Тег

Чешские скрипачи

Чешские скрипачи
Найденo 7 статей
Музыканты
Крумпхольц Венцель
Крумпхо́льц Ве́нцель (нем. Wenzel Krumpholtz; Вацлав Крумпхольц, чеш. Václav Krumpholtz) (около 1750 – 1817), чешский скрипач. Брат – Ж.-Б. Крумпхольц. Служил в оркестре князя Эстерхази (под руководством Й. Гайдна). С 1796 г. работал в оркестре Венской придворной оперы. Дружил с Л. ван Бетховеном (под впечатлением от смерти Крумпхольца Бетховен сочинил «Песню монахов» на слова из драмы «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера для двух теноров и баса). Автор нескольких пьес для скрипки.
Музыка
Музыканты
Пихль Вацлав
Пихль Ва́цлав (чеш. Václav Pichl; Венцель Пихль, нем. Wenzel Pichl) (1741–1805), чешский композитор, скрипач. Родился в Бехине (Богемия, ныне Чехия), где получил первые уроки музыки у кантора Я. Покорны. В 1752–1758 гг. учился в иезуитском колледже в Бржезнице, затем переехал в Прагу, где служил скрипачом в иезуитской семинарии Святого Вацлава и изучал философию, богословие и право в университете. С 1762 г. скрипач в Тынском костёле Богоматери. В 1765–1769 гг. скрипач и помощник руководителя в оркестре епископа Адама Патачича (Надьварад, ныне Орадя, Румыния; по приглашению К. Диттерсдорфа). Примерно с 1770 г. скрипач Венской придворной оперы. С 1777 г. музикдиректор и камердинер губернатора Ломбардии Фердинанда Габсбурга (до 1796 в Милане, затем в Вене). Был знаком с Й. Гайдном, Дж. Б. Мартини, Л. Керубини. Участвовал в составлении «Общего исторического лексикона художников Богемии, а также частично Моравии и Силезии» Б. Я. Длабача (нем. «Allgemeines historisches Künstler-Lexikon für Böhmen und zum Theile auch für Mähren und Schlesien»; в 3 томах, 1815). Автор симфоний, месс, концертов для скрипки, камерной музыки, пьес для скрипки соло.
Музыка
Музыканты
Ваньхаль Ян Крштитель
Ва́ньхаль Ян Кршти́тель [чеш. Jan Křtitel Vaňhal; Иоганн Баптист Ванхаль (Ванхал), нем. Johann Baptist Vanhal] (1739–1813), чешский композитор, скрипач. Родился в Неханице (Богемия, ныне Чехия) в крестьянской семье. С детства учился игре на струнных и духовых инструментах, с 1752 г. – игре на органе (у А. Эрбана). С 1752 или 1757 г. органист в Опочно (Чехия). В 1759–1761 гг. регент в Гневчевесе, где он совершенствовался в игре на скрипке и композиции у скрипача М. Новака. В 1761 г. переехал в Вену, занимался у К. Диттерсдорфа, давал частные уроки музыки (среди учеников – И. Плейель). В 1769–1771 гг. путешествовал по Италии, где встретился с Ф. Л. Гассманом и К. В. Глюком. Участвовал в исполнении оперы «Орфей и Эвридика» Глюка в качестве первого скрипача (1763), играл в квартете вместе с В. А. Моцартом, Й. Гайдном и Диттерсдорфом (предположительно на виолончели, 1784). Автор месс, симфоний, концертов для разных инструментов с оркестром (в том числе для контрабаса), камерной музыки (трио, квартетов, квинтетов), фортепианных сонат.
