#Правители Халифата (Арабского халифата)
Правители Халифата (Арабского халифата)
Тег

Правители Халифата (Арабского халифата)

Правители Халифата (Арабского халифата)
Найденo 5 статей
Династические правители
Абдаллах аль-Мамун
Абдалла́х аль-Маму́н (786–833), халиф из династии Аббасидов. Сын халифа Харуна ар-Рашида. В 813 г. провозгласил себя халифом по итогам междоусобной войны с братом. Взойдя на престол, проводил политику, отвечавшую интересам поддерживавшей его иранской знати, что вызвало недовольство арабских кругов и стало причиной ряда восстаний (813, 817–819). Не сумел удержать под своей властью Хорасан и Мавераннахр, отделившиеся в 822 г. от Халифата. Был сторонником учения мутазилитов, покровительствовал наукам. Умер, возвращаясь из похода против Византии.
Халиф аль-Мамун отправляет посла к византийскому императору Феофилу. Миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы «Обозрение истории». 12 в.
Династические правители
Омар ибн Абд аль-Азиз
Ома́р ибн Абд аль-Ази́з (680 или 681, по другим данным, 661–720), халиф в 717–720 гг. Из династии Омейядов, по отцу племянник Абд аль-Малика, по матери правнук Омара ибн аль-Хаттаба. В 706 г. назначен градоправителем (эмиром) Медины, с 713 г. наместник Медины, Мекки и Эт-Таифа. По завещанию Абд аль-Малика избран халифом. В 718–719 гг. запретил покупку хараджных угодий и упразднил все налоги, не предусмотренные договорами арабов с покорёнными народами. Установил жалованье мусульманским воинам неарабского происхождения и повысил его для арабов. В условиях сокращения поступлений в казну отказался от планов новых территориальных захватов и оставил некоторые опорные пункты в Малой Азии. Стремился к примирению с «родом Пророка». Безуспешно пытался прийти к соглашению с хариджитами и шиитами на основе соблюдения предписаний Корана и сунны. При Омаре ибн Абд аль-Азизе началась интенсивная исламизация покорённых земель. Почитается суннитами как образцовый правитель.
Динар Омара ибн Абд аль-Азиза. 719–720
Династические правители
Омар ибн аль-Хаттаб
Ома́р ибн аль-Хатта́б (между 585 и 591–644), второй («праведный») халиф (634–644). Около 622 г. в Медине сблизился с пророком Мухаммедом, за которого выдал дочь. Участвовал во всех его военных походах. После кончины пророка поддерживал халифа Абу Бакра, со смертью которого (по завещанию) принял присягу у общины. При Омаре ибн аль-Хаттабе арабские войска завоевали значительные территории в Азии и Африке, были заложены основы государственной организации арабов в завоёванных странах, созданы система государственной эксплуатации покорённых народов и распределения доходов между завоевателями, институт военных и гражданских наместников, судебная система и сеть военных лагерей. В апреле 637 г. введено летосчисление по хиджре. При нём в исламской ритуально-правовой практике закрепились такие предписания, как ежегодное паломничество в Мекку, побиение камнями за прелюбодеяние, наказание кнутом, фиксация размеров дийи. Суннитская традиция представляет Омара ибн аль-Хаттаба аскетом, властителем, справедливым к единоверцам и беспощадным к врагам, шиитская, напротив, – узурпатором.
Религия
Династические правители
Осман ибн Аффан
Осма́н ибн Аффа́н (579, по другим данным, 574–656), третий «выборный» халиф (644–656). Из рода Омейядов племени курайшитов. Одним из первых поддержал Пророка Мухаммеда. Избран халифом после кончины Омара ибн аль-Хаттаба. При Османе ибн аль-Аффане мусульмане завоевали Армению, Картли, часть Малой Азии, Триполитанию, Кипр, завершили покорение Восточного Ирана. По распоряжению Османа ибн аль-Аффана была составлена каноническая редакция Корана, а списки, хранившиеся у бывших соратников Мухаммеда, уничтожены. В целях усиления контроля над покорёнными областями назначал наместниками представителей рода Омейядов, что вызвало острое недовольство со стороны представителей других родов. В 656 г. противоречия между халифом и его противниками резко обострились, приведя в конечном итоге к его свержению и убийству. Осман ибн аль-Аффан почитается суннитами как праведный халиф.
Религия