Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДМИНИСТРАТИ́ВНАЯ ЮРИСДИ́КЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 233

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н.Г. Салищева

АДМИНИСТРАТИ́ВНАЯ ЮРИСДИ́КЦИЯ, со­во­куп­ность про­цес­су­аль­ных пол­но­мочий гос. ор­га­нов (их долж­но­ст­ных лиц) и су­дей по рас­смот­ре­нию: 1) адм. спо­ров ме­ж­ду ор­га­ном пуб­лич­ной ад­мини­ст­ра­ции (ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и ор­га­на­ми ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния), их долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, с од­ной сто­ро­ны, и гра­ж­да­на­ми (фи­зич. ли­ца­ми) или ор­га­ни­за­ция­ми (юри­дич. ли­ца­ми) – с дру­гой; 2) дел об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях.

Адм. спо­ры (кон­флик­ты) в сфе­ре дея­тель­но­сти ор­га­нов пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции свя­за­ны с осу­ще­ст­в­ле­ни­ем эти­ми ор­га­на­ми дей­ст­вий (адм. про­цедур) по реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан и ор­га­ни­за­ций в сфе­ре гос. управ­ле­ния (гос. ре­ги­ст­ра­ция, ли­цен­зи­ро­ва­ние, сер­ти­фи­ка­ция про­дук­ции, то­ва­ров, ус­луг, за­чис­ле­ние в гос. и му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, на­зна­че­ние гос. пен­сий и со­ци­аль­ных по­со­бий, пре­дос­тавле­ние му­ни­ци­паль­но­го жи­лья, ока­за­ние мед. по­мо­щи, вы­да­ча раз­ре­ше­ний на строи­тель­ст­во, ор­га­ни­за­ция при­зы­ва на во­ен. служ­бу, осу­ще­ст­в­ле­ние са­ни­тар­но­го, про­ти­во­по­жар­но­го и др. ви­дов над­зо­ра и кон­тро­ля и т. п.). В РФ воз­ни­каю­щие в про­цес­се этой дея­тель­но­сти спо­ры раз­ре­ша­ют­ся ру­ко­во­ди­те­ля­ми ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в по­ряд­ке под­чи­нён­но­сти (рас­смат­ри­ва­ют жа­ло­бы гра­ж­дан на дей­ст­вия под­чи­нён­ных им ор­га­ни­за­ций и долж­но­ст­ных лиц), су­да­ми об­щей юрис­дик­ции (рас­смат­ри­ва­ют жа­ло­бы гра­ж­дан на на­ру­ше­ния их прав и сво­бод дей­ст­вия­ми и ре­ше­ния­ми ор­га­нов гос. вла­сти и ор­га­на­ми ме­ст­ного са­моуправ­ле­ния), ар­бит­раж­ны­ми су­да­ми (рас­смат­ри­ва­ют в по­ряд­ке адм. су­до­про­из­вод­ст­ва воз­ни­каю­щие из ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных и иных пуб­лич­ных пра­во­от­но­ше­ний эко­но­мич. спо­ры и иные де­ла, свя­зан­ные с осу­ще­ст­в­ле­ни­ем ор­гани­за­ция­ми и гра­ж­да­на­ми пред­при­ни­ма­тель­ской и иной эко­но­мич. дея­тель­но­сти).

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-юрис­дикц. пол­но­мо­чия гос. ор­га­нов оп­ре­де­ле­ны Ука­зом Пре­зи­диу­ма ВС СССР «О по­ряд­ке рас­смот­ре­ния пред­ло­же­ний, за­яв­ле­ний и жа­лоб гра­ж­дан» (в ре­дак­ции 1988), дей­ст­вую­щим и в на­стоя­щее вре­мя, За­ко­ном РФ «Об об­жа­ло­ва­нии в суд дей­ст­вий и ре­ше­ний, на­ру­шаю­щих пра­ва и сво­бо­ды гра­ж­дан» (1993), а так­же фе­де­раль­ны­ми и ре­гио­наль­ны­ми за­ко­но­да­тель­ны­ми ак­та­ми. По­ря­док рас­смот­ре­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых спо­ров су­да­ми об­щей юрис­дик­ции оп­ре­де­ля­ет­ся нор­ма­ми Гражд. про­цес­су­аль­но­го ко­дек­са РФ (2002), ар­бит­раж­ны­ми су­да­ми – нор­ма­ми Ар­бит­раж­но­го про­цес­су­аль­но­го ко­дек­са РФ (2002).

