Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДМИНИСТРАТИ́ВНО-ТЕРРИТОРИА́ЛЬНОЕ ДЕЛЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 236

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т.А. Васильева

АДМИНИСТРАТИ́ВНО-ТЕРРИТОРИА́ЛЬ­НОЕ ДЕЛЕ́НИЕ (ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ное уст­рой­ст­во), тер­ри­то­ри­аль­ная ор­га­ни­за­ция уни­тар­но­го го­су­дар­ст­ва или фе­де­ра­тив­ной еди­ни­цы региональ­но­го и/или ме­ст­но­го управ­ле­ния и са­мо­управ­ле­ния. Рег­ла­мен­ти­рует­ся на за­ко­но­дат. уров­не, наи­бо­лее важ­ные ас­пек­ты А.-т. д. мо­гут за­кре­п­лять­ся в кон­сти­ту­ции. Фор­ми­ро­ва­ние А.-т. д. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с учё­том эко­но­мич. и гео­гра­фич. фак­то­ров, со­ци­аль­ных, ком­му­ни­кац., куль­тур­ных и ис­то­рич. тра­ди­ций. Эт­ни­че­ский фак­тор так­же при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние (так, напр., в Фин­лян­дии А.-т. д. на­прав­ле­но на то, что­бы де­ле­ние ме­ж­ду гу­бер­ния­ми, в ко­то­рых име­ет­ся фин­ско- и швед­ско­языч­ное на­се­ле­ние, по воз­мож­но­сти обес­пе­чи­ва­ло со­блю­де­ние прин­ци­па од­но­языч­но­сти).

Раз­ли­ча­ют од­но­звен­ные (об­щи­ны в Ан­дор­ре, Лих­тен­штей­не), двух­звен­ные (про­вин­ции и му­ни­ци­па­ли­те­ты в Ни­дер­лан­дах), трёх­звен­ные (ав­то­ном­ные со­об­ще­ст­ва, про­вин­ции и му­ни­ци­па­ли­те­ты в Ис­па­нии) и че­ты­рёх­звен­ные (об­лас­ти, мет­ро­по­ли­тан­ские го­ро­да, про­вин­ции и ком­му­ны в Ита­лии) сис­те­мы А.-т. д. Тер­ри­то­рия не­боль­ших го­су­дарств мо­жет со­став­лять од­ну адм.-терр. еди­ни­цу (напр., Кня­же­ст­во Мо­на­ко).

В ря­де го­су­дарств (Ар­ме­ния, Ав­ст­рия, Болгария) ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния соз­да­ют­ся не во всех адм.-терр. еди­ни­цах. Так, в Бол­га­рии об­щи­на – это осн. адм.-терр. еди­ни­ца, в ко­то­рой осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние, а об­ласть – адм.-терр. еди­ни­ца для про­ве­де­ния ре­гио­наль­ной по­ли­ти­ки, осу­ще­ст­в­ле­ния гос. управ­ле­ния на мес­тах, обес­пе­че­ния со­от­вет­ст­вия ме­ж­ду на­цио­наль­ны­ми и ме­ст­ны­ми ин­те­ре­са­ми.

В Рос­сии адм.-терр. уст­рой­ст­во ре­гули­ру­ет­ся за­ко­на­ми субъ­ек­тов РФ и адм.-терр. еди­ни­цы име­ну­ют­ся по-раз­но­му: крае­вые го­ро­да, рай­оны, рай­он­ные го­ро­да, рай­оны в го­ро­дах, сель­со­ве­ты (со­во­куп­ность не­сколь­ких сель­ских на­се­лён­ных пунк­тов), по­сёл­ки (ра­бо­чие, ку­рорт­ные, дач­ные). Адм.-терр. уст­рой­ст­во ос­но­вы­ва­ет­ся на сле­дую­щих прин­ци­пах: со­от­вет­ст­вия ис­то­ри­че­ски сло­жив­шей­ся сис­те­ме рас­се­ле­ния в субъ­ек­те РФ и ус­той­чи­вым тен­ден­ци­ям её раз­ви­тия; соз­да­ния эко­но­мич., фи­нан­со­вых и ор­га­ни­зац. ус­ло­вий для фор­миро­ва­ния и дея­тель­но­сти ме­ст­ных ор­га­нов гос. вла­сти и са­мо­управ­ле­ния; демо­кра­тич. ре­ше­ния во­про­сов тер­ри­тори­аль­ного уст­рой­ст­ва; обес­пе­че­ния ме­ст­но­му на­се­ле­нию здо­ро­вой и безо­пас­ной сре­ды оби­та­ния; учё­та при­род­но-гео­гра­фич. ус­ло­вий; со­дей­ст­вия ра­цио­наль­но­му ис­поль­зо­ва­нию при­род­ных ре­сур­сов и все­го эко­но­мич. по­тен­циа­ла тер­ри­то­рии, раз­ви­тию её со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры, сис­те­мы ком­му­ни­ка­ций; раз­ви­тия нац. куль­тур, куль­тур­но-бы­то­вых тра­ди­ций и ис­кон­ных ви­дов хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти на­се­ле­ния, про­жи­ваю­ще­го на дан­ной тер­ри­то­рии.

При оп­ре­де­ле­нии гра­ниц адм.-терр. еди­ниц учи­ты­ва­ет­ся мне­ние на­се­ле­ния. В совр. го­су­да­р­ст­вах про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция ук­руп­не­ния адм.-терр. еди­ниц пу­тём ус­та­нов­ле­ния на за­ко­но­дат. уров­не ми­ним. чис­ла жи­те­лей при соз­да­нии но­вых тер­ри­то­риаль­ных об­ра­зо­ва­ний.

Вернуться к началу