#Чешские скрипачиЧешские скрипачиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЧешские скрипачиЧешские скрипачиНайденo 7 статейМузыкантыМузыканты Пршигода ВашаПрши́года Ва́ша (Váša Příhoda) (22.8.1900, Водняны, Богемия, Австро-Венгрия, ныне Чехия – 26.7.1960, Вена), чешский скрипач. В 1910–1919 гг. брал частные уроки у Я. Маржака в Праге. Дебютировал на концертной эстраде (с Чешским филармоническим оркестром) там же в 1915 г. В 1919 г. солировал в оркестре в кафе Милана, где его игрой был очарован А. Тосканини. Последний организовал в 1920 г. сольные концерты скрипача в Италии, имевшие большой успех. Пршигода гастролировал в Европе, США, Южной Африке. С 1936 г. вёл мастер-классы в «Моцартеуме» (Зальцбург), в 1944 г. преподавал в Мюнхенской консерватории, в 1950–1960 гг. – в Венской консерватории (профессор с 1951).Музыканты Крумпхольц ВенцельКрумпхо́льц Ве́нцель (нем. Wenzel Krumpholtz; Вацлав Крумпхольц, чеш. Václav Krumpholtz) (около 1750 – 1817), чешский скрипач. Брат – Ж.-Б. Крумпхольц. Служил в оркестре князя Эстерхази (под руководством Й. Гайдна). С 1796 г. работал в оркестре Венской придворной оперы. Дружил с Л. ван Бетховеном (под впечатлением от смерти Крумпхольца Бетховен сочинил «Песню монахов» на слова из драмы «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера для двух теноров и баса). Автор нескольких пьес для скрипки.Музыканты Пихль ВацлавПихль Ва́цлав (чеш. Václav Pichl; Венцель Пихль, нем. Wenzel Pichl) (1741–1805), чешский композитор, скрипач. Родился в Бехине (Богемия, ныне Чехия), где получил первые уроки музыки у кантора Я. Покорны. В 1752–1758 гг. учился в иезуитском колледже в Бржезнице, затем переехал в Прагу, где служил скрипачом в иезуитской семинарии Святого Вацлава и изучал философию, богословие и право в университете. С 1762 г. скрипач в Тынском костёле Богоматери. В 1765–1769 гг. скрипач и помощник руководителя в оркестре епископа Адама Патачича (Надьварад, ныне Орадя, Румыния; по приглашению К. Диттерсдорфа). Примерно с 1770 г. скрипач Венской придворной оперы. С 1777 г. музикдиректор и камердинер губернатора Ломбардии Фердинанда Габсбурга (до 1796 в Милане, затем в Вене). Был знаком с Й. Гайдном, Дж. Б. Мартини, Л. Керубини. Участвовал в составлении «Общего исторического лексикона художников Богемии, а также частично Моравии и Силезии» Б. Я. Длабача (нем. «Allgemeines historisches Künstler-Lexikon für Böhmen und zum Theile auch für Mähren und Schlesien»; в 3 томах, 1815). Автор симфоний, месс, концертов для скрипки, камерной музыки, пьес для скрипки соло.Музыканты Ваньхаль Ян КрштительВа́ньхаль Ян Кршти́тель [чеш. Jan Křtitel Vaňhal; Иоганн Баптист Ванхаль (Ванхал), нем. Johann Baptist Vanhal] (1739–1813), чешский композитор, скрипач. Родился в Неханице (Богемия, ныне Чехия) в крестьянской семье. С детства учился игре на струнных и духовых инструментах, с 1752 г. – игре на органе (у А. Эрбана). С 1752 или 1757 г. органист в Опочно (Чехия). В 1759–1761 гг. регент в Гневчевесе, где он совершенствовался в игре на скрипке и композиции у скрипача М. Новака. В 1761 г. переехал в Вену, занимался у К. Диттерсдорфа, давал частные уроки музыки (среди учеников – И. Плейель). В 1769–1771 гг. путешествовал по Италии, где встретился с Ф. Л. Гассманом и К. В. Глюком. Участвовал в исполнении оперы «Орфей и Эвридика» Глюка в качестве первого скрипача (1763), играл в квартете вместе с В. А. Моцартом, Й. Гайдном и Диттерсдорфом (предположительно на виолончели, 1784). Автор месс, симфоний, концертов для разных инструментов с оркестром (в том числе для контрабаса), камерной музыки (трио, квартетов, квинтетов), фортепианных сонат.