#Произведения Мольера
Произведения Мольера
Тег

Произведения Мольера

Произведения Мольера
Найденo 3 статьи
Фолькер Лехтенбринк в роли Аргана в спектакле «Мнимый больной». Театр Komödie Winterhuder Fährhaus. 1995
Театральные постановкиТеатральные постановки
«Мнимый больной»
«Мни́мый больно́й» («Le malade imaginaire»), комедия-балет Мольера в трёх действиях в прозе. Издана в 1673 г. Музыку к пьесе написал М.-А. Шарпантье, танцевальные номера поставил П. Бошан. Премьера состоялась 10 февраля 1673 г. в театре «Пале-Рояль». В основе сюжета – самодурство старика Аргана, который считает себя неизлечимо больным и, заботясь о собственной выгоде, выдаёт дочь замуж против её воли. Бытовые фарсовые сцены, высмеивающие мнимость, упрямство и другие черты характера героя, перемежаются интермедиями. На 4-м представлении 17 февраля 1673 г. Мольер, игравший Аргана, потерял сознание и вскоре скончался. В России комедия ставится с 18 в. Роль Аргана на русской сцене исполняли В. И. Жиковини, К. С. Станиславский, К. Сарафов и др. Среди первых переводчиков – А. А. Волков, Н. А. Полевой.
Произведение художественной литературы
«Тартюф, или Обманщик»
«Тартю́ф, или Обма́нщик» (франц. «Le Tartuffe ou l’Imposteur»; в 1-й редакции 1664 г. – «Тартюф, или Притворщик», «Le Tartuffe ou l’Hypocrite»; во 2-й редакции 1667 г. – «Обманщик», «L’imposteur»). Комедия Мольера в пяти действиях, написана александрийским стихом. Издана в 1669 г. Премьера состоялась 12 мая 1664 г. при дворе Людовика XIV в Версале. В первой версии высмеивалась религиозная организация «Общество Святых Даров» (La Compagnie du Saint-Sacrement), которой покровительствовала Анна Австрийская, поэтому комедия оказалась под запретом. Возвращение пьесы на сцену (в третьей редакции 1669 г.) состоялось 5 февраля 1669 г. в театре «Пале Рояль». В основе сюжета – разоблачение Тартюфа, отсылающего к образу трикстера, который втёрся в доверие к Оргону и путём обмана пытается завладеть его имуществом. На примере Тартюфа (его имя стало нарицательным) Мольер обличает ханжество, льстивость и лицемерие в целом. Роль Тартюфа исполняли А. Бассерман, С. А. Любшин, Оргона – Мольер, О. А. Правдин и другие. В России комедия ставится с 18 в.
Литература
Произведение художественной литературы
«Дон Жуан, или Каменный пир»
«Дон Жуа́н, или Ка́менный пир» («Dom Juan ou le Festin de Pierre»), комедия Мольера в 5 действиях в прозе. До первого издания (1682) – «Каменный пир» («Le Festin de pierre»). Премьера состоялась 15 февраля 1665 г. в театре «Пале-Рояль» (Париж). В основе сюжета – история о коварном соблазнителе из комедии Тирсо де Молины «Севильский озорник, или Каменный гость» («El burlador de Sevilla y convidado de piedra», 1616), которая восходит к средневековой легенде о Дон Жуане. В лице главного героя, отсылающего к образу трикстера, и его слуги Сганареля Мольер обличает эгоизм, лицемерие, корысть и иные пороки. По причине скабрёзного, местами вольнодумного содержания первые зрители посчитали комедию безнравственной и антицерковной. Выдержав несколько представлений, она была снята с репертуара и при жизни Мольера уже не ставилась. Возвращение на сцену состоялось в 1677 г. в стихотворном «зацензуренном» переложении Т. Корнеля, которое использовалось до начала 1840-х гг. В изначальном варианте пьеса игралась в «Комеди Франсез» с 1847 г. Широкую известность «Дон Жуан» приобрёл благодаря спектаклям Ж. Вилара (1944), Л. Жуве (1947). В России комедия ставится с конца 18 в.
Иллюстрация из книги: Мольер. Дон Жуан, или Каменный пир. Амстердам, 1683. Фронтиспис