Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАЖДА́НСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 609-610

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Васильева

ГРАЖДА́НСТВО, ус­той­чи­вая пра­во­вая связь ли­ца с го­су­дар­ст­вом, по­ро­ж­даю­щая вза­им­ные пра­ва и обя­зан­но­сти; ста­тус, свя­зан­ный с при­над­леж­но­стью к оп­ре­де­лён­но­му го­су­дар­ст­ву, пред­по­ла­гаю­щий юри­дич. при­зна­ние гос. при­над­леж­но­сти ли­ца внут­ри стра­ны и за ру­бе­жом и на­де­ле­ние его в пол­ном объ­ё­ме пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми, пре­ду­смот­рен­ны­ми в за­ко­но­да­тель­ст­ве стра­ны. Дан­ное по­ня­тие упот­реб­ля­ет­ся и в бо­лее ши­ро­ком зна­че­нии – как пра­во­вое по­ло­же­ние, свя­зан­ное с при­над­леж­но­стью ли­ца к со­об­ще­ст­ву или сою­зу го­су­дарств, объ­еди­нён­ных об­щей ис­то­ри­ей, куль­ту­рой и тра­ди­ция­ми (Г. Ев­ро­пей­ско­го сою­за).

Ис­то­ри­че­ски Г. – по­ро­ж­де­ние бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций 18–19 вв. В про­ти­во­вес кон­цеп­ции под­дан­ст­ва как лич­ной за­ви­си­мо­сти от мо­нар­ха, сло­жив­шей­ся в эпо­ху аб­со­лю­тиз­ма, в хо­де ре­во­лю­ций бы­ли вы­дви­ну­ты кон­цеп­ции гра­ж­да­ни­на как ли­ца, спо­соб­но­го ак­тив­но уча­ст­во­вать в по­ли­тич. жиз­ни стра­ны, поль­зую­ще­го­ся гражд. и по­ли­тич. пра­ва­ми, и на­ро­да как по­ли­тич. общ­но­сти рав­но­прав­ных гра­ж­дан. На сме­ну тра­диц. фор­мам оп­ре­де­ле­ния груп­по­вой при­над­леж­но­сти (се­мья, кор­по­ра­ция, ре­ги­он) при­шло го­су­дар­ст­во как осн. ис­точ­ник иден­ти­фи­ка­ции лю­бо­го ли­ца.

При­об­ре­те­ние Г. В со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­нар. стан­дар­та­ми ка­ж­дый че­ло­век име­ет пра­во на Г. (Все­об­щая дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, ст. 15, ч. 1). Во всех стра­нах за­ко­но­да­тель­ст­во за­кре­п­ля­ет пре­дос­тав­ле­ние Г. по ро­ж­де­нию, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жат два прин­ци­па: 1) по пра­ву кро­ви (jus sanguinis) ре­бё­нок при­об­ре­та­ет Г. ро­ди­те­лей не­за­вис­и­мо от мес­та его ро­ж­де­ния; 2) в си­лу пра­ва поч­вы (jus soli) ре­бё­нок при­об­ре­та­ет Г. го­су­дар­ст­ва, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го он ро­дил­ся. Пред­поч­те­ние общ­но­сти в си­лу про­ис­хо­ж­де­ния от­да­ют го­су­дар­ст­ва, стре­мя­щие­ся со­хра­нить эт­но­куль­тур­ное един­ст­во на­ро­да (Гер­ма­ния, Швей­ца­рия). В го­су­дар­ст­вах им­ми­гра­ции (США, Ка­на­да) Г. рас­смат­ри­ва­ет­ся как свое­об­раз­ная тер­ри­то­ри­аль­ная общ­ность. В боль­шин­ст­ве го­су­дарств за­кре­п­ля­ют­ся сме­шан­ные под­хо­ды в от­но­шении пре­дос­тав­ле­ния Г. по ро­ж­де­нию. В Рос­сии ре­бё­нок при­об­ре­та­ет Г. РФ не­за­ви­си­мо от мес­та ро­ж­де­ния, ес­ли оба его ро­ди­те­ля (или един­ст­вен­ный ро­ди­тель) яв­ля­ют­ся гра­ж­да­на­ми РФ (прин­цип пра­ва кро­ви); гра­ж­да­ни­ном РФ ста­но­вит­ся и тот ре­бё­нок, ко­то­рый на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии на­шей стра­ны, ес­ли его ро­ди­те­ли не­из­вест­ны и не объ­я­ви­лись в те­че­ние 6 мес по­сле его об­на­ру­же­ния (прин­цип пра­ва поч­вы).

