Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННАЯ СЛУ́ЖБА

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 520-521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Кудашкин

ГОСУДА́РСТВЕННАЯ СЛУ́ЖБА, про­фес­сио­наль­ная слу­жеб­ная дея­тель­ность гра­ж­дан по обес­пе­че­нию ис­пол­не­ния пол­но­мо­чий го­су­дар­ст­ва и его ин­сти­ту­тов (ор­га­нов, долж­но­ст­ных лиц). Вклю­ча­ет во­ен­ную служ­бу, го­су­дар­ст­вен­ную гра­ж­дан­скую служ­бу, пра­во­ох­ра­ни­тель­ную служ­бу. Во­ен­ная и пра­во­ох­ра­ни­тель­ная служ­ба пред­на­зна­че­ны в осн. для обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния пол­но­мо­чий го­су­дар­ст­ва в сфе­ре обо­ро­ны, безо­пас­но­сти, ох­ра­ны пра­во­по­ряд­ка и др. сфе­рах; гос. гражд. служ­ба обес­пе­чи­ва­ет функ­цио­ни­ро­ва­ние выс­ших долж­но­ст­ных лиц и гос. ап­па­ра­та.

Фор­ми­ро­ва­ние ап­па­ра­та гос. слу­жа­щих свя­за­но с об­ра­зо­ва­ни­ем го­су­дарств на Древ­нем Вос­то­ке, в ан­тич­ном ми­ре и др.

В Рос­сии фор­ми­ро­ва­ние Г. с. свя­за­но с об­ра­зо­ва­ни­ем Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва, ко­гда воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти цен­тра­ли­зов. гос. органов – при­ка­зов. Гос. слу­жа­щие пе­ре­ста­ли име­но­вать­ся «го­су­да­ре­вы­ми слу­жи­лы­ми людь­ми», став чи­нов­ни­ка­ми. Пра­во­вые ос­но­вы Г. с. бы­ли за­ло­же­ны имп. Пет­ром I в Та­бе­ли о ран­гах 1722, со­хра­нив­шей своё зна­че­ние осн. до­ку­мен­та, рег­ла­мен­ти­ро­вав­ше­го по­ря­док приё­ма на служ­бу и её про­хо­ж­де­ние в Рос. им­пе­рии вплоть до 1917. Сис­те­ма чи­нов Г. с. бы­ла уп­разд­не­на Дек­ре­том ВЦИК и СНК «Об унич­то­же­нии со­сло­вий и гра­ж­дан­ских чи­нов» (1917), Дек­ре­том СНК «Об урав­не­нии всех во­ен­но­слу­жа­щих в пра­вах» (1917) и ря­дом др. ак­тов. На сме­ну Та­бе­ли о ран­гах при­шли Врем. пра­ви­ла о служ­бе в гос. уч­ре­ж­дени­ях и на пред­при­яти­ях (1922), ко­торые дей­ст­во­ва­ли в СССР вплоть до 1991. Пра­во­вое по­ло­же­ние гос. слу­жа­щих в СССР оп­ре­де­ля­лось сов. кон­сти­ту­ция­ми, тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом и ря­дом спец. ак­тов: по­ста­нов­ле­ния­ми ЦИК и СНК СССР «Об ос­но­вах дис­ци­п­ли­нар­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва СССР и со­юз­ных рес­пуб­лик» (1929) и «О дис­ци­п­ли­нар­ной от­вет­ст­вен­но­сти в по­ряд­ке под­чи­нён­но­сти» (1932); Еди­ной но­менк­ла­ту­рой долж­но­стей слу­жа­щих (1967) и др.

