Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАКО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 189-190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЗАКО́Н, нор­ма­тив­ный акт, при­ня­тый выс­шим пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном гос. вла­сти ли­бо в по­ряд­ке ре­фе­рен­ду­ма.

Вы­де­ле­ние З. из др. ис­точ­ни­ков пра­ва про­изош­ло ещё в рим­ском пра­ве, где З. (lex) сна­ча­ла по­ни­мал­ся как одоб­рен­ное ку­рия­ми об­ра­ще­ние ца­ря (в цар­скую эпо­ху), а позд­нее как ре­ше­ние нар. со­б­ра­ния, имею­щее обя­за­тель­ную си­лу для все­го рим. на­ро­да (в рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху). З. при­ни­мал­ся все­ми гра­ж­да­на­ми (cives) и ле­жал в ос­но­ве пра­ва рим. гра­ж­дан (ius civile) как фор­маль­ной ос­но­вы их общ­но­сти.

З. за­ни­ма­ет выс­шую сту­пень в ие­рар­хии ис­точ­ни­ков пра­ва, ре­гу­ли­ру­ет наи­бо­лее важ­ные об­ществ. от­но­ше­ния. С точ­ки зре­ния раз­де­ле­ния вла­стей пер­вич­ное гос. ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ществ. от­но­ше­ний долж­но осу­ще­ст­в­лять­ся З. Ор­га­ны ис­пол­нит. вла­сти мо­гут осу­ще­ст­в­лять вто­рич­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние толь­ко на ос­но­ва­нии и во ис­пол­не­ние З. До­пус­ка­ет­ся де­ле­ги­ро­ва­ние пол­но­мо­чий по кон­крет­ным во­про­сам за­ко­но­дат. ре­гу­ли­ро­ва­ния на оп­ре­де­лён­ный срок.

В дей­ст­вую­щем пра­ве выс­шей си­лой во всех го­су­дар­ст­вах об­ла­да­ет осн. З. – кон­сти­ту­ция стра­ны. Ос­таль­ные З. долж­ны со­от­вет­ст­во­вать кон­сти­ту­ции. Да­лее по зна­чи­мо­сти со­дер­жа­щих­ся в них норм З. под­раз­де­ля­ют­ся на кон­сти­ту­ци­он­ные, ор­га­ни­че­ские за­ко­ны, ко­ди­фи­ка­ци­он­ные, те­ку­щие. Осо­бо вы­де­ля­ют­ся чрез­вы­чай­ные З. (см., напр., За­ко­ны во­ен­но­го вре­ме­ни).

В Рос. Фе­де­ра­ции осн. З. яв­ля­ет­ся Кон­сти­ту­ция РФ (1993). Выс­шей по­сле Кон­сти­ту­ции РФ юри­дич. си­лой об­ла­да­ют фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные З.: «О Кон­сти­ту­ци­он­ном Су­де РФ» (1994), «О ре­фе­рен­ду­ме РФ» (2004) и др. Ко­ди­фи­ка­ци­он­ные З. (см. Ко­ди­фи­ка­ция) ус­та­нав­ли­ва­ют прин­ци­пы со­от­вет­ст­вую­щей от­рас­ли за­ко­но­да­тель­ст­ва и наи­бо­лее об­щие нор­мы, напр. Гра­ж­дан­ский ко­декс РФ. З., про­ти­во­ре­ча­щий Кон­сти­ту­ции, мо­жет быть при­знан су­дом кон­сти­ту­ци­он­ной юрис­дик­ции не­дей­ст­ви­тель­ным. З., при­ня­тый на ре­фе­рен­ду­ме, не мо­жет быть от­ме­нён или из­ме­нён за­ко­но­дат. ор­га­ном гос. вла­сти.

З. фор­му­ли­ру­ет со­ци­аль­ные нор­мы и тре­бо­ва­ния, при­да­ёт им об­ще­обя­за­тель­ный ха­рак­тер, при­ну­ди­тель­но под­кре­п­ля­ет их си­лой по­ли­тич. вла­сти и ус­та­нав­ли­ва­ет санк­ции за на­ру­ше­ние.

З. так­же мо­жет со­дер­жать дек­ла­ра­ции, оп­ре­де­ле­ния, ука­за­ния на мо­ти­вы, це­ли за­ко­но­да­тель­ст­ва и т. д.

О про­це­ду­ре при­ня­тия З. см. в стать­ях За­ко­но­да­тель­ная ини­циа­ти­ва, За­ко­но­да­тель­ный про­цесс.

Вернуться к началу