За­кре­п­ле­ние воз­мож­но­сти на­ту­ра­ли­за­ции, т. е. приё­ма в Г. оп­ре­де­лён­но­го го­су­дар­ст­ва, свя­за­но с при­зна­ни­ем пра­ва на из­ме­не­ние Г. (Все­об­щая дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, ст. 15, ч. 2). В за­ко­но­датель­ст­ве го­су­дарств ус­та­нав­ли­ва­ют­ся кри­те­рии, ко­то­рым долж­ны со­от­вет­ст­во­вать пре­тен­ден­ты на при­ём в Г. Эти кри­те­рии по­ка­зы­ва­ют, ка­кие идеи ле­жат в ос­но­ве кон­со­ли­да­ции го­су­дар­ст­ва, ка­ко­ва его ми­гра­ци­он­ная по­ли­ти­ка. Воз­мож­ность на­ту­ра­ли­за­ции не­ве­ли­ка, ес­ли че­ло­век не свя­зан с го­су­дар­ст­вом про­ис­хо­ж­де­ни­ем, про­жи­ва­ни­ем или ро­ж­де­ни­ем на его тер­ри­то­рии, усы­нов­ле­ни­ем, род­ст­вен­ны­ми свя­зя­ми или брач­ны­ми уза­ми с гра­ж­да­на­ми стра­ны. В од­них стра­нах (США, Ка­на­да, Фран­ция) на­ту­ра­ли­за­ция по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом, по­лу­чить Г. мо­гут все об­ра­тив­шие­ся, ес­ли от­ве­ча­ют ус­та­нов­лен­ным тре­бова­ни­ям. В дру­гих (Гер­ма­ния, Япо­ния, Швей­ца­рия) воз­мож­ность на­ту­ра­ли­за­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся как при­ви­ле­гия, пре­до­с­тав­ляе­мая в ре­зуль­та­те реа­ли­за­ции го­су­дар­ст­вом дис­кре­ци­он­ных пол­но­мо­чий. При­ём в Г. обыч­но осу­ще­ст­в­ля­ют выс­шие ор­га­ны гос. вла­сти – пре­зи­дент (Ита­лия), пра­ви­тель­ст­во (Фран­ция), мо­нарх и пар­ла­мент (Бель­гия), суд (США). Ха­рак­тер при­об­ре­те­ния Г. мо­жет вли­ять на воз­мож­ность за­ня­тия оп­ре­де­лён­ных гос. долж­но­стей. В США пре­зи­ден­том мо­жет стать толь­ко гра­ж­да­нин по ро­ж­де­нию. В РФ спо­соб при­об­ре­те­ния гра­ж­дан­ст­ва не ока­зы­ва­ет воз­дей­ст­вия на ста­тус ли­ца. С за­яв­ле­ния­ми о приё­ме в Г. мо­гут об­ра­щать­ся дее­способ­ные ино­стран­цы или ли­ца без Г., дос­тиг­шие 18 лет. Эти ли­ца долж­ны: про­жи­вать на тер­ри­то­рии РФ не­пре­рыв­но в те­че­ние 5 лет по­сле по­лу­че­ния ви­да на жи­тель­ст­во или по­да­чи за­яв­ле­ния о приё­ме в Г.; вла­деть рус. язы­ком; иметь за­кон­ный ис­точ­ник су­ще­ст­во­ва­ния; об­ра­тить­ся в ком­пе­тент­ный ор­ган иностр. го­су­дар­ст­ва с за­яв­ле­ни­ем об от­ка­зе от Г.; дать обя­за­тель­ст­во со­блю­дать Кон­сти­ту­цию и за­ко­ны РФ. За­яв­ле­ние о приё­ме в Г. РФ по­да­ёт­ся в ди­пло­ма­тич. или кон­суль­ское уч­ре­ж­де­ние, ес­ли че­ло­век на­хо­дит­ся за гра­ни­цей, или в ор­га­ны внутр. дел, ес­ли он про­жи­ва­ет на тер­ри­то­рии стра­ны. Ре­ше­ние о приё­ме в Г. при­ни­ма­ет Пре­зи­дент РФ.

