Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИ́ЖНЯЯ ТУРА́

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 690-691

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Редин

НИ́ЖНЯЯ ТУРА́, го­род в Рос­сии, в зап. час­ти Сверд­лов­ской обл. Нас. 21,6 тыс. чел. (2012). Рас­по­ло­жен на вост. скло­не Ср. Ура­ла, на р. Ту­ра. В гор. чер­те 3 ж.-д. стан­ции, в т. ч. Ниж­няя Ту­ра.

Воз­ник в 1754 как по­се­ле­ние при строя­щем­ся ка­зён­ном Ниж­не­ту­рин­ском же­ле­зо­де­ла­тель­ном за­во­де (пер­вый ме­талл по­лу­чен в 1766), ко­то­рый спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся на про­из-ве вы­со­ко­ка­че­ст­вен­но­го крич­но­го же­ле­за, в т. ч. на экс­порт, а так­же пу­шек, кро­вель­но­го же­ле­за, яко­рей. В 1852 ору­жей­ное про­из-во пе­ре­не­се­но на Ниж­не­ту­рин­ский Ни­ко­ла­ев­ский ору­жей­ный за­вод (дей­ст­во­вал до 1862). В 1889–93 в по­ме­ще­ни­ях быв. за­во­да обо­ру­до­ва­на тюрь­ма для по­лит­за­клю­чён­ных – Ни­ко­ла­ев­ское ис­пра­вит. аре­стант­ское от­де­ле­ние («Ураль­ский Шлис­сель­бург»), в ко­то­ром в раз­ное вре­мя от­бы­ва­ли за­клю­че­ние Я. М. Сверд­лов, Ф. А. Сер­ге­ев (Ар­тём) и др. На ру­бе­же 19–20 вв. Н. Т. – круп­ней­ший на Ура­ле центр ме­тал­лур­гии (вы­плав­ка св. 11 тыс. т чу­гу­на, же­ле­за и ста­ли в год), до­бы­чи зо­ло­та и пла­ти­ны (до 60% ми­ро­вой до­бы­чи пла­ти­ны; ок. 2/3 всей пла­ти­ны в СССР, 1937). В 1906 от­кры­то дви­же­ние по ж-д. ли­нии Выя – Ниж­не­ту­рин­ский за­вод.

Сов. власть ус­та­нов­ле­на в кон. 1917 мир­ным пу­тём. В хо­де Гражд. вой­ны 1917–22 в ночь на 30.11.1918 по­сё­лок взят час­тя­ми войск А. В. Кол­ча­ка. На­хо­дил­ся под кон­тро­лем «Ом­ско­го пра­ви­тель­ст­ва» (но­яб. 1918 – июль 1919). В ию­ле 1919 Н. Т. за­ня­та час­тя­ми РККА во вре­мя Ека­те­рин­бург­ской опе­ра­ции в хо­де Вос­точ­но­го фрон­та на­сту­п­ле­ния 1919–20. Рай­он­ный центр Та­гиль­ско­го окр. Ураль­ской обл. (1924–30), Ураль­ской обл. (1930–33). С 1927 ра­бо­чий по­сё­лок, с 1949 го­род. В 1956 за­крыт Ниж­не­ту­рин­ский ме­тал­лур­гич. за­вод (в го­ды Вел. Отеч. вой­ны про­из­во­дил лёг­кую бро­не­вую сталь). В 1957 пу­ще­ны за­во­ды: ма­ши­но­строи­тель­ный (в 1958 пре­об­ра­зо­ван в элек­тро­ап­па­рат­ный) и «Сан­тех­де­таль» (ны­не ма­ши­но­стро­ит. за­вод «Вен­та»).