Про­из­вод­ст­во по де­лам об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях осу­ще­ст­в­ля­ет­ся спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми по правилам, установ­лен­ным Ко­дек­сом РФ об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях (2002).

Су­деб­ный по­ря­док рас­смот­ре­ния адм. спо­ров и дел об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях име­ну­ет­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным су­до­про­из­вод­ст­вом. В РФ адм. су­до­про­из­вод­ство – са­мо­стоя­тель­ная про­цес­су­аль­ная фор­ма осу­ще­ст­в­ле­ния су­деб­ной вла­сти (Кон­сти­ту­ция РФ, ст. 118).

В за­ру­беж­ных стра­нах су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное мно­го­об­ра­зие ор­га­ни­за­ци­он­ных форм осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их пол­но­мо­чий ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-юрис­дикц. ор­га­на­ми, по­сколь­ку сис­те­ма кон­тро­ля за за­кон­но­стью управ­ленч. дея­тель­но­сти обу­слов­ле­на пра­во­вы­ми тра­ди­ция­ми и спе­ци­фи­кой гос. ме­ха­низ­ма кон­крет­но­го го­су­дар­ст­ва. Ус­лов­но раз­ли­ча­ют три ти­па по­строе­ния сис­те­мы ор­га­нов, на­де­лён­ных ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-юрис­дикц. пол­но­мо­чия­ми: немецкая – та­ки­ми пол­но­мо­чия­ми об­ла­да­ют толь­ко спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные су­деб­ные ор­га­ны (адм. су­ды); анг­ло-американская – все спо­ры в сфе­ре управ­ле­ния под­суд­ны «су­дам об­ще­го пра­ва»; французская – адм. су­дам под­суд­ны все спо­ры в сфе­ре управ­ле­ния, за ис­клю­че­ни­ем от­не­сён­ных к под­суд­но­сти су­дов об­щей юрис­дик­ции (двой­ст­вен­ная сис­те­ма). Во всех стра­нах па­рал­лель­но с об­ра­ще­ни­ем за рас­смот­ре­ни­ем спо­ра управ­ленч. ха­рак­те­ра в суд об­щей юрис­дик­ции или адм. суд су­щест­ву­ет пра­во об­ра­ще­ния в ква­зи­су­деб­ные ор­га­ны, ко­то­рые соз­да­ют­ся при ор­га­нах управ­ле­ния для рас­смот­ре­ния отд. ви­дов спо­ров внут­ри кон­крет­но­го ве­дом­ст­ва. Ре­ше­ния ква­зи­су­деб­ных ор­га­нов не яв­ля­ют­ся окон­ча­тель­ны­ми и мо­гут быть пе­ре­смот­ре­ны су­дом об­щей юрис­дик­ции или адм. су­дом.

По­ря­док рас­смот­ре­ния адм. спо­ров в ев­роп. стра­нах ре­гу­ли­ру­ет­ся адм. про­цес­су­аль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом (ко­дек­сы во Фран­ции, Ис­па­нии, Эс­то­нии; в ФРГ – Фе­де­раль­ный за­кон об адм. про­це­ду­ре). В стра­нах, где рас­смот­ре­ние адм. спо­ров вхо­дит в ком­пе­тен­цию су­дов об­щей юрис­дик­ции (Рос­сия, Ве­ли­ко­бри­та­ния, США), про­цес­су­аль­ной фор­мой слу­жат об­щие пра­ви­ла осу­ще­ст­в­ле­ния пра­во­су­дия в этих су­дах за не­ко­то­ры­ми изъ­я­тия­ми, обус­лов­лен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми управ­ленч. дел.

Лит.: Ха­ма­не­ва Н. Ю. За­щи­та прав гра­ж­дан в сфе­ре ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. М., 1997; Яки­мов А. Ю. Ста­тус субъ­ек­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной юрис­дик­ции и про­бле­мы его реа­ли­за­ции. М., 1999; Зе­лен­цов А. Б. Кон­флик­ты в управ­ле­нии и управ­ле­ние кон­флик­та­ми. М., 2001; Лу­па­рев Е. Б. Об­щая тео­рия ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­во­го спо­ра. Во­ро­неж, 2003.

Вернуться к началу