Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 523-524

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Автономов

ГОСУДА́РСТВЕННОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ, ор­га­ни­зую­щее воз­дей­ст­вие го­су­дар­ст­ва на об­ще­ст­во в хо­де вы­пол­не­ния стоя­щих пе­ред го­су­дар­ст­вом за­дач. Вид со­ци­аль­но­го управ­ле­ния – не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия нор­маль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия об­ще­ст­ва.

Г. у. име­ет свою спе­ци­фи­ку. Оно пред­став­ля­ет со­бой один из ат­ри­бу­тов гос. вла­сти. Субъ­ек­том Г. у. вы­сту­па­ет го­су­дар­ст­во, от име­ни ко­то­ро­го дей­ст­ву­ют его ор­га­ны (в т. ч. и еди­но­лич­ные), гос. уч­ре­ж­де­ния, гос. ор­га­ни­за­ции, отд. долж­но­ст­ные ли­ца. Объ­ек­том Г. у. яв­ля­ет­ся со­вме­ст­ная дея­тель­ность лю­дей в сфе­рах, ка­саю­щих­ся об­щих ин­те­ре­сов (вклю­чая эко­но­мич. сфе­ру). Г. у., рас­смат­ри­вае­мое как от­но­ше­ние ме­ж­ду субъ­ек­том и объ­ек­том уп­рав­ле­ния, пред­по­ла­га­ет осу­ще­ст­в­ле­ние субъ­ек­том ря­да по­сле­до­ва­тель­ных опе­ра­ций: под­го­тов­ку и при­ня­тие ре­ше­ний, дей­ст­вия по вы­пол­не­нию та­ких ре­ше­ний, кон­троль за вы­пол­не­ни­ем ука­зан­ных ре­ше­ний, под­ве­де­ние ито­гов, пла­ни­ро­ва­ние по­сле­дую­щих дей­ст­вий по дан­ным ито­гам (см. При­ня­тие ре­ше­ний).

В раз­лич­ные вре­ме­на в раз­ных стра­нах в за­ви­си­мо­сти от воз­дей­ст­вия тех или иных фак­то­ров сфе­ра Г. у. то рас­ши­ря­лась, то су­жа­лась. Ба­зо­вым прин­ци­пом от­гра­ни­че­ния Г. у. яв­ля­ет­ся прин­цип суб­си­ди­ар­но­сти, со­глас­но ко­то­ро­му во­про­сы, раз­ре­ши­мые на ни­зо­вых уров­нях управ­ле­ния, нет смыс­ла пе­ре­да­вать на­верх, а во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях об­ще­ст­вен­ных и вла­ст­ных ин­сти­ту­тов гос. ор­га­ны долж­ны вме­ши­вать­ся в об­ществ. де­ла лишь то­гда, ко­гда гра­ж­да­не и соз­да­вае­мые ими в по­ряд­ке са­мо­ор­га­ни­за­ции объ­е­ди­не­ния не в со­стоя­нии са­мо­стоя­тель­но ре­шить ка­кую-то про­бле­му. В не­ко­то­рых стра­нах (напр., в Пор­ту­га­лии) прин­цип суб­си­ди­ар­но­сти по­лу­чил кон­сти­ту­ци­он­ное за­кре­п­ле­ние. В сфе­ре Г. у. дей­ст­ву­ет ряд уни­вер­саль­ных прин­ци­пов (т. е. при­ме­ни­мых ко вся­ко­му госу­дар­ст­ву в лю­бую эпо­ху), на ко­то­рых стро­ит­ся и дей­ст­ву­ет сис­те­ма гос. ор­га­нов – за­кон­ность, ие­рар­хич­ность, взаи­мо­дей­ст­вие разл. ор­га­нов, их са­мо­стоя­тель­ность и не­ко­то­рые ло­каль­ные прин­ци­пы (т. е. дей­ст­ви­тель­ные для не­ко­то­рых ис­то­рич. пе­рио­дов и/или отд. го­су­дарств ли­бо групп го­су­дарств) – на­ро­до­вла­стие, аб­со­лют­ное вер­хо­вен­ст­во еди­но­лич­но­го гла­вы го­су­дар­ст­ва и т. д.

Г. у. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся разл. ме­то­да­ми: из­да­ни­ем и санк­цио­ни­ро­ва­ни­ем юри­дич. норм; соз­да­ни­ем ус­ло­вий для реа­ли­за­ции юри­дич. норм; ма­те­ри­аль­ным и мо­раль­ным сти­му­ли­ро­ва­ни­ем; фи­нан­си­ро­ва­ни­ем и снаб­же­ни­ем ины­ми ре­сурса­ми ме­ро­прия­тий, про­ек­тов и про­грамм; пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем че­рез бюд­жет нац. до­хо­да; при­ме­не­ни­ем на­си­лия в рам­ках пра­ва; мо­би­ли­за­ци­ей на­се­ления; ин­фор­ма­ц. обес­пе­че­ни­ем; под­го­тов­кой ме­то­дич. ре­ко­мен­да­ций в разл. сфе­рах; вы­ра­бот­кой, при­зна­ни­ем и под­дер­жа­ни­ем стан­дар­тов; кон­троль­ны­ми и над­зор­ны­ми дей­ст­вия­ми, а так­же ины­ми ме­то­да­ми.

Раз­ли­ча­ют Г. у. в ши­ро­ком смыс­ле как управ­ле­ние, осу­ще­ст­в­ляе­мое все­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва, и в уз­ком смыс­ле как дея­тель­ность толь­ко ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти.

Лит.: Folger J. P., Pool M. S., Stutman R. K. Working through conflict: strategies for relationships, groups and organizations. 4th ed. N. Y.; L., 2000; Lane J.-E., Ersson S. The new institutional politics: performance and outcomes. L., 2000; Про­бле­мы со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сии / Отв. ред. Н. Ю. Ха­ма­не­ва. М., 2001; Ру­ден­ко В. Н. Пря­мая де­мо­кра­тия: мо­де­ли прав­ле­ния, кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вые ин­сти­ту­ты. Ека­те­рин­бург, 2003; Ин­фор­ма­ци­он­ные ре­сур­сы раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: пра­во­вые про­бле­мы. М., 2004; Ис­пол­ни­тель­ная власть в Рос­сии. Ис­то­рия и со­вре­мен­ность, про­бле­мы и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. М., 2004; Пи­куль­кин А. В. Сис­те­ма го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния. 3-е изд. М., 2004; Чир­кин В. Е. Кон­сти­ту­ция: рос­сий­ская мо­дель. М., 2004.

Вернуться к началу