Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛАД

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 208

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЛАД, 1) в пра­ве – за­ры­тые в зем­ле или со­кры­тые иным спо­со­бом день­ги или цен­ные пред­ме­ты, соб­ст­вен­ник ко­то­рых не мо­жет быть ус­та­нов­лен ли­бо ут­ра­тил на них пра­во.

В рим­ском пра­ве под К. – thesaurus (от греч. ϑησαυρός) по­ни­ма­лась вся­кая цен­ность, ко­то­рая бы­ла ко­гда-ни­будь со­кры­та так дав­но, что по­сле от­кры­тия нель­зя уже бы­ло най­ти её соб­ст­вен­ни­ка. Ес­ли та­кое со­кро­ви­ще бы­ло най­де­но на чьей-ли­бо зем­ле, то со 2 в. по­ло­ви­ну К. по­лу­чал на­шед­ший, а дру­гую – вла­де­лец зем­ли. Ес­ли кла­до­ис­ка­тель про­из­во­дил ро­зы­ски К. без раз­ре­ше­ния соб­ст­вен­ника зем­ли, то по­след­ний по­лу­чал всё.

В современном пра­ве К. – это на­ме­рен­но со­кры­тые цен­но­сти (день­ги, дра­го­цен­ные кам­ни и ме­тал­лы, ан­тик­ва­ри­ат и др.), соб­ст­вен­ник ко­то­рых не мо­жет быть ус­та­нов­лен или в си­лу за­ко­на ут­ра­тил на них пра­во. К. мо­жет быть за­рыт в зем­ле, за­му­ро­ван в сте­не, спря­тан в ду­п­ле де­ре­ва и т. д. Он по­сту­па­ет в соб­ст­вен­ность ли­ца, ко­то­ро­му при­над­ле­жит иму­ще­ст­во (зе­мель­ный уча­сток, строе­ние и др.), и ли­ца, об­на­ру­жив­ше­го К., в рав­ных до­лях, ес­ли со­гла­ше­ни­ем ме­ж­ду ни­ми не ус­та­нов­ле­но иное. При этом рас­коп­ки и по­иск К. не долж­ны вхо­дить в круг тру­до­вых или слу­жеб­ных обя­зан­но­стей об­на­ру­жив­ше­го К. ли­ца, и об­на­ру­жив­шее К. ли­цо долж­но быть до­пу­ще­но соб­ст­вен­ни­ком к со­вер­ше­нию та­ких дей­ст­вий.

При об­на­ру­же­нии К. ли­цом, про­из­во­див­шим рас­коп­ки или по­иск цен­но­стей без со­гла­сия на это соб­ст­вен­ни­ка зе­мель­но­го уча­ст­ка или ино­го иму­ще­ст­ва, где К. был со­крыт, К. под­ле­жит пе­ре­да­че соб­ст­вен­ни­ку зе­мель­но­го уча­ст­ка или ино­го иму­ще­ст­ва, где был об­на­ру­жен клад.

При об­на­ру­же­нии К. уча­ст­ни­ка­ми ар­хео­ло­гич. экс­пе­ди­ций (ес­ли рас­коп­ки вхо­дят в круг их тру­до­вых или слу­жеб­ных обя­зан­но­стей) воз­на­гра­ж­де­ние за К. им не вы­пла­чи­ва­ет­ся.

Осо­бые пра­ви­ла ус­та­нов­ле­ны, ес­ли К. от­но­сит­ся к па­мят­ни­кам ис­то­рии и куль­ту­ры. Та­кой К. по­сту­па­ет в гос. соб­ст­вен­ность. При этом соб­ст­вен­ник зе­мель­но­го уча­ст­ка или ино­го иму­ще­ст­ва, где К. был со­крыт, и ли­цо, об­на­ру­жив­шее К., име­ют пра­во на по­лу­че­ние вме­сте воз­на­гра­ж­де­ния в раз­ме­ре 50% стои­мо­сти К. При об­на­ру­же­нии та­ко­го К. ли­цом, про­из­во­див­шим рас­коп­ки или по­ис­ки цен­но­стей без со­гла­сия соб­ст­вен­ни­ка иму­ще­ст­ва, где К. был со­крыт, воз­на­гра­ж­де­ние это­му ли­цу не вы­пла­чи­ва­ет­ся и пол­но­стью по­сту­па­ет соб­ст­вен­ни­ку.

Все спо­ры, свя­зан­ные с оцен­кой К., от­не­се­ни­ем его к па­мят­ни­кам ис­то­рии и куль­ту­ры, рас­пре­де­ле­ни­ем стои­мо­сти К. и т. д., как спо­ры о пра­ве гра­ж­дан­ском, мо­гут рас­смат­ри­вать­ся на об­щих ос­но­ва­ни­ях су­дом.