Во мно­гих стра­нах пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся уп­ро­щён­ный по­ря­док пре­дос­тав­ле­ния Г., до­пус­каю­щий от­сту­п­ле­ние от об­щих тре­бо­ва­ний. Как пра­ви­ло, он рас­про­стра­ня­ет­ся на эт­ни­че­ски близ­ких ино­стран­цев (Гер­ма­ния, Ис­па­ния), ре­пат­ри­ан­тов (Из­ра­иль), лиц, за­клю­чив­ших брак с гра­ж­да­на­ми стра­ны (Япо­ния, Швей­ца­рия). В РФ уп­ро­щён­ный по­ря­док при­об­ре­те­ния Г. рас­про­стра­ня­ет­ся на тех, кто име­ет суп­ру­гов, ро­ди­те­лей и де­тей, яв­ляю­щих­ся гра­ж­да­на­ми РФ; быв. гра­ж­дан СССР; гра­ж­дан го­су­дарств, вхо­див­ших в со­став СССР, про­хо­дя­щих во­ин­скую служ­бу по кон­трак­ту в Во­оруж. Си­лах РФ; по­лу­чив­ших на тер­ри­то­рии РФ по­ли­тич. убе­жи­ще или ста­тус бе­жен­ца; лиц, имею­щих вы­со­кие дос­ти­же­ния в об­лас­ти нау­ки, тех­ни­ки и куль­ту­ры ли­бо про­фес­сию или ква­ли­фи­ка­цию, пред­став­ляю­щую ин­те­рес для РФ.

Ут­ра­та Г. воз­мож­на как по ини­циа­ти­ве за­ин­те­ре­со­ван­но­го ли­ца (вы­ход из Г.), так и по ре­ше­нию гос. ор­га­нов. Во мно­гих стра­нах ут­ра­та Г. про­ис­хо­дит ав­то­ма­ти­че­ски в свя­зи с доб­ро­воль­ным при­об­ре­те­ни­ем иностр. Г., по­сту­п­ле­ни­ем на гражд. или во­ин­скую служ­бу др. го­су­дар­ст­ва. Гра­ж­да­нин РФ не мо­жет быть ли­шён Г. или пра­ва из­ме­нить его. Вы­ход из Г. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся доб­ро­воль­но на ос­но­ва­нии за­яв­ле­ния за­ин­те­ре­со­ван­но­го ли­ца. Ос­но­ва­ния­ми для от­ка­за в вы­хо­де из Г. яв­ля­ют­ся: не­вы­пол­не­ние обя­за­тельств пе­ред стра­ной, пре­ду­смот­рен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном; при­вле­че­ние в ка­че­ст­ве об­ви­няе­мо­го по уго­лов­но­му де­лу или всту­п­ле­ние в си­лу при­го­во­ра су­да, под­ле­жа­ще­го ис­пол­не­нию; от­сут­ст­вие ино­го Г. и га­ран­тий его при­об­ре­те­ния. Ут­ра­та Г. без во­ле­изъ­яв­ле­ния за­ин­те­ре­со­ван­но­го ли­ца до­пус­ка­ет­ся в слу­чае от­ме­ны ре­ше­ния о приё­ме в Г. в свя­зи с пре­дос­тав­ле­ни­ем под­лож­ных до­ку­мен­тов или за­ве­до­мо лож­ных све­де­ний.

Двой­ное (мно­же­ст­вен­ное) Г. – осо­бый ста­тус, свя­зан­ный с пре­бы­ва­ни­ем ли­ца од­но­вре­мен­но в Г. не­сколь­ких го­су­дарств, воз­ни­каю­щий в свя­зи с про­ти­во­ре­чия­ми в за­ко­но­да­тель­ст­ве раз­ных стран. Наи­бо­лее ти­пич­ные си­туа­ции, спо­соб­ст­вую­щие воз­ник­но­ве­нию двой­но­го Г.: 1) при­ём в но­вое Г. без ут­ра­ты пред­ше­ст­вую­ще­го; 2) ав­то­ма­тич. пре­дос­тав­ле­ние Г. суп­ру­ге-ино­стран­ке в свя­зи с за­клю­че­ни­ем бра­ка (ряд стран Азии, Аф­ри­ки, Лат. Аме­ри­ки). В совр. ус­ло­ви­ях прин­цип доб­ро­воль­но­го вы­бо­ра Г. за­ин­те­ре­со­ван­ным ли­цом вы­тес­ня­ет прин­цип един­ст­ва Г. се­мьи, ав­то­ма­тич. пре­дос­тав­ле­ние Г. му­жа рас­смат­ри­ва­ет­ся как дис­кри­ми­на­ция по при­зна­ку по­ла; 3) пре­дос­тав­ле­ние Г. ре­бён­ку, ро­див­ше­му­ся в сме­шан­ном бра­ке. Ис­то­риче­ски Г. ре­бён­ка оп­ре­де­ля­лось по от­цу, од­на­ко се­го­дня за­ко­ны боль­шин­ст­ва го­су­дарств до­пус­ка­ют пре­дос­тав­ле­ние Г. как по от­цов­ской, так и по ма­те­рин­ской ли­нии; 4) ро­ж­де­ние ре­бён­ка у ро­ди­те­лей-ино­стран­цев на тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва, пре­дос­тав­ляю­ще­го Г. в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом поч­вы (США, стра­ны Лат. Аме­ри­ки). Ис­клю­че­ния обыч­но ка­са­ют­ся де­тей ино­стран­цев, на­хо­дя­щих­ся в стра­не в ка­че­ст­ве гос. слу­жа­щих сво­их го­су­дарств или со­труд­ни­ков ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций. Двой­ное Г. по­ро­ж­да­ет про­бле­мы в свя­зи с про­хо­ж­де­ни­ем во­ин­ской служ­бы, уп­ла­той на­ло­гов, об­ра­ще­ни­ем за ди­пло­ма­тич. за­щи­той, рас­смот­ре­ни­ем дел в су­дах треть­их стран, ко­гда тре­бу­ет­ся при­ме­не­ние нац. за­ко­на. В ме­ж­ду­нар. су­дах при­ме­ня­ет­ся прин­цип эф­фек­тив­но­го Г.: ли­цо рас­смат­ри­ва­ет­ся как гра­ж­да­нин той стра­ны, с ко­то­рой он име­ет бо­лее тес­ные свя­зи (по­сто­ян­ное про­жи­ва­ние или ме­сто жи­тель­ст­ва, на­хо­ж­де­ние на гос. служ­бе, про­хо­ж­де­ние во­ин­ской служ­бы и т. д.).

