Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУНА́Й

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 408-410

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Михайлова
Рукав в дельте Дуная. Фото М. В. Михайловой
Дунай в теснине Казане. Фото М. В. Михайловой

ДУНА́Й (греч. Ἴstroς – Истр; лат. Da­nu­bi­us; нем. Donau; венг. Duna; чеш. Du­naj; серб., болг. Ду­нав; рум. Dunărea), ре­ка в Гер­ма­нии, Ав­ст­рии, Сло­ва­кии, Венг­рии, Хор­ва­тии, Сер­бии, Ру­мы­нии, Бол­га­рии, Мол­да­вии и Ук­раи­не; вто­рая (по­сле Вол­ги) в Ев­ро­пе по дли­не и во­донос­но­сти. Пред­по­ло­жи­тель­но на­зва­на кель­та­ми, жив­ши­ми в её вер­ховь­ях (кельт. Да­ну; Danu – стре­ми­тель­ный, бур­ный, бы­ст­рый). Дли­на 2857 км, пл. бас­сей­на 817 тыс. км2. Ис­то­ком Д. яв­ля­ет­ся ме­сто слия­ния не­боль­ших рек Бре­ге и Бри­гах на вост. скло­нах Шварц­валь­да на выс. 676 м. Впа­да­ет в Чёр­ное м., об­ра­зуя дель­ту. Ср. ук­лон ре­ки 0,24‰. В Д. впа­да­ет бо­лее 300 при­то­ков. В бас­сей­не ре­ки мно­го гор­ных (гл. обр. в Аль­пах, напр. Ким­зе, Ат­тер­зе), рав­нин­ных (напр., Ной­зид­лер-Зе, Ба­ла­тон) и пой­мен­ных озёр. Д. под­раз­де­ля­ют на Верх­ний, Сред­ний и Ниж­ний.

Верх­ний Ду­най (от ис­то­ка до Де­вин­ских Во­рот – су­же­ния до­ли­ны в мес­те со­еди­не­ния от­ро­гов Вост. Альп с Ма­лы­ми Кар­па­та­ми) – ти­пич­но гор­ная ре­ка, рус­ло и до­ли­на име­ют су­же­ния и рас­ши­ре­ния. В ниж­ней час­ти уча­ст­ка ши­ри­на рус­ла от 110 до 300–400 м. Осн. при­то­ки: Ил­лер, Лех, Изар, Инн, Энс (пра­вые), Альт­мюль, Наб, Ре­ген, Мо­ра­ва (ле­вые). Сред­ний Ду­най ог­ра­ни­чен Де­вин­ски­ми Во­ро­та­ми и Же­лез­ны­ми Во­ро­та­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в тес­ни­не Ка­та­рак­ты, ме­ж­ду Юж. Кар­па­та­ми и зап. от­ро­га­ми гор Ста­ра-Пла­ни­на. На этом уча­ст­ке ре­ка пе­ре­се­ка­ет Сред­не­ду­най­скую низ­мен­ность. Ни­же г. Бу­да­пешт рез­ко из­ме­ня­ет на­прав­ле­ние те­че­ния с вос­точ­но­го на юж­ное, ок. г. Бел­град вновь по­во­ра­чи­ва­ет на вос­ток. Ши­ри­на рус­ла уве­ли­чи­ва­ет­ся до 800–1000 м. Сред­ний Ду­най при­ни­ма­ет мно­го пол­но­вод­ных при­то­ков, наи­бо­лее круп­ные – Дра­ва, Са­ва, Ве­ли­ка-Мо­ра­ва (пра­вые), Ваг, Грон, Ипель, Ти­са, Ти­миш (ле­вые). Тес­ни­на Ка­та­рак­ты ра­нее бы­ла по­ро­жи­стым уча­ст­ком рус­ла дли­ной 117 км, её са­мые уз­кие (до 150–300 м) и глу­бо­кие мес­та – Ка­за­не и Же­лез­ные Во­ро­та. По­сле со­ору­же­ния Джер­дап­ско­го во­до­хра­ни­ли­ща этот уча­сток пол­но­стью за­то­п­лен.

