#История повседневности в РоссииИстория повседневности в РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИстория повседневности в РоссииИстория повседневности в РоссииНайденo 13 статейОрганизационные технологии здравоохраненияОрганизационные технологии здравоохранения Земская медицинаЗе́мская медици́на, форма организации медико-санитарного обеспечения преимущественно сельского населения, созданная в Европейской части России земствами. Возникновение земской медицины непосредственно связано с земской реформой. Земская медицина провозгласила и осуществила принципы общедоступности и бесплатности медицинской помощи. Земская медицина прекратила своё существование вместе с земствами в 1918 г., однако многое из её опыта было заимствовано в дальнейшем при создании государственной системы здравоохранения в стране, в первую очередь – участковый принцип медицинского обслуживания населения.Обиходные названия Бытование понятия «демонстрация» в РоссииБытова́ние поня́тия «демонстра́ция» в Росси́и, демонстрация – слово латинского и польского происхождения, появившееся в России при Петре I со значением «представление мнения»: «учинил димустрацию в Сенат» (Сдвижков Д. А. Знайки и их друзья М., 2021. С. 322). Своё политическое звучание оно приобрело начиная с 1850 г., когда стало использоваться вместо понятий «бунт» и «мятеж»: «французы под благовидными словами «демонстрация» и «манифестация», т. е. изъявление, разумеют буйные крики мятежной черни» (Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988. С. 394). В дореволюционном обиходе стало обозначать массовое уличное противоправительственное выступление, в значении политической манифестации попало в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. В СССР понятие «демонстрация» применялось к массовым шествиям (праздничным, протестным и т. п.) как публичным выражениям общественно-политических настроений.Афоризмы, устойчивые выражения «Отель Ламбер»«Оте́ль Ламбе́р», в переносном смысле – консервативная верхушка польской эмиграции середины 19 в. в Париже. Определение произошло от названия частного особняка 17 в. (Hôtel Lambert) в центре Парижа на острове Сен-Луи. С 1843 г., когда особняк купила жена князя А. Е. Чарторыйского, он стал политическим штабом и культурным центром польских эмигрантов во Франции. После разгрома Польского восстания 1863–1864 гг. «Отель Ламбер» утратил политический пафос, но остался культурным центром польской диаспоры. В разные годы здесь выступали О. де Бальзак, Г. Берлиоз, А. Мицкевич, Ф. Шопен.Обиходные названия «Человейник»«Челове́йник», критическое обозначение многоэтажного многоквартирного жилого дома или квартала плотной застройки (происходит от совмещения словосочетания «человеческий муравейник»). Подобные дома также называют «бетонными коробками», подчёркивая их неуютность, неуникальность, отсутствие культурной ценности и контраст с городской исторической застройкой. Пейоратив вошёл в обиход российского общества с конца 20 в. Так, в 1997 г. вышел роман-антиутопия А. А. Зиновьева «Глобальный человейник», в котором понятие употребляется в более широком, «планетарном» смысле, изобличая изъяны цифровой эпохи глобализма и капитализма. В начале 21 в. термин стал использоваться применительно к проблемам отечественного градостроительства.Обиходные названия «Жё-де-пом» (аудитория Санкт-Петербургского университета)«Жё-де-пом», аудитория в отдельном здании Санкт-Петербургского университета, где к концу 19 в. происходили студенческие совещания и выборы. Изначально здание было построено в 1770–1780-х гг. для императорского Сухопутного шляхетского кадетского корпуса на Васильевском о-ве как зал для игры в мяч (отсюда и название от старинной французской игры «Jeu de paume», прообраза тенниса). В 1867 г. было передано Санкт-Петербургскому университету и перестроено в аудиторию. Постепенно там стала сосредоточиваться политическая жизнь студенчества. Крытое краснокирпичное здание напоминало парламентский зал и в то же время символически отсылало к своему аналогу в Версале, где 20 июня 1789 г. состоялась знаменитая клятва депутатов Генеральных штатов от третьего сословия, открывшая Французскую революцию 18 в.Исторические (цивилизационные) периоды (эпохи) «Долгий 19 век»«До́лгий 19 век», определение, данное британским историком Э. Хобсбаумом историческому периоду 1789–1914 гг., главной особенностью которого было доминирование империй в мире. Нижней границей периода обозначалась Французская революция 18 в., а концом – Первая мировая война 1914–1918 гг., повлекшая за собой крушение Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской империй. Концепция была разработана Хобсбаумом в его книгах – «Век Капитала» (The Age of Capital. 1975), «Век Империи» (The Age of Empire. 1987) и др. «Долгий 19 век» Российской империи зачастую рассматривается историками в рамках 1801–1917 гг.Исторические (цивилизационные) периоды (эпохи) «Короткий 20 век»«Коро́ткий 20 век», термин, введённый британским историком Э. Хобсбаумом для обозначения исторического периода 1914–1991 гг., с начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. до распада СССР и восточного блока. Концепция отражена в работе Хобсбаума «The Age of Extremes». 1994 [в русском переводе: Эпоха крайностей: короткий двадцатый век (1914–1991). М., 2004]. В предисловии он указывает, что первым термин использовал венгерский учёный И. Т. Беренд.Обиходные названия «Поповичи»«Попо́вичи», в Российской империи – лица, происходившие из духовного сословия (сыновья священников, дьяконов, причетников и т. п.). Понятие никогда не применялось как юридическая категория и в отличие от слова «поп» имело нейтральную коннотацию. Многие выходцы из духовенства охотно пользовались этим самоназванием, порой культурно противопоставляя себя дворянству и даже интеллигенции (Манчестер Л. Поповичи в миру. М., 2015. С. 7). Особенно заметной социальная рефлексия представителей этой группы стала после церковных реформ 1860-х гг., открывших выход из духовного сословия, когда «поповичи» оказались в секулярной среде, но так или иначе сохраняли связь со средой духовенства. Многие представители «поповичей» пополнили ряды революционного движения.Афоризмы, устойчивые выражения «Мозг нации»«Мозг на́ции», определение интеллигенции, введённое историком литературы С. А. Венгеровым в статье «Литературные заметки» (Устои. 1882. № 9–10. С. 89). Впоследствии стало известно благодаря резко критической оценке «буржуазной» интеллигенции В. И. Лениным в письме к Максиму Горькому от 15 сентября 1919 г. (Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 51. Москва, 1970. С. 48).Национальная традиция в культуре «Гарибальдийская» мода«Гарибальди́йская» мо́да, распространившаяся в Российской империи, главным образом в среде студенчества и радикально настроенной части общества в 1860–1880-х гг., мода на одежду «а-ля Гарибальди». Связана с возросшей популярностью в Европе лидера итальянского Рисорджименто Дж. Гарибальди, атрибутами одежды которого были красная рубашка, пончо и небольшая шапочка. В России «гарибальдийство» олицетворяло и новый дух в противоположность николаевскому надзору. Сверху нигилисты носили широкие пледы («пончо Гарибальди»), женщины – бурнусы, к ним шапки-гарибальдийки разной формы – мягкие фетровые (как на картине Н. А. Ярошенко «Студент», 1881), и небольшие шапочки без полей, иногда с пером («Курсистка», 1883). В то же время блузки-гарибальдийки (прообраз женских блузок вообще) носили, например, императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III) и Елизавета Баварская (супруга императора Франца Иосифа I), а в России запечатлённая на портрете И. Е. Репина 1889 г. баронесса В. И. Икскуль фон Гильденбандт (Сдвижков Д. А. Знайки и их друзья М., 2021. С. 133). Красная рубашка-гарибальдийка стала опознавательным знаком женщин передовых взглядов. 12