#Индийские музыканты
Индийские музыканты
Тег

Индийские музыканты

Индийские музыканты
Найденo 7 статей
Музыканты
Мангалампалли Баламураликришна
Мангалампа́лли Баламураликри́шна (англ. Mangalampalli Balamuralikrishna, телугу మంగళంపల్లి బాలమురళీకృష్ణ) (1930–2016), индийский певец, композитор, актёр. Первые уроки музыки получил у отца, Мангалампалли Паттабхирамайя. Позднее его учителем стал Парупалли Рамакришнайя Пантулу. Первый концерт дал в 1938 г., до конца жизни концертировал в Индии, США, Канаде, Италии, Франции, СССР, Шри-Ланке, странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Играл на мриданге, индийской скрипке, кханджире и альте. В его репертуар входили крити на 72 раги южноиндийской системы мелакарта (всего около 400), варнамы, тилланы и другие композиции на языках телугу, санскрите, тамильском и каннада. Записал на языке бенгали полное собрание песен Рабиндраната Тагора. Кинокомпозитор. Премии «Падма Шри» (1971), «Падма Вибхушан» (1991). Кавалер французского ордена Искусств и литературы (2005).
Музыка
Музыканты
Бхаткханде Вишну Нараян
Бхаткха́нде Ви́шну Нара́ян (англ. Vishnu Narayan Bhatkhande, маратх. विष्णू नारायण भातखंडे) (1860–1936), североиндийский музыкант и музыкальный учёный. Один из основоположников современной музыкальной науки и образования в Индии. Изучал игру на ситаре и музыкальную теорию с 15 лет, параллельно осваивая профессию юриста в Университете Бомбея (ныне Мумбаи, окончил в 1887). Разработал новую классификацию североиндийских раг на основе базового звукоряда (тхат). Изучал древние санскритские музыкальные трактаты, осваивал практические основы североиндийской музыки. Создал ряд трудов, посвящённых теоретическим аспектам музыки хиндустани (опубликованы в четырёх томах под названием «Хиндустани Сангит Паддхати»; писал под псевдонимами Вишнушарма и Чатурпандит). Создал новую (буквенную) систему нотации индийской музыки. Приверженец современной системы образования в Индии, реорганизовал музыкальную школу в Бароде, основал музыкальный колледж Мадхав в Гвалиоре (1918). В 1926 г. создал музыкальный институт в Лакхнау, один из крупнейших в Индии (ныне имени Бхаткханде, имеет статус государственного). Один из инициаторов проведения Всеиндийских музыкальных конференций (c 1916).
Музыка
Музыканты
Банерджи Никхиль
Ба́нерджи Ни́кхиль, Никхиль Ранджан Банерджи (англ. Nikhil Ranjan Banerjee, бенг. নিখিল রঞ্জন বন্দ্যোপাধ্যায়) (1931–1986), североиндийский музыкант. Представитель традиции хиндустани. Один из ведущих ситаристов 20 в., наряду с Р. Шанкаром и Устадом Вилаятом Ханом. Первоначальные навыки игры на ситаре получил от отца. В 1940 г. стал самым молодым победителем конкурса исполнителей на ситаре, организованного Всеиндийским радио. Его главным учителем стал Аллауддин Хан. Банерджи выработал индивидуальный стиль, синтезировав традиции игры на сароде, ситаре, сурбахаре, вине. Активно гастролировал в Индии и за её пределами, сохранились многие аудиозаписи. Преподавал в Музыкальном колледже Али Акбара (Колката). Премия «Падма Бхушан» (1968).
Музыка
Музыканты
Читти Бабу
Чи́тти Ба́бу (англ. Chitti Babu, телугу చిట్టిబాబు; настоящее имя Хануман Памтулу Чаллапалли, телугу హనుమాన్ పంతులు చల్లపల్లి) (1936–1996), индийский классический музыкант. Представитель карнатской традиции, получивший всемирную известность как выдающийся исполнитель на южноиндийской вине. Первый концерт дал в 12-летнем возрасте. Совершенствовался в игре на вине под руководством Эмани Шанкары Шастри. Творческую карьеру начал в Мадрасе (ныне Ченнаи) в 1949 г., где сыграл роль в фильме «Лайла Маджну». Впоследствии участвовал в создании фильмов в качестве композитора и исполнителя на вине, работал с известными южноиндийскими кинорежиссёрами. С 1959 г. сотрудничал с Всеиндийским радио (музыкальный продюсер, композитор и дирижёр оркестра) и национальным телевидением. Гастролировал в городах Индии, Шри-Ланке, США, Австралии, странах Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Принимал участие в Фестивале Индии в СССР (1987). Изданы многочисленные аудиозаписи. Удостоен ряда престижных званий, премий и наград, в том числе премии Академии музыки, танца и драмы («Сангит Натак Академи», 1990).
Музыка
Музыканты
Махараджапурам Вишванатха Айер
Махараджапу́рам Вишвана́тха Айе́р (англ. Maharajapuram Viswanatha Iyer, тамильск. மகாராஜபுரம் விசுவநாத ஐயர்) (1896–1970), южноиндийский (карнатский) певец. Родился в семье музыканта-любителя Рамы Айера, исполнителя раги алапана. Под руководством Умаялпурама Сваминатхи Айера изучал жанры южноиндийской музыки варнам и крити. Первый концерт Махараджапурама Вишванатхи Айера состоялся в 1911 г. Снялся в фильме «Бхакта Нандханар» (1935). Известен также как исполнитель на мриданге и индийской скрипке. Сыграл важнейшую роль в сохранении и развитии карнатской музыки. Его исполнительская манера отличалась тщательностью в разработке раговой модели. Среди его учеников – Семмангуди Шриниваса Айер, Маннаргуди Самбасива Бхагаватар. Вёл активную концертную деятельность, сохранились многочисленные аудиозаписи. Премии «Сангита Бхупати» (1939), Мадрасской музыкальной академии «Сангита Каланидхи» (1945), Академии музыки и танца («Сангит Натак Академи», 1955). Традиции семьи продолжили его сын, известный карнатский музыкант Махараджапурам Сантанам, внук Мхараджапурам Шринивасан и правнук Махараджапурам С. Ганеш Вишванатан.
Музыка
Музыканты
Абхишеки Джитендра
Абхише́ки Джите́ндра (Jitendra Abhisheki, настоящее имя Ганеш Балавант Наватхе, Ganesh Balawant Nawathe) (1929–1998), индийский певец, композитор и исследователь индийской музыки. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. сотрудничал с Всеиндийским радио (создавал композиции для радиопрограмм). В эти же годы учился пению у Устада Азмата Хуссейна Хана. Сочинял вокальные композиции для представлений маратхского традиционного музыкального театра, некоторые из них сохранили свою популярность. В конце 1960-х гг. преподавал в школе музыки «Киннара», созданной в Лос-Анджелесе Р. Шанкаром. Синтезировав элементы гвалиорской, агрской и джайпурской школ музыки хиндустани, сформировал индивидуальный исполнительский стиль. Широко известен как исполнитель классических, полуклассических композиций и религиозных песнопений (бхаджанов). Удостоен ряда престижных премий, в том числе «Падма Шри» (1988). В Махараштре (г. Пуна, с 1999, и в других городах) и Гоа (с 2004) регулярно проводятся фестивали его имени.
Музыка