Ниж­ний Ду­най (от Же­лез­ных Во­рот до устья) про­те­ка­ет по Ниж­не­ду­най­ской низ­мен­но­сти. Ши­ри­на рус­ла от 700 до 1200 м. Осн. при­то­ки: Ти­мок, Ого­ста, Ис­кыр, Вит, Осым, Ян­тра (пра­вые), Жиу, Олт, Ард­жеш, Яло­ми­ца, Си­рет, Прут (ле­вые). Ниж­ний Ду­най за­кан­чи­ва­ет­ся об­шир­ной (4200 км2) низ­мен­ной дель­той (80% её пло­ща­ди на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии Ру­мы­нии, 20% – Ук­раи­ны). Для дель­ты Д. ха­рак­тер­ны мно­го­числ. ру­ка­ва, про­то­ки, озё­ра, плав­ни. Об­щая пло­щадь внут­ри­дель­то­вых озёр, при­дель­то­вых озёр-­ли­ма­нов и озёр-ла­гун ок. 2000 км2. В вер­ши­не дель­ты Д. де­лит­ся на ру­ка­ва – Ки­лий­ский (дли­на 116 км) и Туль­чин­ский (17 км), ко­то­рый, в свою оче­редь, раз­де­ля­ет­ся на Су­лин­ский (76 км) и Ге­ор­ги­ев­ский (по­сле спрям­ле­ния 77 км) ру­ка­ва. Дель­та от­ли­ча­ет­ся боль­шим био­раз­но­об­ра­зи­ем; здесь на­счи­ты­ва­ют св. 5000 ви­дов рас­те­ний и жи­вот­ных. Тро­ст­ни­ко­вые за­рос­ли в дель­те Д. – са­мые об­шир­ные (1560 км2) и ком­пакт­ные в ми­ре. Толь­ко здесь, на дель­то­вых озё­рах, встре­ча­ют­ся «плау­ры» – пла­ваю­щие ков­ры жи­вой и от­мер­шей рас­ти­тель­но­сти. В дель­те Д. – за­по­вед­ни­ки Ду­най­ский (Ук­раи­на) и Дель­та Ду­ная (Ру­мы­ния).

Пи­та­ние сме­шан­ное (сне­го­вое и до­ж­де­вое). Чёт­ко вы­де­ля­ют­ся дли­тель­ные ве­сен­не-лет­нее по­ло­во­дье и лет­не-осен­няя ме­жень, а так­же зим­ний и осен­ний па­вод­ки. В ре­зуль­та­те по­те­п­ле­ния кли­ма­та, ран­не­го сне­го­тая­ния и уве­ли­че­ния ко­ли­че­ст­ва осад­ков по­ло­во­дье в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия на­сту­па­ет в бо­лее ран­ние сро­ки, а его вы­со­та не­мно­го воз­росла. Со­ору­же­ние мно­го­числ. во­до­хра­ни­лищ на Д. и его при­то­ках поч­ти не ока­за­ло влия­ния на сток во­ды. На­вод­не­ния во вре­мя по­ло­во­дья и па­вод­ков на Сред­нем и Ниж­нем Ду­нае не толь­ко со­хра­ни­лись, но и уси­ли­лись (экс­тре­маль­ные па­во­док 2002 и по­ло­во­дье 2006). Ве­ли­чи­на се­зон­ных ко­ле­ба­ний уров­ней во­ды на Верх­нем и Сред­нем Ду­нае до 6–8 м, на Ниж­нем Ду­нае – до 4 м. Дель­та под­вер­же­на влия­нию сгон­но-на­гон­ных ко­ле­ба­ний уров­ня до ±1–1,5 м. Сред­не­годо­вой рас­ход во­ды в вер­ши­не дель­ты 6500 м3/с (го­до­вой объ­ём сто­ка 205 км3); наи­бо­лее мно­го­вод­ный при­ток – Са­ва (50,8 км3/год). Сток взве­шен­ных на­но­сов 36 млн. т/год (до со­ору­же­ния Джер­дап­ско­го во­до­хра­ни­ли­ща 50–65 млн. т/год). Ле­до­став на Верх­нем и Сред­нем Ду­нае обыч­но с се­ре­ди­ны ян­ва­ря до се­ре­ди­ны фев­ра­ля, на Ниж­нем Ду­нае – с кон­ца ян­ва­ря до на­ча­ла фев­ра­ля. В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия про­дол­жи­тель­ность пе­рио­да с ле­до­вы­ми яв­ле­ния­ми умень­ши­лась. Во­ды Д. за­гряз­не­ны, воз­рос­ла кон­цен­тра­ция тя­жё­лых ме­тал­лов, неф­те­про­дук­тов, со­еди­не­ний азо­та и фос­фо­ра, фе­но­лов и ор­га­нич. ве­ществ. Гл. ис­точ­ни­ки за­гряз­не­ния – сточ­ные во­ды пром. пред­при­ятий, хо­зяй­ст­вен­но-бы­то­вые и с.-х. сточ­ные во­ды.