В раз­ных стра­нах су­ще­ст­ву­ют разл. под­хо­ды в от­но­ше­нии двой­но­го Г. Од­ни стра­ны до­пус­ка­ют воз­мож­ность на­ли­чия на­ря­ду с соб­ст­вен­ным ино­го Г. (Ита­лия), дру­гие (Япо­ния) тре­бу­ют вы­брать од­но из них в те­че­ние ус­та­нов­лен­но­го сро­ка. При­об­ре­те­ние ино­го Г. не вле­чёт пре­кра­ще­ния Г. РФ, но гос. ор­га­ны Рос­сии рас­смат­ри­ва­ют дан­ное ли­цо толь­ко как гра­ж­да­ни­на РФ.

Г. ЕС пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся в Маа­ст­рихт­ском до­го­во­ре (ст. 8) и рас­про­стра­ня­ет­ся на всех лиц, имею­щих Г. го­су­дарств-чле­нов. Этот ста­тус пред­по­ла­га­ет сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния и по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния в рам­ках Сою­за, пра­во уча­ст­во­вать в му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах и вы­бо­рах в Ев­ро­пар­ла­мент в слу­чае про­жи­ва­ния в др. го­су­дар­ст­ве – чле­не ЕС, пра­во на кон­суль­скую и ди­пло­ма­тич. за­щи­ту в по­соль­ских и кон­суль­ских уч­ре­ж­де­ни­ях др. го­су­дарств-чле­нов в треть­их стра­нах, где нет со­от­вет­ст­вую­щих уч­ре­ж­де­ний го­су­дар­ст­ва про­ис­хо­ж­де­ния.

Без­гра­ж­дан­ст­во. Ста­тус ли­ца без Г. воз­ни­ка­ет в слу­чае ут­ра­ты Г. стра­ны про­ис­хо­ж­де­ния без при­об­ре­те­ния ино­го Г. В стра­не пре­бы­ва­ния ли­цам без Г. пре­дос­тав­ля­ет­ся ста­тус, со­от­вет­ст­вую­щий ста­ту­су ино­стран­цев. Рос. за­ко­но­да­тель­ст­во со­ри­ен­ти­ро­ва­но на со­кра­ще­ние слу­ча­ев без­гра­ж­дан­ст­ва. Г. РФ при­об­ре­та­ет ре­бё­нок, ро­див­ший­ся на тер­ри­то­рии стра­ны у лиц без Г. ли­бо в сме­шан­ном бра­ке, за­клю­чён­ном ме­ж­ду гра­ж­да­ни­ном РФ и ли­цом без Г., не­за­ви­си­мо от мес­та ро­ж­де­ния. По­ощ­ря­ет­ся при­обре­те­ние Г. РФ ли­ца­ми без Г., про­жи­ваю­щи­ми на её тер­ри­то­рии.

Лит.: Авакь­ян С. А. Рос­сия: гра­ж­дан­ст­во, ино­стран­цы, внеш­няя ми­гра­ция. СПб., 2003; Ку­та­фин О. Е. Рос­сий­ское гра­ж­дан­ст­во. М., 2004.

Вернуться к началу