В за­ру­беж­ных стра­нах ус­та­нов­ле­ны ана­ло­гич­ные пра­ви­ла. Так, в Ве­ли­ко­бри­та­нии зо­ло­то или се­реб­ро, най­ден­ное в зем­ле, ку­да оно бы­ло пред­на­ме­рен­но спря­та­но не­из­вест­ным вла­дель­цем (клад), при­над­ле­жит ко­ро­не (го­су­дар­ст­ву), од­на­ко тот, кто об­на­ру­жил его, по­лу­ча­ет де­неж­ную ком­пен­са­цию.

Денежно-вещевой клад (серебряные украшения и арабские дирхемы), найденный в 1993 Смоленской археологической экспедицией МГУ при раскопках на Центральном селище Гнёздово. 950-е гг. Исторический музей (...

2) К. в ар­хео­ло­гии – тип ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков – на­ме­рен­но со­кры­тый в древ­но­сти комп­лекс пред­ме­тов. К. от­но­сят­ся к т. н. за­кры­тым ар­хео­ло­гич. ком­плек­сам, т. е. со­дер­жа­щим на­бор ве­щей, не из­ме­няв­ший­ся по­сле их «вы­па­де­ния» из «жи­вой» куль­ту­ры, и по­это­му слу­жат важ­ным ис­точ­ни­ком для по­строе­ния хро­но­ло­гич. сис­тем, изу­че­ния мн. сто­рон че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Ар­хео­ло­гич. К. не все­гда мож­но от­ли­чить от не­ко­то­рых на­хо­док из по­гре­бе­ний, со­ору­же­ний или сло­ёв, за­кон­сер­ви­ро­ван­ных по­жа­ром или за­ва­лом, и др. за­кры­тых ком­плек­сов. Раз­ли­ча­ют К., вклю­чаю­щие близ­кие по хро­но­ло­гии ве­щи (од­но­вре­мен­ные на мо­мент со­кры­тия К.), и К. дли­тель­но­го на­ко­п­ле­ния (напр., со­кро­вищ­ни­цы), а так­же по со­ста­ву (мо­нет­ные, ве­ще­вые и т. д.), вла­дель­цу (ре­мес­лен­ни­ков, се­мей­ные – «лар­чи­ки» и т. д.) и др.

Мно­гие К. бы­ли спря­та­ны во вре­мя опас­но­сти и не бы­ли из­вле­че­ны из-за от­сут­ст­вия че­ло­ве­ка, спря­тав­ше­го К. Напр., мно­же­ст­во К. об­на­ру­же­но в др.-рус. го­ро­дах, под­верг­ших­ся раз­гро­му во вре­мя мон­го­ло-тат. на­ше­ст­вия 13 в. (в Кие­ве, Вла­ди­ми­ре, Ста­рой Ря­за­ни и др.). Со­кры­тие К. так­же мог­ло пред­став­лять со­бой об­ряд, близ­кий к жерт­во­при­но­ше­нию, в та­ком слу­чае К. сим­во­ли­зи­ро­вал бо­гат­ст­во, «уда­чу» вла­дель­ца и не пред­на­зна­чал­ся для по­сле­дую­ще­го ис­поль­зо­ва­ния; час­то ме­сто его со­кры­тия за­ведо­мо ис­клю­ча­ло об­на­ру­же­ние (напр., ре­ка или мо­ре – ср. миф о К. Ни­бе­лун­гов). По­доб­ные К. (в т. ч. со­дер­жа­щие во­тив­ные пред­ме­ты) на­хо­дят и в тор­фя­ни­ках. Сход­ный смысл мог­ло иметь по­ме­ще­ние дра­го­цен­ных ве­щей вла­дель­ца в по­гре­бе­ние.

Счи­та­лось, что К. за­щи­ще­ны ма­ги­че­ски. Напр., у сла­вян раз­ли­ча­лись К. «чис­тые», ко­то­рые мог за­брать лю­бой че­ло­век без вре­да для се­бя, и «не­чис­тые», т. е. за­кля­тые вла­дель­цем и ох­ра­няе­мые не­чис­той си­лой, ко­гда на на­шед­ше­го К. и его близ­ких мог­ло пасть про­кля­тье. Вы­де­ля­лись осо­бые ду­хи (рус. – кла­де­нец, кла­до­вик, кла­до­вый бес; бе­ло­рус. – дзед­ка; укр. и польск. – скарб­ник и т. п.), ох­ра­няю­щие К.; сре­ди хра­ни­те­лей К. на­зы­ва­лись «за­лож­ные» (умер­шие не­ес­теств. смер­тью) по­кой­ни­ки, раз­бой­ни­ки, Змей и т. п. Зная за­кля­тие или имея др. ма­гич. сред­ст­ва, мож­но бы­ло ов­ла­деть за­кля­тым К. Со­глас­но по­верь­ям, в осо­бые мо­мен­ты го­да (ночь под Ро­ж­де­ст­во, Ива­нов день и др.) К. све­тят­ся или под­ни­ма­ют­ся на по­верх­ность.

Лит.: Брай­чевсь­кий М. Ю. Скар­би знайдені і незнайдені. Київ, 1985; Лев­ки­ев­ская Е. Е. Клад // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1999. Т. 2.

Вернуться к началу