В Рос. Фе­де­ра­ции Г. с. рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми «О сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы РФ» (2003), «О го­су­дар­ст­вен­ной гра­ж­дан­ской служ­бе РФ» (2004), «О во­ин­ской обя­зан­ности и во­ен­ной служ­бе» (1998) и др. Г. с. яв­ля­ет­ся проф. слу­жеб­ной дея­тель­но­стью гра­ж­дан РФ по обес­пе­че­нию испол­не­ния пол­но­мо­чий: 1) Рос. Фе­дера­ции и фе­де­раль­ных гос. ор­га­нов; 2) субъ­ек­тов РФ и гос. ор­га­нов субъ­ек­тов РФ; 3) выс­ших долж­но­ст­ных лиц Рос. Фе­де­ра­ции и выс­ших долж­но­ст­ных лиц субъ­ек­тов РФ. Со­от­вет­ст­вен­но Г. с. раз­де­ля­ет­ся на: фе­де­раль­ную, на­хо­дя­щую­ся в ве­де­нии Рос. Фе­де­ра­ции, и гос. служ­бу субъ­ек­тов РФ, на­хо­дя­щую­ся в их ве­де­нии. К выс­шим долж­но­ст­ным ли­цам, дея­тель­ность ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет Г. с., от­но­сят­ся: Пре­зи­дент РФ; Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ные ми­ни­ст­ры; Чрез­вы­чай­ный и Пол­но­моч­ный по­сол РФ; чле­ны Со­вета Фе­де­ра­ции и де­пу­та­ты Гос. ду­мы Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния; пред­се­да­тель и су­дьи Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ, Вер­хов­но­го су­да РФ, Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го су­да РФ, фе­де­раль­ные су­дьи; Ге­не­раль­ный про­ку­рор РФ; Сек­ре­тарь Со­ве­та безо­пас­но­сти РФ; Упол­но­мо­чен­ный по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ; ру­ко­во­ди­тель выс­ше­го гос. ор­га­на ис­пол­нит. вла­сти субъ­ек­та РФ; пред­се­да­тель, его за­мес­ти­тель и ау­ди­то­ры Счёт­ной па­ла­ты РФ; пред­се­да­тель Цен­траль­но­го бан­ка РФ; пред­се­да­тель, его за­мес­ти­тель, сек­ре­тарь и чле­ны Центр. из­би­рат. ко­мис­сии РФ. Свод­ный пе­ре­чень гос. долж­но­стей РФ ут­вер­жда­ет­ся Пре­зи­ден­том РФ (1995). Для обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти выс­ших долж­но­ст­ных лиц соз­да­ют­ся ап­па­ра­ты фе­де­раль­ных ор­га­нов пред­ста­ви­тель­ной, ис­пол­нит. и су­деб­ной вла­стей, в ко­то­рых пре­ду­смот­ре­но ис­пол­не­ние (про­хо­ж­де­ние) фе­де­раль­ной Г. с. В субъ­ек­тах РФ Г. с. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся за­ко­на­ми ка­ж­до­го субъ­ек­та РФ.

Сис­те­ма рос. Г. с. вклю­ча­ет в се­бя воен­ную, гос. гра­ж­дан­скую и пра­во­охра­ни­тель­ную служ­бу. Во­ен­ная и пра­во­ох­ра­ни­тель­ная служ­ба яв­ля­ют­ся ви­да­ми фе­де­раль­ной Г. с. За­ко­ном мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся и др. ви­ды фе­де­раль­ной Г. с. (напр., спе­ци­аль­ные). Гос. гражд. служ­ба раз­де­ля­ет­ся на фе­де­раль­ную и служ­бу субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции.

Г. с. в РФ ос­но­ва­на на прин­ци­пах: фе­де­ра­лиз­ма, обес­пе­чи­ваю­ще­го един­ст­во сис­те­мы Г. с. и со­блю­де­ние кон­сти­туц. раз­гра­ни­че­ния пред­ме­тов ве­де­ния и пол­но­мо­чий ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми гос. вла­сти и ор­га­на­ми гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ; за­кон­но­сти; при­ори­те­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, их не­по­сред­ст­вен­но­го дей­ст­вия, обя­за­тель­но­сти их при­зна­ния, со­блю­де­ния и за­щи­ты; рав­но­го дос­ту­па гра­ж­дан к Г. с.; един­ст­ва пра­во­вых и ор­га­ни­за­цион­ных ос­нов Г. с., пред­по­ла­гаю­ще­го за­ко­но­дат. за­кре­п­ле­ние еди­но­го под­хо­да к ор­га­ни­за­ции Г. с.; взаи­мо­свя­зи Г. с. и му­ни­ци­паль­ной служ­бы; от­кры­то­сти Г. с. и её дос­туп­но­сти об­ществ. кон­тро­лю; про­фес­сио­на­лиз­ма и ком­пе­тент­но­сти гос. слу­жа­щих; за­щи­ты гос. слу­жа­щих от не­пра­во­мер­но­го вме­ша­тель­ст­ва в их проф. слу­жеб­ную дея­тель­ность как гос. ор­га­нов и долж­но­ст­ных лиц, так и фи­зич. и юри­дич. лиц.