Вод­ные ре­сур­сы Д. ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся при­ду­най­ски­ми стра­на­ми. Во­про­сы су­до­ход­ст­ва ре­гу­ли­ру­ет Ду­най­ская ко­мис­сия (г. Бу­да­пешт). Д. су­до­хо­ден от г. Ре­генс­бург (Гер­ма­ния). Осн. гру­зо­пе­ре­воз­ки осу­ще­ст­в­ля­ют­ся по Сред­не­му и Ниж­не­му Ду­наю. Для улуч­ше­ния ус­ло­вий су­до­ход­ст­ва и за­щи­ты от на­вод­не­ний Д. на всём про­тя­же­нии за­ре­гу­ли­ро­ван мно­го­числ. пло­ти­на­ми, про­во­дят­ся ра­бо­ты на мел­ко­вод­ных уча­ст­ках и в дель­те. В 1984 в Ру­мы­нии ме­ж­ду реч­ным пор­том Чер­на­водэ и мор. пор­том Кон­стан­ца от­крыт шлю­зо­ван­ный су­до­ход­ный ка­нал Ду­най – Чёр­ное мо­ре. В 1992 по­стро­ен ка­нал Ду­най – Майн – Рейн, со­еди­нив­ший Чёр­ное и Се­вер­ное мо­ря. Боль­шой вод­ный по­тен­ци­ал ре­ки ис­поль­зу­ет­ся в це­лях энер­ге­ти­ки (круп­ный гид­ро­узел Jerdap-1 в Ру­мы­нии и Сер­бии, кас­кад ГЭС в Гер­ма­нии и Ав­ст­рии, ГЭС Gabčikovo в Сло­ва­кии). В дель­те Д. раз­ви­ты с. х-во, лов и пе­ре­ра­бот­ка ры­бы; ту­ризм. Круп­ней­шие го­ро­да и пор­ты на Д. (вниз по те­че­нию) – Ре­генс­бург (Гер­ма­ния), Линц, Ве­на (Ав­ст­рия), Бра­ти­сла­ва (Сло­ва­кия), Бу­да­пешт (Венг­рия), Но­ви-Сад, Бел­град (Сер­бия), Ру­се (Бол­га­рия), Брэи­ла, Га­лац, Су­ли­на (Ру­мы­ния), Ре­ни, Из­ма­ил (Ук­раи­на).

Лит.: Hydrology of the river Danube. Brat., 1988; Ми­хай­лов В. Н., Мо­ро­зов В. Н., Кор­ни­лов М. В. Гид­ро­ло­гия дель­ты Ду­ная. М., 2004.

Вернуться к началу