Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ О́РГАН

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 538

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Е. Чиркин

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ О́РГАН (ор­ган го­су­дар­ст­ва, ор­ган го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти), струк­тур­но-функ­цио­наль­ная часть гос. ап­па­ра­та, ор­га­ни­за­ция или уч­ре­ж­де­ние, ко­то­рым по­ру­че­но час­тич­ное (спе­циа­ли­зи­ро­ван­ное) осу­ще­ст­в­ле­ние за­дач и функ­ций го­су­дар­ст­ва.

Г. о. об­ла­да­ет в том или ином объ­ё­ме гос. вла­стью, осу­ще­ст­в­ляе­мой от име­ни го­су­дар­ст­ва. Об­ра­зу­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с по­ряд­ком, ус­та­нов­лен­ным кон­сти­ту­ци­ей и за­ко­ном, на­де­лён со­от­вет­ст­вую­щей ком­пе­тен­ци­ей, дей­ст­ву­ет в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке, при­ни­ма­ет не­об­хо­ди­мые пра­во­вые ак­ты и не­сёт ус­та­нов­лен­ную за­ко­ном от­вет­ст­вен­ность.

В Рос­сии, как и в боль­шин­ст­ве стран, в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом раз­де­ле­ния вла­стей при­ня­то раз­ли­чать три глав­ных ви­да ор­га­нов го­су­дар­ст­ва: за­ко­но­дат., ис­пол­нит. и су­деб­ной вла­сти. Ор­ган за­ко­но­дат. вла­сти – Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние РФ (пар­ла­мент РФ) – при­ни­ма­ет за­ко­ны; ор­ган ис­пол­нит. вла­сти – Пра­ви­тель­ст­во РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет ис­пол­не­ние за­ко­нов, те­ку­щее гос. управ­ле­ние; су­деб­ную власть РФ осу­ще­ст­в­ля­ют фе­де­раль­ные су­ды. Су­ще­ст­ву­ют так­же Г. о., вы­хо­дя­щие за пре­де­лы на­зван­ной триа­ды. Со­глас­но ст. 11 Кон­сти­ту­ции РФ, гос. власть осу­ще­ст­в­ля­ет Пре­зи­дент РФ; в со­от­вет­ст­вии с за­ко­на­ми ор­га­на­ми гос. вла­сти яв­ля­ют­ся так­же про­ку­ра­ту­ра, Цен­траль­ная из­би­ра­тель­ная ко­мис­сия РФ, Счёт­ная па­ла­та РФ и др.

В субъ­ек­тах РФ су­ще­ст­ву­ют свои ор­га­ны гос. вла­сти, они реа­ли­зу­ют вла­ст­ные пол­но­мо­чия по со­вме­ст­ным пред­ме­там ве́дения РФ и субъ­ек­тов РФ, а так­же по во­про­сам их ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния. Это за­ко­но­дат. ор­га­ны субъ­ек­тов РФ (за­ко­но­дат. со­б­ра­ния, ду­мы, ху­ра­лы и др.), гла­вы ад­ми­ни­ст­ра­ции субъ­ек­тов РФ (пре­зи­ден­ты рес­пуб­лик в со­ста­ве РФ, гу­бер­на­то­ры) и в не­ко­то­рых субъ­ек­тах РФ – их пра­ви­тель­ст­ва, су­ды субъ­ек­тов РФ (кон­сти­ту­ци­он­ные су­ды в рес­пуб­ли­ках в со­ста­ве РФ, ус­тав­ные су­ды в др. субъ­ек­тах РФ, а так­же ми­ро­вые су­ды).

В не­ко­то­рых за­ру­беж­ных стра­нах по­ми­мо трёх ос­нов­ных вы­де­ля­ют­ся др. вет­ви гос. вла­сти и со­от­вет­ст­вен­но др. гос. ор­га­ны. Это из­би­рат. власть в не­ко­то­рых стра­нах Лат. Аме­ри­ки (она пред­став­ле­на выс­шим из­би­рат. су­дом, ме­ст­ны­ми из­би­рат. три­бу­на­ла­ми и из­би­рат. ре­ги­ст­ра­ми, ве­ду­щи­ми учёт из­би­ра­те­лей), кон­троль­ная власть (ге­не­раль­ные кон­тро­лё­ры, ге­не­раль­ные ау­ди­то­ры, «су­ды сче­тов» и др.); в Ве­не­су­эле вы­де­ля­ет­ся осо­бая ветвь вла­сти – гражд. власть (Мо­раль­ный ко­ми­тет рес­пуб­ли­ки и ме­ст­ные ко­ми­те­ты).

Вернуться к началу