АСИММЕТРИ́ЧНАЯ ФЕДЕРА́ЦИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АСИММЕТРИ́ЧНАЯ ФЕДЕРА́ЦИЯ, модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционный статус и объём полномочий. А. ф. характеризуется наличием в составе государства субъектов федерации и несубъектов, неодинаковым правовым статусом её субъектов и разными их полномочиями. А. ф. может включать ассоциированные государства. Напр., в США – Пуэрто-Рико, а также федеральные территории (напр., Виргинские о-ва) и федеральный окр. Колумбия, население которых не участвует в выборах парламента – Конгресса США (каждый из несубъектов посылает в его состав резидента-комиссара или делегата, наделённого лишь правом совещательного голоса). В Индии штаты обладают разной широтой прав (наибольшими – штат Джамму и Кашмир, штат Сикким, наименьшими – некоторые малые штаты, напр. Мегхалая); они неодинаково представлены в верхней палате парламента (от 1 до 34 представителей); имеется также несколько союзных территорий, не обладающих правами штатов. Элементы асимметрии присущи Австралии, Канаде, Танзании и многим другим федерациям.
В РФ провозглашён принцип симметричной федерации (ст. 5 Конституции РФ), т. е. все субъекты (республики, края, автономные округа и др.) равноправны. Однако в РФ имеется 6 разл. видов субъектов Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а их правовой статус, совпадая в целом, всё же имеет различия. Так, республики объявлены Конституцией РФ государствами, имеют свои конституции, многие из них – собственных президентов, своё гражданство. Другие субъекты РФ таких прав не имеют. Некоторые автономные округа – субъекты РФ входят в состав краёв и областей – других субъектов РФ, что фактически может приводить к подчинению одних «равноправных субъектов» другим «равноправным субъектам». Представители РФ и некоторых её субъектов заключают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ. В целом эти договоры однотипны, но в некоторых случаях отд. субъектам предоставляются более широкие полномочия (на 2005 подписан ряд соглашений об отказе от таких договоров, но некоторые субъекты РФ настаивают на их сохранении). Действуют и др. факторы, отражающие элементы асимметричности (напр., в сфере бюджетной политики). С экономической и политической точки зрения все федерации мира являются асимметричными: экономический потенциал их субъектов, влияние тех или иных субъектов на политику федерации неодинаковы, но понятие «А. ф.» в лит-ре используется преимущественно в юридич. смысле.