Портрет Яна Крштителя Ваньхаля
Музыканты
Шевчик Отакар
Ше́вчик О́такар, Отакар Йозеф Шевчик (Otakar Joseph Ševčík) (1852–1934), чешский скрипач, педагог. Родился в Гораждёвице (Австрийская империя, ныне Чехия). Первые уроки игры на скрипке получил у отца, школьного учителя. В 1866–1870 гг. учился в Пражской консерватории. Концертмейстер оркестров Интерим-театра в Праге, Ринг-театра в Вене. Преподавал в «Моцартеуме» (до 1873). Профессор музыкального училища Киевского отделения Русского музыкального общества (1875–1892), Пражской консерватории (1892–1906). В 1909–1918 гг. преподавал в Венской академии музыки, в 1921–1923 и 1931–1932 гг. – в учебных заведениях городов США. Среди учеников: Я. Кубелик, Ш. Гольдберг, В. Шнайдерхан, В. Талих. В 1904 г. на концерте в Праге 74 ученика Шевчика в унисон исполнили «Moto perpetuo» Н. Паганини. Уделял большое внимание технической стороне исполнения. Его метод освоения произведения предполагал разделение неудобных фрагментов на мелкие элементы (группы нот) и их проработку с использованием разных штрихов, перемены ритма и др. Автор множества дидактических сочинений, в числе которых: «Школа скрипичной техники» («Die Schule der Violintechnik», 1881), «Школа смычковой техники» («Die Schule der Bogentechnik», 1895), «Упражнения на двойные ноты в терциях, секстах, октавах и децимах для скрипки» («Doppelgriff-Vorstudien in Terzen, Sexten, Oktaven und Dezimen für Violine», 1901), «Школа интонации» («School of intonation», 1922). Опубликовал подготовительные упражнения к скрипичным концертам Ф. Мендельсона, И. Брамса, П. И. Чайковского.
Отакар Шевчик. Ок. 1920–1925
Музыканты
Галирж Карел
Га́лирж Ка́рел (чеш. Karel Halíř; Карл Халир, нем. Carl Halir) (1859–1909), чешский скрипач. В 1867–1873 гг. учился в Пражской консерватории (класс А. Бенневитца), в 1874–1876 гг. – в Берлине у Й. Иоахима. Скрипач в оркестре Б. Бильзе (1876–1879). Концертмейстер оркестров в Кёнигсберге (ныне Калининград, 1879), Мангейме (с 1881), придворного оркестра в Веймаре (с 1883). Руководитель Королевской придворной оперы (1893–1907), профессор в Королевской академической высшей школе музыки в Берлине. В 1896 г. дебютировал в США (Концерт для скрипки с оркестром Л. ван Бетховена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением А. Зайдля). С 1897 г. второй скрипач в квартете Иоахима, тогда же основал собственный квартет. Пропагандировал творчество П. И. Чайковского, провёл премьеру его Концерта для скрипки с оркестром в Германии. Первый исполнитель второй редакции Концерта для скрипки с оркестром Я. Сибелиуса (1905, Берлинский придворный оркестр, дирижёр Р. Штраус). По свидетельству Чайковского, он обладал «изумительной красоты тоном, громадной техникой, страстностью, блеском и силой» (Чайковский П. И. Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Москва, 1953. С. 352). Автор школы игры на скрипке «Новые упражнения в гаммах» («Neue Tonleiterstudien»; Берлин, 1896).
Карел Галирж
Музыканты
Новачек Оттокар
Но́вачек О́ттокар, Оттокар Эуген Новачек (Ottokar Eugen Nováček) (1866–1900), чешский скрипач, композитор. Учился музыке у отца, Мартина Йозефа Новачека, в 1880–1883 гг. у Я. Донта (Вена), затем в Лейпцигской консерватории у Г. Шрадика и А. Д. Бродского (окончил в 1885). Работал в оркестре «Гевандхауза». Второй скрипач, затем альтист в квартете Бродского. В 1891 г. переехал в США. Скрипач в Бостонском симфоническом оркестре (под руководством А. Никиша), оркестре «Метрополитен-оперы», в 1892–1893 гг. альтист Нью-Йоркского оркестра симфонического общества под управлением В. Дамроша (с 1903 Нью-Йоркский симфонический оркестр, с 1928 в составе Нью-Йоркского филармонического оркестра). С 1899 г. из-за болезни сердца не выступал. Автор Концерта для фортепиано с оркестром (1894, 1-й исполнитель Ф. Бузони), 3 струнных квартетов (изданы в 1890, 1898, 1904), 8 Концертных каприсов для скрипки с фортепиано, 6 песен на слова А. К. Толстого. Поныне популярностью пользуется пьеса «Непрерывное движение» («Perpetuum mobile») для скрипки с оркестром (издана в 1895).
Музыка