Музыканты Шевчик ОтакарШе́вчик О́такар, Отакар Йозеф Шевчик (Otakar Joseph Ševčík) (1852–1934), чешский скрипач, педагог. Родился в Гораждёвице (Австрийская империя, ныне Чехия). Первые уроки игры на скрипке получил у отца, школьного учителя. В 1866–1870 гг. учился в Пражской консерватории. Концертмейстер оркестров Интерим-театра в Праге, Ринг-театра в Вене. Преподавал в «Моцартеуме» (до 1873). Профессор музыкального училища Киевского отделения Русского музыкального общества (1875–1892), Пражской консерватории (1892–1906). В 1909–1918 гг. преподавал в Венской академии музыки, в 1921–1923 и 1931–1932 гг. – в учебных заведениях городов США. Среди учеников: Я. Кубелик, Ш. Гольдберг, В. Шнайдерхан, В. Талих. В 1904 г. на концерте в Праге 74 ученика Шевчика в унисон исполнили «Moto perpetuo» Н. Паганини. Уделял большое внимание технической стороне исполнения. Его метод освоения произведения предполагал разделение неудобных фрагментов на мелкие элементы (группы нот) и их проработку с использованием разных штрихов, перемены ритма и др. Автор множества дидактических сочинений, в числе которых: «Школа скрипичной техники» («Die Schule der Violintechnik», 1881), «Школа смычковой техники» («Die Schule der Bogentechnik», 1895), «Упражнения на двойные ноты в терциях, секстах, октавах и децимах для скрипки» («Doppelgriff-Vorstudien in Terzen, Sexten, Oktaven und Dezimen für Violine», 1901), «Школа интонации» («School of intonation», 1922). Опубликовал подготовительные упражнения к скрипичным концертам Ф. Мендельсона, И. Брамса, П. И. Чайковского.Музыканты Галирж КарелГа́лирж Ка́рел (чеш. Karel Halíř; Карл Халир, нем. Carl Halir) (1859–1909), чешский скрипач. В 1867–1873 гг. учился в Пражской консерватории (класс А. Бенневитца), в 1874–1876 гг. – в Берлине у Й. Иоахима. Скрипач в оркестре Б. Бильзе (1876–1879). Концертмейстер оркестров в Кёнигсберге (ныне Калининград, 1879), Мангейме (с 1881), придворного оркестра в Веймаре (с 1883). Руководитель Королевской придворной оперы (1893–1907), профессор в Королевской академической высшей школе музыки в Берлине. В 1896 г. дебютировал в США (Концерт для скрипки с оркестром Л. ван Бетховена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением А. Зайдля). С 1897 г. второй скрипач в квартете Иоахима, тогда же основал собственный квартет. Пропагандировал творчество П. И. Чайковского, провёл премьеру его Концерта для скрипки с оркестром в Германии. Первый исполнитель второй редакции Концерта для скрипки с оркестром Я. Сибелиуса (1905, Берлинский придворный оркестр, дирижёр Р. Штраус). По свидетельству Чайковского, он обладал «изумительной красоты тоном, громадной техникой, страстностью, блеском и силой» (Чайковский П. И. Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Москва, 1953. С. 352). Автор школы игры на скрипке «Новые упражнения в гаммах» («Neue Tonleiterstudien»; Берлин, 1896).Музыканты Новачек ОттокарНо́вачек О́ттокар, Оттокар Эуген Новачек (Ottokar Eugen Nováček) (1866–1900), чешский скрипач, композитор. Учился музыке у отца, Мартина Йозефа Новачека, в 1880–1883 гг. у Я. Донта (Вена), затем в Лейпцигской консерватории у Г. Шрадика и А. Д. Бродского (окончил в 1885). Работал в оркестре «Гевандхауза». Второй скрипач, затем альтист в квартете Бродского. В 1891 г. переехал в США. Скрипач в Бостонском симфоническом оркестре (под руководством А. Никиша), оркестре «Метрополитен-оперы», в 1892–1893 гг. альтист Нью-Йоркского оркестра симфонического общества под управлением В. Дамроша (с 1903 Нью-Йоркский симфонический оркестр, с 1928 в составе Нью-Йоркского филармонического оркестра). С 1899 г. из-за болезни сердца не выступал. Автор Концерта для фортепиано с оркестром (1894, 1-й исполнитель Ф. Бузони), 3 струнных квартетов (изданы в 1890, 1898, 1904), 8 Концертных каприсов для скрипки с фортепиано, 6 песен на слова А. К. Толстого. Поныне популярностью пользуется пьеса «Непрерывное движение» («Perpetuum mobile») для скрипки с оркестром (издана в 1895).