Со­хра­ни­лись: ком­плекс Ниж­не­ту­рин­ско­го же­ле­зо­де­ла­тель­но­го за­во­да (це­ха кон. 18–19 вв., пло­ти­на), 2-этаж­ное с 4-ко­лон­ным до­рич. пор­ти­ком зда­ние за­во­до­управ­ле­ния (1829, арх. А. З. Ко­ма­ров; ны­не гор. суд); клас­си­ци­стич. ан­самбль из 7 жи­лых и адм. зда­ний Ни­ко­ла­ев­ско­го ору­жей­но­го за­во­да (1852–62); кир­пич­ное зда­ние зем­ско­го уч-ща (нач. 20 в.), ку­пе­че­ские до­ма нач. 20 в. Кир­пич­ная ц. Свт. Ио­ан­на, митр. То­боль­ско­го (2000–12, на ме­сте Трёх­свя­ти­тель­ской ц. 1814–24, сне­сён­ной ок. 1940). Па­мят­ни­ки: по­гиб­шим бор­цам за ре­во­лю­цию (1920-е гг.), мо­ну­мент «Звез­да» (1930-е гг., на мес­те сне­сён­ной ча­сов­ни Свя­тых Пет­ра и Пав­ла 1859), ме­тал­лур­гам, по­гиб­шим в го­ды Вел. Отеч. вой­ны. Фи­ли­ал Уд­мурт­ско­го гос. ун-та. Му­зеи: ис­то­ри­че­ский (1965; фи­ли­ал Сверд­лов­ско­го об­ла­ст­но­го крае­ведч. му­зея), гео­ло­ги­че­ский. В гор. чер­те – при­род­но-ар­хео­ло­гич. па­мят­ник го­ра Шай­тан.

Ве­ду­щие пред­при­ятия: элек­тро­ап­па­рат­ный за­вод «НТЭАЗ-Элек­трик» (в со­ста­ве кон­цер­на «Вы­со­ко­вольт­ный со­юз»; вы­со­ко­вольт­ная про­дук­ция, в т. ч. ва­ку­ум­ные вы­клю­ча­те­ли, рас­пре­де­лит. уст­рой­ст­ва, транс­фор­ма­тор­ные под­стан­ции), ма­ши­но­стро­ит. за­вод «Вен­та» (в со­ста­ве ком­па­нии «Атом­энер­го­маш»; обо­ру­до­ва­ние для атом­ных элек­тро­стан­ций, неф­те­га­зо­вой пром-сти и др. от­рас­лей; круп­ное про­из-во пром. вен­ти­ляц. и ото­пи­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния; при за­во­де – му­зей ис­то­рии пред­при­ятия), за­вод ми­не­ра­ло­ват­ных из­де­лий «ТИЗОЛ» (не­го­рю­чие те­п­ло- и зву­ко­изо­ляц. ма­те­риа­лы; при за­во­де – му­зей). Ниж­не­ту­рин­ская ГРЭС (по­строе­на в 1945–50; фи­ли­ал ком­па­нии «ТГК-9»; мощ­ность ок. 300 МВт).

В ок­ре­ст­но­стях Н. Т. про­хо­дят неск. ма­ги­ст­раль­ных га­зо­про­во­дов, в т. ч. Урен­гой – Мед­ве­жье – Ниж­няя Ту­ра – Ека­те­рин­бург – Че­ля­бинск (действует круп­ная га­зо­ком­прес­сор­ная стан­ция Ниж­не­ту­рин­ская), неф­те­про­вод Сур­гут – По­лоцк (Бе­ло­рус­сия) (неф­те­пе­ре­ка­чи­ваю­щие стан­ции Пла­ти­на, Ар­бат­ская).

Лит.: Ани­ми­ца Е. Г. Го­ро­да Сред­не­го Ура­ла. Сверд­ловск, 1983; Ко­ва­лев Ю. И. Ле­то­пись Ниж­ней Ту­ры: 1754–1999. Ниж­няя Ту­ра, 1999; Бе­ло­бо­ро­дов С. У под­но­жья Шай­тан-го­ры. Очер­ки ис­то­рии Ниж­ней Ту­ры // Де­ти го­ры Бла­го­дать. Ека­те­рин­бург, 2006, Вой­тен­ко А. А. На той да­ле­кой, на гра­ж­дан­ской… Па­мят­ни­ки и па­мят­ные мес­та гра­ж­дан­ской вой­ны на Сред­нем Ура­ле (1918–1919 гг.). Ека­те­рин­бург, 2007.

Вернуться к началу