ру ес­те­ст­вен­но­го и де­мон­ст­ри­ру­ет разл. спо­со­бы (и объ­ек­ти­ви­ро­ван­ные ре­зуль­та­ты) вы­де­ле­ния че­ло­ве­че­ской по­пу­ля­ции из при­род­ной дан­но­сти (ок­ру­жаю­щей сре­ды) и её транс­фор­ма­ции в со­ци­ум. Раз­но­об­ра­зие воз­мож­ных спо­со­бов со­ци­аль­но­го бы­тия пре­до­пре­де­ля­ет ди­вер­си­фи­ка­цию че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры и фор­ми­ро­ва­ние от­но­си­тель­но обо­соб­лен­ных и са­мо­стоя­тель­ных куль­тур отд. со­циу­мов. В та­ком кон­тек­сте мож­но го­во­рить толь­ко о П. к. об­ще­ст­ва в це­лом. И то­гда она, на­ря­ду с пра­во­соз­на­ни­ем, вклю­ча­ет при­су­щие дан­но­му со­циу­му спо­со­бы пра­во­твор­че­ст­ва и реа­ли­за­ции пра­ва (и опо­сре­дую­щие их го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вые ин­сти­ту­ты), а так­же дей­ст­вую­щее по­зи­тив­ное пра­во. В та­ком кон­тек­сте по­ня­тие П. к. весь­ма близ­ко по­ня­тию на­цио­наль­ной пра­во­вой сис­те­мы (см. Пра­во­вая сис­те­ма). Но по­ня­тие П. к. ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на ис­то­ри­че­ской и со­цио­куль­тур­ной обу­слов­лен­но­сти пра­ва и пред­по­ла­га­ет рас­кры­тие не толь­ко юри­ди­ко-тех­нич. осо­бен­но­стей разл. нац. пра­во­вых сис­тем, но и ис­то­рии их фор­ми­ро­ва­ния, спе­ци­фи­ки ре­лиг., фи­лос., по­ли­тич. воз­зре­ний разл. об­ществ, от­ра­зив­ших­ся на свой­ст­вен­ном им по­ни­ма­нии пра­ва и его мес­та в сис­те­ме со­ци­аль­ной ре­гу­ля­ции, ха­рак­те­ре взаи­мо­свя­зи пра­ва и го­су­дар­ст­ва, ти­пич­ных спо­со­бах ле­ги­ти­ма­ции вла­сти и т. п. Даль­ней­шая кон­кре­ти­за­ция по­ня­тия П. к. за­ви­сит от то­го, на ка­ких пред­став­ле­ни­ях о пра­ве (ти­пе пра­во­по­ни­ма­ния) оно ос­но­вы­ва­ет­ся. Са­мая ши­ро­кая со­цио­ло­го-по­зи­ти­ви­ст­ская трак­тов­ка пра­ва ото­жде­ст­в­ля­ет его с со­ци­аль­но вы­рабо­тан­ной и со­ци­аль­но обу­слов­лен­ной сис­те­мой пра­вил по­ве­де­ния, об­ще­обя­за­тель­ных в си­лу тех или иных при­чин. Фак­ти­че­ски под пра­вом здесь по­ни­ма­ет­ся лю­бая до­ми­ни­рую­щая в об­ще­ст­ве нор­ма­тив­ная сис­те­ма. В дан­ном слу­чае по­лу­ча­ет­ся, что П. к. на­ли­че­ст­ву­ет в лю­бой куль­ту­ре или точ­нее – че­ло­ве­че­ской куль­ту­ре во­об­ще и куль­ту­ре лю­бо­го кон­крет­но­го со­циу­ма при­су­ща пра­во­вая со­став­ляю­щая как важ­ней­ший эле­мент её нор­ма­тив­но­го из­ме­ре­ния.

В зап. пра­во­вой тра­ди­ции при­ня­то счи­тать, что пра­во обес­пе­чи­ва­ет та­кой тип упо­ря­до­че­ния об­ществ. от­но­ше­ний, ко­гда при­зна­ют­ся и га­ран­ти­ру­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ная сво­бо­да и фор­маль­ное ра­вен­ст­во (как ра­вен­ст­во в сво­бо­де) уча­ст­ни­ков со­ци­аль­но­го об­ще­ния. Пра­во фор­ма­ли­зу­ет со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, обез­ли­чи­ва­ет, ти­пи­зи­ру­ет и та­ким об­ра­зом урав­ни­ва­ет их уча­ст­ни­ков, аб­ст­ра­ги­ру­ясь от их ин­ди­ви­ду­аль­ных лич­но­ст­ных осо­бен­но­стей и сво­дя всё мно­го­об­ра­зие со­ци­аль­ных свя­зей к взаи­мо­дей­ст­вию но­си­те­лей со­ци­аль­ных ро­лей. Пра­во в дан­ном его по­ни­ма­нии, бу­ду­чи ат­ри­бу­том че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры в це­лом, не яв­ля­ет­ся ре­гу­ля­то­ром, ти­пич­ным для куль­ту­ры лю­бо­го со­циу­ма. Пра­во вы­сту­па­ет до­ми­ни­рую­щей со­цио­нор­ма­тив­ной сис­те­мой толь­ко в рам­ках т. н. за­пад­ной куль­ту­ры (ци­ви­ли­за­ции). В дан­ном кон­тек­сте при­ня­то раз­ли­чать куль­ту­ры пра­во­вые и не­пра­во­вые, а так­же раз­ви­тые и не­раз­витые П. к. Бо­лее или ме­нее яв­но эта клас­си­фи­ка­ция про­сле­жи­ва­ет­ся во всех ком­плекс­ных срав­ни­тель­но-пра­во­вых ис­сле­до­ва­ни­ях.

Вернуться к началу