В за­ру­беж­ных стра­нах сис­те­ма Г. с. за­ви­сит от ти­па гос. уст­рой­ст­ва, а так­же от пра­во­вых тра­ди­ций го­су­дар­ст­ва. В боль­шин­ст­ве стран За­па­да ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «пуб­лич­ная служ­ба» или «гра­ж­дан­ская служ­ба». В Ве­ли­ко­бри­та­нии к гос. слу­жа­щим от­но­сят­ся все слу­жа­щие пуб­лич­но­го сек­то­ра: ми­ни­ст­ры («по­ли­ти­че­ские слу­ги» ко­ро­ны); гражд. слу­жа­щие (слу­жа­щие ми­ни­стерств и ве­домств, они же «гра­ж­дан­ские слу­ги» ко­ро­ны); слу­жа­щие во­оруж. сил и по­ли­ции («во­ен­ные слу­ги» ко­ро­ны); су­дьи; слу­жа­щие пуб­лич­ных кор­по­ра­ций, ме­ст­ных ор­га­нов вла­сти, сис­те­мы здра­во­охра­не­ния, об­ра­зо­ва­ния и т. п. За­ко­но­да­тель­ст­во о Г. с. ос­но­вы­ва­ет­ся как на ко­ро­лев­ской пре­ро­га­ти­ве При­ка­зов ко­ро­ля в Со­ве­те, ко­то­ры­ми ут­вер­жда­ют­ся об­щие пра­ви­ла Г. с. и ко­то­рые, как пра­ви­ло, кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся цир­ку­ля­ра­ми ка­зна­чей­ст­ва, так и еже­год­но при­ни­мае­мых за­ко­нах о пен­си­ях и бюд­же­те, в ко­то­рых ут­вер­жда­ют­ся сум­мы рас­хо­дов на вы­пла­ту жа­ло­ва­нья гос. слу­жа­щим. В ФРГ осн. по­ло­же­ния о Г. с. со­дер­жат­ся в Кон­сти­ту­ции (1949), а так­же спец. ак­тах: За­ко­не о фе­де­раль­ных слу­жа­щих (1953), Об­щем за­ко­не о пра­во­вом по­ло­же­нии гос. слу­жа­щих (1957) и др. Г. с. де­лит­ся на фе­де­раль­ную служ­бу и служ­бу фе­де­раль­ных зе­мель. К фе­де­раль­ным гос. слу­жа­щим от­но­сят­ся ли­ца, на­хо­дя­щие­ся не­по­сред­ст­вен­но в слу­жеб­ных от­но­ше­ни­ях с фе­де­ра­ци­ей ли­бо в слу­жеб­ных от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, ор­га­ни­за­ция­ми и кор­по­ра­ция­ми (кос­вен­ные фе­де­раль­ные слу­жа­щие). Г. с. в США ре­гу­ли­ру­ет­ся боль­шим ко­ли­че­ст­вом раз­но­об­раз­ных ак­тов, ин­кор­по­ри­ро­ван­ных в раз­де­ле 5 Сво­да за­ко­нов США, а так­же за­ко­на­ми о гражд. служ­бе (1883), о ре­фор­ме гос. служ­бы (1978). Гос. слу­жа­щим яв­ля­ет­ся ли­цо, труд ко­то­ро­го оп­ла­чи­ва­ет­ся из средств бюд­же­та. Г. с. де­лит­ся на фе­де­раль­ную, служ­бу шта­тов и служ­бу в ап­па­ра­тах управ­ле­ния ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Ос­но­ву ор­га­ни­за­ции Г. с. со­став­ля­ет прин­цип «сис­те­мы за­слуг», пре­ду­смат­ри­ваю­щий раз­но­об­раз­ные ме­ха­низ­мы, сти­му­ли­рую­щие доб­ро­со­ве­ст­ное ис­пол­не­ние слу­жеб­ных обя­зан­но­стей. Г. с. во Фран­ции яв­ля­ет­ся раз­но­вид­но­стью пуб­лич­ной служ­бы, к ко­то­рой так­же от­но­сят­ся ме­ст­ная и ме­ди­цин­ская служ­ба. Г. с. ос­но­вы­ва­ет­ся на Кон­сти­ту­ции Фран­ции, За­ко­не о пра­вах и обя­зан­но­стях чи­нов­ни­ков (1983) и спец. за­ко­но­дат. ста­ту­тах. Не­по­сред­ст­вен­но гос. слу­жа­щи­ми яв­ля­ют­ся чиновники – слу­жа­щие цен­траль­ной гос. ад­ми­ни­ст­ра­ции и ад­ми­ни­ст­ра­ции ре­гио­нов, де­пар­та­мен­тов, ком­мун и их уч­ре­ж­де­ний.

Лит.: Ма­но­хин В. М. Служ­ба и слу­жа­щий в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 1997; Ноз­д­ра­чев А. Ф. Го­су­дар­ст­вен­ная служ­ба. М., 1999; Ка­зан­цев Н. М. Пуб­лич­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы. М., 2000.

Вернуться к началу